г. Казань |
|
04 июля 2013 г. |
Дело N А65-21200/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Неон-Арт-М" - Гавриловой Т.Д., доверенность от 11.01.2013 б/н,
муниципального казенного учреждения "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Максименковой Е.В., доверенность от 04.07.2013 N 28,
Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - Максименковой Е.В., доверенность от 19.07.2012 N 5832/ИК,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Неон-Арт-М"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2012 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 (председательствующий судья - Захарова Е.И., судьи Семушкин В.С., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-21200/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Максимал" (ИНН 1655103785, ОГРН 1061655003871) общества с ограниченной ответственностью "Неон-Арт-М" (ИНН 1655030103, ОГРН 1021602825958) к муниципальному казенному учреждению "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (ИНН 1655149797, ОГРН 1071690075797), Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании документации об аукционе на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани не соответствующей действующему законодательству, при участии третьих лиц: Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Государственного унитарного предприятия "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Максимал" и общество с ограниченной ответственностью "Неон-Арт-М" (далее - общество "Неон-Арт-М") обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - управление наружной рекламы), Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее - исполнительный комитет) о признании недействительной документации об аукционе на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани по лотам N 12, 18, 26, 27 и их обязании предоставить подтверждающие документы по определению начальной (минимальной) цены договора (цены лота) с учетом норм законодательства, регулирующего оценочную деятельность в Российской Федерации (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган), Государственное унитарное предприятие "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - агентство по государственному заказу).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Неон-Арт-М" просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Управлением наружной рекламы (организатор аукциона) 17.07.2012 в сети Интернет на сайте www.kzn.ru и www.223.zakazrf.ru размещена информация о проведении аукциона на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани в 2012 году (лоты N 12, 18, 26, 27) и опубликована аукционная документация (пункт 5 аукционной документации).
По мнению заявителей, названная информация в соответствии со статьями 17, 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 N 767 "Об определении официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов_" подлежала опубликованию не на сайте муниципального органа субъекта Российской Федерации, а на официальном сайте торгов Российской Федерации www.torgi.qov.ru, что в силу пункта 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции" является основанием для признания торгов недействительными. Кроме того, размещенная на указанном сайте аукционная документация не утверждена управлением наружной рекламы, не содержит сроков внесения на расчетный счет заявителя денежных средств и заключения договора, отсутствует информация о формировании стартовых цен.
Согласно статье 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров за исключением случаев, указанных в частях 1, 3.1 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 17.1 вышеназванного закона указанный порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Пунктом 1 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускается иной порядок распоряжения государственным или муниципальным имуществом в случае установления такого порядка, в том числе федеральными законами Российской Федерации.
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суды, исходя из вышеизложенных норм, сделали правильный вывод о том, что требования статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не подлежат применению при проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Такие торги регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5.21 решения Казанской городской Думы от 26.11.2009 N 9-44 "О размещении средств наружной рекламы и информации в г. Казани" (опубликован в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани от 03.12.2009 N 25) торги на право размещения средств наружной рекламы и информации на территории г. Казани проводятся в форме открытого аукциона.
В соответствии с пунктом 1.1 постановления исполнительного комитета от 09.07.2012 N 4594 "О порядке проведения торгов на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани в 2012 году" (далее - Постановление N 4594) заказчиком и организатором торгов на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани в 2012 году был определен исполнительный комитет в лице управления наружной рекламы.
Пунктами 1.2, 1.4 Постановления N 4594 установлено, что источником публикации информации о торгах на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани является сайт www.kzn.ru/torgi. Электронной площадкой для проведения открытого аукциона на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани в 2012 году в электронной форме - площадка агентства по государственному заказу (www.223.zakazrf.ru).
Следовательно, размещаемые на указанных сайтах документы являются официальными документами по торгам.
Вышеназванный перечень нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Казани, устанавливающий форму торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, порядок проведения таких торгов, типовые формы документации о торгах и договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций соответствует законодательству Российской Федерации.
При этом судами правомерно отклонен довод заявителя о том, что в документации об аукционе не содержится информация (сведения) в соответствии с пунктами 105, 114, 139 порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (приказ Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67), поскольку изложенный порядок не распространяется на торги, размещенные управлением наружной рекламы.
Таким образом, управлением наружной рекламы (организатором торгов) информация о проведении торгов на право размещения средств наружной рекламы и информация в типовом исполнении на территории г. Казани была опубликована в официальном источнике публикации информации о торгах на сайте www.kzn.ru/torgi и на электронной торговой площадке www.223.zakazrf.ru.
Требование об обеспечении заявки (задатка), порядок его оплаты указаны в "Регламенте организации и проведения открытых аукционов в электронной форме для закупок товаров, работ, услуг на электронной площадке www.223.zakazrf.ru.", утвержденные агентством по государственному заказу. Данный регламент не противоречит Постановлению N 4594, поэтому доводы заявителя о его несоответствии законодательству судами обоснованны отклонены.
Пунктами 9.2.2, 10.6, 10.11, 10.12 указанного регламента установлено, что заказчик, уполномоченный орган обязан установить финансовое обеспечение заявки от 0,5 процентов до пяти процентов начальной максимальной цены договора в форме денежных средств, перечисляемых на счет, открытый оператором электронной площадки участнику размещения заказа при аккредитации на электронной площадке. Подача заявки в электронном аукционе возможна при наличии у участника размещения заказа на счете, открытом ему оператором, денежных средств, достаточных для внесения обеспечения заявки участника размещения заказа. В течение одного часа с момента поступления на электронную торговую площадку заявки от участника размещения заказа, оператор площадки, производит блокировку денежных средств участника размещения заказа в размере суммы обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, размещенных на счете оператора площадки. Оператор проверяет заявку участника размещения заказа в течение 2 часов с момента получения и возвращает ее в случае отсутствия на счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, в отношении которых не осуществлено блокирование по обеспечению заявок на иные электронные аукционы.
В случае выявления нарушений условий подачи заявки на участие в электронном аукционе такая заявка не включается в реестр заявок аукциона.
Кроме того, вышеназванным регламентом установлен "Шаг аукциона" на электронной площадке и порядок определения цены. Пунктом 9.2.4 документации об аукционе на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани установлено, что "Шаг аукциона" составляет от 0,5 до одного процента от начальной цены лота.
Приложение N 1 к документации об аукционе содержит указание на позицию и размер стартовой цены лота выраженную в рублях, соответствующее постановлению исполнительного комитета от 25.05.2012 N 3343 "О стартовых ценах в торгах на право размещения средств наружной рекламы и информации в г. Казани" и экономическое обоснование стартовых цен в торгах на право установки рекламных конструкций с 01.06.2012, рецензии на экономическое обоснование.
Документация об аукционе на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани (в соответствии с постановлением исполнительного комитета от 09.07.2012 N 4954) содержит указание на номер позиции, проектный номер, указание на район, адрес (улицу, проспект, переулок, площадь и номера дома), уточнение местоположения, зонирование, графическую часть и ситуационный план с указанием места размещения средства наружной рекламы и информации. Таким образом, судами обоснованно не приняты доводы заявителей об отсутствии в документации об аукционе мест для размещения рекламной конструкции.
Кроме того, судами правомерно указано, что поскольку в силу вышеназванного законодательства при проведении аукциона на право размещения рекламы применяются нормативные акты муниципального образования, судом не могут быть положены в основу принятого решения доводы обществ со ссылкой на пункт 7 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, об отсутствии в аукционной документации срока заключения договора.
Между тем пунктом 10.14. документации об аукционе установлено, что победитель аукциона, оплативший право заключения договора на установку и эксплуатацию средства наружной рекламы и информации на территории г. Казани, в течение трех месяцев с момента подтверждения организатором аукциона оплаты права, без использования функционала электронной площадки, должен заключить с уполномоченным органом указанный договор на бумажном носителе и оформить в установленном порядке требуемую разрешительную документацию.
В случае выявления в срок, установленный для заключения договора на установку и эксплуатацию средства наружной рекламы и информации на территории г. Казани, невозможности установки средства наружной рекламы и информации по независящим от победителя аукциона причинам (сезонность выполнения работ по монтажу рекламной конструкции, сложная геология грунтов и другие) по письменному обращению победителя в адрес лица, уполномоченного на заключение договора на установку и эксплуатацию средства наружной рекламы и информации на территории г.Казани, вышеуказанный срок может быть продлен до шести месяцев. Решение о продлении срока заключения договора принимается Комиссией.
Следовательно, организатором торгов предусмотрен срок заключения договора, а именно в течение трех месяцев с момента подтверждения организатором аукциона оплаты права.
Судами правомерно отклонен довод заявителей о несоответствии аукционной документации Правилам в части неразмещения информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru, определения начальной (максимальной) цены лотов, установления возможности изменения заключенного договора по соглашению сторон, поскольку они противоречат вышеназванным нормативным актам.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 N 767 "Об определении официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и определении уполномоченного на его ведение федерального органа исполнительной власти" в качестве официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, торгов по продаже права на заключение договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды таких земельных участков для жилищного строительства, по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства, а также торгов на право заключения договоров о развитии застроенной территории, на право заключения хозяйственного соглашения и на право пользования участками недр определен сайт www.torgi.gov.ru.
Следовательно, информация о торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не подлежит размещению на указанном сайте.
Кроме того, в материалах дела имеется решение антимонопольного органа, принятое по жалобам на действия организаторов торгов (управление наружной рекламы), в котором антимонопольным органом дана оценка доводам заявителей, аналогичным доводам, рассматриваемым в настоящем деле. Жалоба заявителей антимонопольным органом признана необоснованной.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 по делу N А65-21200/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Неон-Арт-М" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 N 767 "Об определении официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и определении уполномоченного на его ведение федерального органа исполнительной власти" в качестве официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, торгов по продаже права на заключение договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды таких земельных участков для жилищного строительства, по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства, а также торгов на право заключения договоров о развитии застроенной территории, на право заключения хозяйственного соглашения и на право пользования участками недр определен сайт www.torgi.gov.ru."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 июля 2013 г. N Ф06-3918/13 по делу N А65-21200/2012
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3918/13
12.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16381/12
13.11.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13216/12
31.10.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-21200/12
25.10.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14046/12
17.10.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13513/12
21.09.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11204/12
13.09.2012 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-21200/12
20.08.2012 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-21200/12
14.08.2012 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-21200/12