г. Казань |
|
05 июля 2013 г. |
Дело N А55-25689/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Александрова В.В., Гарифуллиной К.Р.,
при участии представителей:
ответчика - Карповой Н.В. (приказ от 24.03.2010), Малинина И.А. (доверенность от 22.04.2013),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарской областной общественной организации профилактики и помощи онкологическим больным "Сила жизни"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.12.2012 (судья Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2013 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А55-25689/2012
по исковому заявлению государственного казенного учреждения Самарской области "Центр занятости населения г.о. Самара", г. Самара (ИНН 6317040067) к Самарской областной общественной организации профилактики и помощи онкологическим больным "Сила жизни", г. Самара (ОГРН 1056300007818, ИНН 6318145270) о взыскании в областной бюджет субсидий,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Самарской области "Центр занятости населения г.о. Самара" (далее - заявитель, Центр занятости населения) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с Самарской областной общественной организации профилактики и помощи онкологическим больным "Сила жизни" (далее - общественная организация, СООО ППОБ "Сила жизни", ответчик) в областной бюджет г.о. Самара субсидий в размере 1 578 960 руб.
Исковые требования основаны на положениях статей 15, 1102, 1103, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и постановлении Правительства Самарской области от 25.03.2011 N 113 и мотивированы тем, что в рамках заключенного между сторонами договора от 30.06.2011 N 06-30-1/70 о предоставлении субсидии СООО ППОБ "Сила жизни" представлены из областного бюджета социальные выплаты в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по содействию трудоустройству незанятых инвалидов. Однако в нарушение действующего законодательства, условий договора ответчиком полученные денежные средства были израсходованы с нарушением целевого использования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2013 по делу N А55-25689/2012 заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что ответчиком нарушен абзац 3 пункта 6 Порядка предоставления юридическим лица и индивидуальным предпринимателям-производителям услуг в сфере содействия занятости населения Самарской области в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей инвалидов, многодетных родителей (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25.03.2011 N 113, а также не соблюден пункт 2.2.6 договора от 30.06.2011 N 06-30-1/07 в части сохранения занятости трудоустроенных инвалидов в течении 12 месяцев со дня перечисления субсидии.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, СООО ППОБ "Сила жизни" просит состоявшиеся судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При этом заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что имело место два договора, от 30.06.2011 N 06-30-1/07 на приобретение оборудования для работающих инвалидов и от 12.12.2011 N 12-27-17/07 - предоставление субсидий в целях возмещения затрат на оплату труда незанятых инвалидов. Считает, что все перечисленные денежные средства были использованы в соответствии с условиями заключенного договора. Поскольку субсидии были перечислены с опозданием на пять месяцев, а второй договор на оплату труда инвалидов был заключен позднее, приобретение оборудования для работы было приобретено с задержкой по вине Центра занятости. Кроме того оплата труда должна была производится по условиям договора через шесть месяцев, с чем работающие инвалиды не были согласны, поэтому по различным причинам увольнялись с общественной организации в том числе и по состоянию здоровья, а также в виду необходимости получения свидетельства о переосвидетельствовании инвалидности.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме. Дополнительно пояснив, что правовые основания для удержания сотрудников на рабочих местах в течении 12 месяцев в соответствии с условиями Трудового кодекса Российской Федерации отсутствуют. Кроме того выполнить условия договора в течении 12 месяцев при задержке оплаты субсидий, а также его специфичности в виду особого контингента устраивающихся на работу сотрудников, при фактическом отсутствии финансирования на организацию работы в общественной организации, не представляется возможным.
Центром занятости надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направил, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании 27.06.2013 был объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 28.06.2013 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), после окончания, которого судебное заседание было продолжено в том же составе суда.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 30.06.2011 Центром занятости населения и СООО ППОБ "Сила жизни" заключен договор от 30.06.2011 N 06-30-1/07 "О предоставлении субсидий юридическим лицам - производителям услуг в сфере содействия занятости населения в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по содействию трудоустройству незанятых инвалидов" (далее по тексту - Договор).
Предметом договора являлось сотрудничество "Центра" и "Работодателя" по содействию трудоустройству незанятых инвалидов в рамках реализации программы дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Самарской области на 2011 год и предоставление субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по содействию трудоустройству инвалидов. При этом "Работодатель" должен создать трудоустроенным инвалидам условия, предусмотренные правилами и нормами по охране труда и технике безопасности, а также индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В соответствии с пунктом 2.1.3. истец перечисляет субсидии из областного бюджета ответчику в размере не более 1 578 960 руб. на 30 специальных рабочих мест для инвалидов.
Согласно пункту 2.2.2 договора общество осуществляет оснащение (дооснащение) 30 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Условиями пункта 2.1.4. предусмотрено, что истец перечисляет субсидии при условии предоставления ответчиком документов, указанных в пункте 2.2.8.
В силу указанного пункта договора ответчик должен предоставить истцу следующие документы: сведения о намерении оснастить (дооснастить) рабочие места для трудоустройства инвалидов, копии трудовых договоров, заключенных с инвалидами, копии договоров на приобретение, монтаж, установку оборудования, копии актов выполненных работ по оснащению мест трудоустройства инвалидов, копии товарных накладных.
Сумма средств, перечисленная по вышеуказанному договору на оснащение 30 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, составила 1 578 960,00 руб., которая перечислена общественной организации по платежным поручениям от 28.11.2011 N 5358, от 25.11.2011 N 2368433.
При этом в каждом платежном поручении указано в качестве основания перечисления денежных средств - акт ввода рабочих мест.
Во исполнение условий Договора в соответствии с представленными в Центр занятости отчетными документами СООО ППОБ "Сила жизни" были трудоустроены на оснащенные специальные рабочие места 30 инвалидов.
С целью соблюдения условий Договора были организованы посещения организации СООО ППОБ "Сила жизни" сотрудниками Центра занятости по адресам: г. Самара, пр. Юных пионеров, д. 142 и ул. Часовая, д. 6., а также по месту фактического нахождения общества: г. Самара, ул. Олимпийская, д. 53, оформленные актами.
Исходя из представленных Центром занятости актов о посещении организации СООО ППОБ "Сила жизни", оборудование по первым двум адресам отсутствует, а по третьему адресу представлено не полностью. Имеющееся оборудование представлено не смонтировано, находится в чехлах, не подключено.
По мнению заявителя, ответчиком использованы денежные средства не по целевому назначению, в связи с чем Центр занятости обратился к ответчику с требованием о возврате перечисленной субсидии в размере 1 578 960 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Самарской области с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации (в редакции от 30.11.2011) Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные, в частности, на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской федерации.
В развитие указанного закона, постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" были утверждены Правила предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ (действующее в редакции Постановления правительства РФ от 27.12.2010 N 143).
В пункте 16 указанных Правил предусмотрено, что субсидии в случае ее нецелевого использования подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Порядком предоставления в 2011 году из областного бюджета социальных выплат, утвержденным Правительством Самарской области от 25.03.2011 N 113, социальные выплаты имеют целевое назначение и предоставляются на содействие по трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей - инвалидов, многодетных родителей.
В рамках спорного договора о предоставлении субсидий юридическим лицу - производителю услуг в сфере содействия занятости населения - СООО ППОБ "Сила жизни"в целях возмещения затрат с связи с оказанием услуг по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, заключенного в соответствии с вышеуказанным Порядком, установленным Правительством Самарской области, было перечислено для оснащения 30 специальных рабочих мест 1 578 960 руб.
Из акта проверки Центра занятости населения от 07.06.2012 использования перечисленных бюджетных средств, истцом указано, что использование пересиленных денежных средств осуществлялось по договору от 30.06.2011 N 06-30-1/07 (с учетом дополнительного соглашения к настоящему договору от 15.12.2011 N 1, от 20.08.2011 N 2) в размере 2 631 600 руб. - содействие по трудоустройству инвалидов. А также по договору от 12.12.2011 N 12-12-17/07 (доп. соглашение от 19.12.2011 N 1) в размере 1 319 958,30 руб. - оплата труда инвалидов. В данном акте указано об отсутствии какого-либо оборудования, а также документов, подтверждающих приобретение материальных ценностей.
Между тем в материалах дела имеется иной акт, составленный общественной организацией с участием инвалида от Центра занятости, в котором указано, что по фактическому месту нахождения СООО ППОБ "Сила жизни" находится швейное и иное оборудование и вместе с затратами на монтаж и доставку оборудования сумма расходов составляет 1 578 960 руб.
Представленному документу судом оценка не была дана.
Кроме того в указанных актах кроме ссылки на спорный договор имеется указание на дополнительное соглашение к договору от 15.12.2011 N 1, которое не было представлено в судебное заседание и не являлось предметом оценки суда.
Из вышеуказанных документов следует, что помимо договора от 30.06.2011 N 06-30-1/07 имелись иные договоры, касающиеся оплаты труда инвалидов.
По мнению коллегии, перечисление ответчику денежных средств на оплату труда инвалидов по иным договорам и фактическая оплата трудовой деятельности неразрывно связано с договором от 30.06.2011 N 06-30-1/07, поскольку по спорному договору ответчик обязан был приобрести оборудование именно для работы инвалидов, направленных Центром занятости.
Кроме того, в материалы дела представлен Акт-расчет, подтверждающий расходы по содействию трудоустройства инвалидов, составленный Центром по трудоустройству. Из указанного документа следует, что ответчиком представлены отчетные документы: договор поставки швейного оборудования, товарная накладная на приобретение оборудования, договор на оказание услуг по монтажу швейного оборудования, а также Акт выполненных работ от 26.12.2011 N 00000022.
Таким образом, данным актом истец подтвердил факт приобретения ответчиком оборудования на сумму 1 052 640 руб.
В соответствии с условиями договора ответчик несет ответственность за нецелевое использование субсидий, за недостоверность предоставляемой информации и отчетности, за организацию трудоустройства и оснащение (дооснащение) рабочих мест инвалидов на предприятии (пункт 2.9 договора).
При наличии в материалах дела договоров на приобретение оборудования для работы инвалидов от 04.07.2011, от 29.11.2011, от 21.12.2011; товарных накладных, указывающих на получение оборудования ответчиком от 06.07.2011 N 22, от 21.12.2011 N 42; приказов о приеме на работу и расторжение договоров в связи с увольнением инвалидов по разным причинам, в том числе и необходимости переосвидетельствования, трудовых договоров с инвалидами, направляемых на работу Центром занятости; представленных табелей учета рабочего времени работающих инвалидов; договоров на оказание услуг по монтажу поставленного оборудования от 21.12.2011, подтверждающих работу инвалидов на имеющемся оборудовании; актов по монтажу представленного оборудования от 11.07.2011 N 00000013, от 26.12.2011 N 00000022, акта ввода рабочих мест свидетельствуют о целевом использовании перечисленной субсидии ответчиком.
Учитывая основные цели социальной программы по трудоустройству незанятых инвалидов в рамках реализации программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2011 год, ответчиком условия договора по трудоустройству и приобретению оборудования для работы инвалидов выполнялись в соответствии с направлениями, указанными в договоре и постановлении Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 63.
Согласно части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При таких условиях, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть вышеизложенные обстоятельства, затребовать и дать надлежащую оценку приложению N 1 к договору, дополнительному соглашению к нему, на который имеется ссылка в актах осмотра помещений (от 15.12.2011 N 1), оценить условия поставки оборудования в соответствии с трудоустройством инвалидов, дать надлежащую оценку представленным документам, подтверждающим трудоустройство, приобретение и монтаж оборудования, необходимого для работы инвалидов, в том числе и Акту-расчету, подтверждающего расходы СООО ППОБ "Сила жизни" по содействию трудоустройства инвалидов, составленного истцом и в соответствии с установленным вынести правомерный судебный акт в соответствии с заявленными исковыми требованиями.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2013 по делу N А55-25689/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.А. Нафикова |
Судьи |
В.В. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме. Дополнительно пояснив, что правовые основания для удержания сотрудников на рабочих местах в течении 12 месяцев в соответствии с условиями Трудового кодекса Российской Федерации отсутствуют. Кроме того выполнить условия договора в течении 12 месяцев при задержке оплаты субсидий, а также его специфичности в виду особого контингента устраивающихся на работу сотрудников, при фактическом отсутствии финансирования на организацию работы в общественной организации, не представляется возможным.
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации (в редакции от 30.11.2011) Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные, в частности, на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 июля 2013 г. N Ф06-4676/13 по делу N А55-25689/2012