г. Казань |
|
11 июля 2013 г. |
Дело N А55-27327/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Хайбулова А.А.,
при участии представителей:
ответчика - Черных А.А. (доверенность от 10.12.2012),
третьего лица (Министерства управления финансами Самарской области) - Медведкиной М.В. (доверенность от 20.12.2012),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "Асфальт плюс") - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.01.2013 (судья Зафран Н.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Морозов В.А., Туркин К.К.)
по делу N А55-27327/2012
по исковому заявлению администрации городского округа Жигулевск Самарской области (ИНН 6345003980, ОГРН 1026303244901) к Министерству транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (ИНН 6315800523, ОГРН 1036300468456) о взыскании 8 540 000 руб., с участием третьих лиц: Министерства управления финансами Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Асфальт плюс",
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Жигулевск Самарской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Министерство, ответчик) о взыскании задолженности в сумме 8 540 000 руб.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства управления финансами Самарской области (далее - Министерство управления финансами) и общества с ограниченной ответственностью "Асфальт плюс" (далее - ООО "Асфальт плюс").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.01.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт о прекращении производства по делу, полагая, что спор, возникающий в связи с перераспределением бюджетных средств различных уровней, неподведомственен арбитражному суду.
Министерство управления финансами также обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты, прекратить производство по делу. По мнению заявителя жалобы, судами нарушены нормы процессуального, материального права.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает кассационную жалобу без участия представителей администрации и ООО "Асфальт плюс", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей ответчика и Министерства управления финансами, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Правительства Самарской области от 01.10.2008 N 399 утверждена областная целевая программа "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения в Самарской области на 2009-2015 годы", которой предусмотрено выделение субсидий бюджетам городских округов в Самарской области, в том числе на реконструкцию и ремонт дорог местного значения (далее - постановление N 399).
Исполнение постановления N 399, в том числе и по предоставлению субсидий бюджетам городских округов в Самарской области возложено на Министерство.
06 августа 2010 года между Министерством и администрацией (получатель) заключено соглашение N 28-13/47 о предоставлении в 2010 году в бюджет городского округа Жигулевск субсидий из областного бюджета на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов в Самарской области" (далее - соглашение N 28-13/47).
Соглашение N 28-13/47 заключено в целях реализации мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения в Самарской области на 2009-2015 годы", утвержденной постановлением N 399.
Как предусмотрено пунктом 1.2 соглашения N 28-13/47, Министерство направляет в бюджет получателя субсидии в размере 8 540 000 руб.; максимальная доля средств областного бюджета в общем объеме финансирования не может составлять более 95 процентов.
В приложении N 1 к соглашению N 28-13/47 стороны согласовали перечень объектов ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2010 год по городскому округу Жигулевск, в который вошли работы по ремонту Механического пер., ул. Северной, ул. Гоголя, Отважного проезда.
Между администрацией (заказчик) и ООО "Асфальт плюс" (подрядчик) в соответствии с протоколом открытого аукциона от 01.10.2010 был заключен муниципальный контракт от 19.10.2010 N 1368 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах г.о. Жигулевск, согласно которому подрядчик обязался выполнить в 2010 году ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах г.о. Жигулевска, а именно: ул. Гоголя, проезда Отважный, переулка Механического, ул. Северной, а заказчик - принять и оплатить выполненные работы. Общая стоимость контракта составляет 8 989 473 руб. 69 коп., в том числе налога на добавленную стоимость 18%.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2011 по делу N А55-13898/2011 с администрации в пользу ООО "Асфальт плюс" взыскана задолженность в сумме 8 989 473 руб. 69 коп. за выполненные по указанному контракту работы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истцом выполнены условия соглашения N 28-13/47 по долевому финансированию расходных обязательств из местного бюджета. Администрация неоднократно обращалась в Министерство по вопросу предоставления бюджету городского округа Жигулевск субсидий из областного бюджета в рамках соглашения N 28-13/47 (от 23.03.2012 N 1825-Т, от 10.07.2012 N 4181, от 24.04.2012 N 2456).
Поскольку предусмотренные соглашением N 28-13/47 субсидии не были перечислены, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускаются.
В пункте 4.2 соглашения N 28-13/47 стороны согласовали, что спорные вопросы решаются в установленном законодательством порядке разрешения споров между юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 6.2 соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения обязательств по настоящему соглашению.
Как установлено судами, обязательство Министерства по предоставлению субсидии администрации, предусмотренное соглашением N 28-13/47, которое было заключено сторонами на основании нормативного акта субъекта Российской Федерации, не исполнено.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены заявленные исковые требования администрации.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонены доводы заявителей жалоб о том, что спор, возникающий в связи с перераспределением бюджетных средств различных уровней, неподведомственен арбитражному суду.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В соответствии со статьей 6 БК РФ межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 135 БК РФ межбюджетные трансферы из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме субсидий местным бюджетам.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
Согласно статье 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.09.2007 N 4757/07, по смыслу названной нормы процессуального законодательства определяющим моментом отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов является субъектный состав, предмет спора, экономический характер требований.
Как правильно указано судами, использование бюджетных средств органами местного самоуправления относится к экономической сфере их деятельности. Характер спора, основанного на бюджетно-финансовых отношениях, свидетельствует о его экономическом характере и вследствие этого - подведомственности арбитражному суду в соответствии со статьей 27 АПК РФ.
Указанная правовая позиция содержатся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2013 N 12381/12.
Также подлежит отклонению ссылка Министерства управления финансами на то, что органами местного самоуправления городского округа Жигулевск долгосрочная целевая программа, предусматривающая развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения, не принята, поэтому в силу пункта 4 статьи 139 БК РФ выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации противоречит действующему законодательству.
Указанный довод был предметом исследования суда апелляционной инстанции и правомерно им отклонен.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями установлены нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае, постановлением N 399, что соответствует пункту 3 статьи 139 БК РФ.
Как было указано выше, в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 12.12.2007 N 253 "О разработке и реализации областных целевых программ в Самарской области" в целях развития сети автомобильных дорог общего пользования местного значения Самарской области Правительство Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 01.10.2008 N 399 утверждена областная целевая программа "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения в Самарской области на 2009 - 2015 годы" (далее - Программа).
Основной целью Программы явилось увеличение протяженности, пропускной способности, а также достижение требуемого технического и эксплуатационного состояния дорог местного значения.
Согласно разделу 5 указанной Программы, реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе, формируемых за счет средств поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в следующих формах бюджетных ассигнований:
- предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий местным бюджетам;
- оплата государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в целях реализации полномочий Самарской области по организации и осуществлению инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований.
Отбор муниципальных образований Самарской области для предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Самарской области, предусмотренных Программой, осуществляется в соответствии с критериями отбора согласно приложению N 1 к настоящей Программе.
Предоставление и расходование субсидий, предусмотренных бюджетам муниципальных образований Самарской области в рамках реализации Программы, осуществляется в соответствии с порядком согласно приложению N 2 к настоящей Программе.
Соглашение от 06.08.2010 N 28-13/47 было заключено сторонами в целях соблюдения порядка предоставления и расходования субсидий, предусмотренных бюджетам муниципальных образований в Самарской области областной целевой программой "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения в Самарской области на 2009 - 2015 годы".
При заключении указанного соглашения, несоответствия муниципального образования критериям отбора не установлено, соглашение недействительным в установленном законом порядке не признано.
Поскольку ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения по городскому округу Жигулевск выполнен, что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А55-13898/2011, истцом обязательства, предусмотренные указанным соглашением, также исполнены, судами сделан правильный вывод об отсутствии оснований для уклонения ответчика от исполнения обязательств, принятых на основании постановления N 399 и соглашения N 28-13/47.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.01.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 по делу N А55-27327/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно указано судами, использование бюджетных средств органами местного самоуправления относится к экономической сфере их деятельности. Характер спора, основанного на бюджетно-финансовых отношениях, свидетельствует о его экономическом характере и вследствие этого - подведомственности арбитражному суду в соответствии со статьей 27 АПК РФ.
Указанная правовая позиция содержатся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2013 N 12381/12.
Также подлежит отклонению ссылка Министерства управления финансами на то, что органами местного самоуправления городского округа Жигулевск долгосрочная целевая программа, предусматривающая развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения, не принята, поэтому в силу пункта 4 статьи 139 БК РФ выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации противоречит действующему законодательству.
...
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями установлены нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае, постановлением N 399, что соответствует пункту 3 статьи 139 БК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 июля 2013 г. N Ф06-4880/13 по делу N А55-27327/2012