Краткая справка по теме: примерные формы претензий
В настоящее время действующее законодательство Российской Федерации не требует во всех случаях возникновения споров между хозяйствующими субъектами соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования такого спора до заявления иска в арбитражный суд.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 4 "Право на обращение в арбитражный суд" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 05.05.95. N 70-ФЗ) предусмотрено, что "если Федеральным законом установлен для определенной категории споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такового порядка".
Т.е. из общего порядка возможности заявления иска без процедуры соблюдения претензионного (доарбитражного) порядка урегулирования спора имеются два исключения: досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора необходимо соблюдать в тех случаях, когда:
- такое обязательное условие (положение) содержится в том или ином федеральном законе, как в частности, это предусмотрено в ст.ст.121-126 Устава железнодорожного транспорта РФ (Федеральный закон от 10.01.03. N 18-ФЗ), ст.ст.403-407 Кодекса торгового мореплавания РФ (Федеральный закон от 30.04.99. N 81-ФЗ), ст.ст.126 и 127 Воздушного кодекса РФ (Федеральный закон от 19.03.97. N 60-ФЗ, в редакции Федерального закона от 08.07.99. N 150-ФЗ) и др.;
- такое обязательное условие прямо предусмотрено положениями договора, заключенного между сторонами, которые на какой-то определенный момент являются участниками возникшего по исполнению и соблюдению условий (положений) упомянутого договора спора между ними.
Поскольку предъявление претензии (при соблюдении порядка изложенного выше) одним хозяйствующим субъектом другому, как общее правило, предполагает заявление иска в арбитражный суд, если возникший спор по договору участникам его (сторонам договора) не представилось возможным разрешить в доарбитражном (претензионном) порядке, заявителям претензий пользователям системы "Гарант" можно рекомендовать при составлении текста претензии (изложении претензионных требований) максимально и полно использовать требования ст.102 "Форма и содержание искового заявления "Арбитражного процессуального кодекса РФ, что далее облегчит заявителю составление искового заявления и поможет при рассмотрении такового на заседании арбитражного суда.
При оформлении претензий не следует путать понятия "груз" и "товар (продукция)":
- о грузе может идти речь, когда имеют место отношения с перевозчиком - органом транспорта (поэтому выражение "претензия о непоставке груза" вряд ли может считаться правильным). Как общее правило, в отношении груза, сданного перевозчику для транспортировки, может идти речь по вопросам утраты, недостачи, повреждения или порчи груза;
- в отношениях между хозяйствующими субъектами - сторонами хозяйственных договоров лучше употреблять либо наименование конкретного товара (продукции), либо для краткости по тексту документа использовать понятия - "товар" или "продукция".
Ниже вниманию пользователей системы "Гарант" предлагается несколько примерных форм претензий, которые могут быть использованы как ориентирующие образцы при подготовке текстов претензий (претензионных требований) в адрес стороны по договору, которая, по мнению заявляющей претензию другой стороны, является виновной в нарушении условий договора между ними.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.