г. Казань |
|
25 июня 2013 г. |
Дело N А55-19694/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" - Орловой Н.Г., доверенность от 01.01.2013 N СНГ-182/13,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2012 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Семушкин В.С., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-19694/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтегаз", (ИНН 6315229162, ОГРН 1026300956990) к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара, о признании незаконным предписания от 03.06.2010, с участием третьих лиц: главы муниципального района Исаклинский Самарской области, Самарская область, с. Исаклы, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - ОАО "Самаранефтегаз", общество) с заявлением о признании незаконным предписания Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство) от 03.06.2010 об устранении нарушения лесного законодательства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.08.2011, принятые по данному делу, отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013, заявленные требования удовлетворены частично. Предписание министерства от 03.06.2010 в части обязания ОАО "Самаранефтегаз" заключить договор аренды лесных участков, имеющих местоположение: Самарская область, Исаклинский район, Сергиевское лесничество, Аделяковское участковое лесничество, квартал N 8, выдел N 2 для разработки месторождений полезных ископаемых со скважины N 428 Якушинкского месторождения, а так же на все объекты общества, расположенные на участках лесного фонда Сергиевского лесничества путем подачи заявления в министерство; в части обязания составления проекта освоения лесов на лесные участки, имеющие местоположение: Самарская область, Исаклинский район, Сергиевское лесничество, Аделяковское участковое лесничество, квартал N 21, выдел N 12,13 на площади 0,38 га для эксплуатации линии электропередачи ЛЭП ВЛ-6 кВ и объекта "Сбор нефти и газа со скважины N 1 Юдинского месторождения" признано недействительным. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Самаранефтегаз" в соответствии с действующим законодательством. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2012 и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013, министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебным акт, которым в удовлетворении требований общества отказать в полном объеме. Ссылаются на то, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением в применении норм материального права, полагают, что судебными инстанциями неполно выяснены обстоятельства дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные. Ссылается на то, что доводы министерства, изложенные в кассационной жалобе, не соответствуют обстоятельствам дела.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами обеих инстанций норм права, установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что министерством в отношении общества проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом лесного законодательства. По итогам проверки составлен акт проверки от 03.06.2010 N 1, на основании которого обществу выдано предписание от 03.06.2010 об устранении нарушения лесного законодательства (далее - предписание).
Согласно указанному предписанию общество обязано в срок до 01.08.2010 проложить минерализованную полосу по границам объекта (территории), имеющего местоположение: Самарская область, Исаклинский район, Сергиевское лесничество, Аделяковское лесничество, квартал N 8, выдел N 2 для разработки месторождения полезных ископаемых со скважины N 428 Якушкинского месторождения; до 01.02.2011 заключить договор аренды лесных участков названного местоположения, а также под линейными объектами заявителя, расположенными на участках лесного фонда Сергиевского лесничества, путем подачи заявления в министерство в соответствии с порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48, и согласно статьям 9, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент вынесения предписания (далее - Лесной кодекс).
Кроме того, обществу предписано в срок до 01.09.2010 разработать и представить в министерство проект освоения лесов, находящихся на арендуемых участках, с положительным заключением государственной экспертизы.
Не согласившись с предписанием министерства, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, руководствуясь нормами Лесного кодекса, Земельного кодекса Российской Федерации, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон 221-ФЗ), Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении части требований общества.
Судами обеих инстанций установлено, что между обществом и главой муниципального района 09.03.2005 заключен договор аренды земельного участка, относящегося к 5 землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения, информатики и иного назначения (далее - земли промышленности), площадью 664 241,23 кв. м., кадастровый номер 63:19:00 00 000:0063, для размещения производственных объектов на Якушкинском месторождении нефти, расположенных на территории Исаклинского района.
Данный договор аренды земельного участка от 09.03.2005 не оспорен, в установленном порядке недействительным не признан.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права Российской Федерации от 28.04.2004 серии 63-АБ N 082690 и сведениями государственного кадастра недвижимости, земельный участок кадастровый номер 63:19:00 000:63 отнесен к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 18.03.2005 серия 63-АБ N 427990 оформлено право Российской Федерации на участок лесного фонда с кадастровым N 63:19:0000000:1306(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 664 241,23 кв. м. с кадастровым номером 63:19:00 00 000:0063, расположенный по адресу: Самарская область, Исаклинский район, земли СПК им. Калинина, СПК "Шунгут" Сергиевского лесхоза (далее - земельный участок), как на земли промышленности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.04.2004, то есть ранее оформления права Российской Федерации на участок лесного фонда с кадастровым N 63:19:0000000:1306(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0 площадью 75 930 000 кв. метров - 17.03.2005.
В соответствии со статьями 87, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
В материалах дела отсутствуют доказательства перевода земельного участка из категории земель промышленности в земли лесного фонда, а также доказательства снятия земельного участка с государственного кадастрового учета в связи с его преобразованием, в результате которого он вошел в состав земельного участка с кадастровым N 63:19:0000000:1306(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0 площадью 75 930 000 кв. метров.
Следовательно, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о признании доводов министерства об отнесении данных земельных участков к категории земель лесного фонда необоснованными и противоречащими требованиям статей 7, 67, 69 Лесного кодекса, статей 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Так же судами обеих инстанций установлено, что министерством не представлено доказательств, подтверждающих довод министерства, что скважина N 428 Якушкинского месторождения является линейным объектом.
Касательно пункта 3 обжалуемого предписания, которым обществу предписано составить проект освоения лесов, на лесные участки, имеющие местоположение: Самарская область, Исаклинский район, Сергиевское лесничество, Аделяковское участковое лесничество, квартал N 21, выдел N 12, 13 на площади 0,38 га для эксплуатации линии электропередачи ЛЭП ВЛ-6кВ и объекта "Сбор нефти и газа со скважины N 1 Юдинского месторождения" и провести государственную регистрацию прав на лесные участки, суды обеих инстанций правомерно ссылаются на его противоречие статье 125 ГК РФ. В соответствии с Порядком государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденным Приказом МПР России от 14.05.2007 N 125 для проведения экспертизы проекта освоения лесов необходимо предоставление зарегистрированного договора аренды лесного участка. Таким образом, обязанность по государственной регистрации договора аренды лесного участка не может быть исполнена заявителем до момента государственной регистрации права Российской Федерации на данный лесной участок.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, направлены на переоценку выводов судов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, предусмотренных статьей 288 оснований для отмены судебных актов судебная коллегия кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А55-19694/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 июня 2013 г. N Ф06-5532/13 по делу N А55-19694/2010
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5532/13
19.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16632/12
09.11.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19694/10
22.05.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 16576/11
29.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16576/11
10.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16576/11
12.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16576/11
17.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6276/11
13.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2653/11
31.01.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19694/10