г. Казань |
|
18 июля 2013 г. |
Дело N А55-12893/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Желаевой М.З., Герасимовой Е.П.,
при участии представителей:
Федеральной налоговой службы - Дмитриевой Е.Л., доверенность от 13.05.2013, Пашенькиной О.А., доверенность от 13.05.2013,
администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области - Кашаевой И.В., доверенности от 06.09.2012, от 09.07.2013,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области, г. Нефтегорск Самарской области,
на определение Арбитражного суда Самарской области от 18.12.2012 (судья Коршикова Е.В.)
по делу N А55-12893/2010
по заявлению конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Нефтегорскжилсервис" Макова В.В. (от 23.08.2012 вх. 100568) к администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области, г. Нефтегорск Самарской области, с участием третьих лиц: администрации сельского поселения Кулешовка муниципального района Нефтегорский Самарской области, администрации сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области, о признании сделки недействительной в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Нефтегорскжилсервис", г. Нефтегорск Самарской области (ИНН 6377006511, ОГРН 1036303050838),
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Самарской области от 18.12.2012 признана недействительной сделка по изъятию имущества из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Нефтегорскжилсервис" (далее - МУП "Нефтегорскжилсервис", предприятие, должник), оформленная постановлением главы администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 27.01.2011 N 42 и актом приема-передачи от 03.02.2011 в части котла ДКВр 10-13 ГМ (инвентарный номер 40234).
С администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области в пользу МУП "Нефтегорскжилсервис" взыскано 1 825 163,43 рублей.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области просит отменить определение суда, как принятое с нарушениями норм права, принять по делу новое решение.
В судебном заседании кассационной инстанции 04.07.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 часов 40 минут 11.07.2013.
Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность обжалуемого судебного акта, находит его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Самарской области от 01.03.12 МУП "Нефтегорскжилсервис" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Маков Виктор Викторович (далее - Маков В.В.).
Конкурсный управляющий Маков В.В. обратился в суд с заявлением к администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области о признании сделки по изъятию имущества из хозяйственного ведения МУП "Нефтегорскжилсервис" по постановлениям главы администрации от 20.01.2011 N 14, от 27.01.2011 N 42 недействительной, применении последствий недействительности сделки в части изъятия котла ДКВр 10-13 ГМ, взыскания неосновательного обогащения.
МУП "Нефтегорскжилсервис" было основано в соответствии с постановлением главы администрации Нефтегорского района Самарской области от 13.03.2003 N 378.
В результате проведенной конкурсным управляющим в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) инвентаризации установлены сделки, совершенные должником в 2010-2012 годах по изъятию имущества из хозяйственного ведения МУП "Нефтегорскжилсервис".
На основании документов, полученных у должника и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Самарской области конкурсным управляющим проведен анализ финансового состояния должника, сделано заключение о наличии признаков преднамеренного банкротства от 07.08.2012.
В соответствии с данным заключением основной причиной банкротства должника явились действия по изъятию имущества из его хозяйственного ведения.
Постановлением главы администрации от 20.01.2011 N 14 "Об изъятии из хозяйственного ведения муниципального имущества", от 27.01.2011 N 42 "Об изъятии из хозяйственного ведения муниципального имущества" и актом приема-передачи от 03.02.2011 у должника изъято из хозяйственного ведения и передано в муниципальную казну следующее имущество:
1. Модульная котельная мощностью 200 кВт с инженерными сетями (школа, ФАП, АТС), расположенная в с. Кулешовка;
2. Модульная мини котельная мощностью 200 кВт (администрация, детский сад, столовая) с двумя котлами "Микро-100", расположенная в с. Семеновка;
3. Модульная мини котельная мощностью 200 кВт (школа) с двумя котлами "Микро-100", расположенная в с. Семеновка;
4. Модульная котельная мощностью 150 кВт с инженерными сетями (клуб, детский сад), расположенная в с. Кулешовка;
5. Модульная мини котельная мощностью 150 кВт (сельский дом культуры) с двумя котлами "Микро-75", расположенная в с. Семеновка;
6. Котел ДКВр 10-13 ГМ (инвентарный номер 40234).
Конкурсный управляющий считает, что данной сделкой прекращено право хозяйственного ведения должника на изъятое имущество.
В соответствии с постановлением администрации Нефтегорского района от 07.05.2003 по акту приема-передачи от 09.08.2005 и договору о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, от 09.08.2005 N 11 должником приняты в хозяйственное ведение две модульные мини-котельные мощностью 200 кВт, одна модульная мини-котельная мощностью 150 кВт.
Данное имущество было поставлено на баланс должника, что подтверждается инвентарными карточками.
С целью допуска котельных в эксплуатацию, МУП "Нефтегорскжилсервис" получены разрешения на эксплуатацию котельных, тепловых сетей и энергоустановок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента их государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Основанием для отнесения зданий и сооружений к числу недвижимых вещей является наличие прочной связи объекта с землей и невозможность перемещения его без несоразмерного ущерба назначению, а также прочность, непотребляемость и самостоятельное потребительское назначение.
Котельные - функционально и технологически связанный имущественный комплекс. Для возможности эксплуатации оборудования котельных были произведены соответствующие строительно-монтажные работы: создано основание котельной, состоящее из фундаментных железобетонных плит, произведена бетонная стяжка полов, создан фундамент дымовой трубы, опоры под газопровод, произведен монтаж газопровода и дымоходной трубы, к котельной подведены инженерные сети - водопровод, канализация, теплосети, электроснабжение, что подтверждают имеющиеся в деле разрешения на их эксплуатацию, акты допуска в эксплуатацию, договор хозяйственного ведения на недвижимое имущество от 09.08.2005, акты приема-передачи спорного имущества от 01.06.2003 и от 03.02.2011 с указанием "котельная_с инженерными сетями".
Суд пришел к выводу, что не представлены доказательства возникновения у должника права хозяйственного ведения на спорное недвижимое имущество: модульную котельную мощностью 200 кВт с инженерными сетями (школа, ФАП, АТС), расположенную в с. Кулешовка; модульную мини котельную мощностью 200 кВт (администрация, детский сад, столовая) с двумя котлами "Микро-100", расположенную в с. Семеновка; модульную мини котельную мощностью 200 кВт (школа) с двумя котлами "Микро-100", расположенную в с. Семеновка; модульную котельную мощностью 150 кВт с инженерными сетями (клуб, детский сад), расположенную в с. Кулешовка; модульную мини котельную мощностью 150 кВт (сельский дом культуры) с двумя котлами "Микро-75", расположенную в с. Семеновка.
Доказательства, свидетельствующие о том, что котел ДКВр 10-13 ГМ является недвижимым имуществом и его перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно, в материалах дела отсутствуют.
В статье 134 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь) и действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.
Суд признал, что котел ДКВр 10-13 ГМ представляет собой оборудование, установленное в определенном помещении, может быть демонтировано.
В соответствии с пунктом 1.5 устава МУП "Нефтегорскжилсервис" имущество, необходимое для выполнения уставной деятельности, является собственностью муниципального образования Нефтегорский район и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
Как следует из пункта 4.1 устава, имущество предприятия формируется за счет имущества закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, доходов предприятия от его деятельности и иных не противоречащих законодательству источников.
Пунктом 6 устава установлено, что к функциям предприятия относится эксплуатация, содержание и обслуживание муниципального имущества, переданного ему в хозяйственное ведение, а также оказание бытовых, коммунальных и прочих платных услуг населению и юридическим лицам.
В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении МУП "Нефтегорскжилсервис" от 22.03.2012 N 634 указано, что предприятие осуществляет такие виды экономической деятельности как производство пара и горячей воды.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию (постановление Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
По мнению суда, изъятием данного имущества собственник нарушил целевую, специальную правоспособность предприятия, установленную статьями 49, 113, 114 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", цели, предмет и виды которой определены уставом предприятия.
Права собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, определены статьей 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Правом изымать данное имущество собственник законом не наделен.
Суд пришел к выводу, что изъятием имущества из хозяйственного ведения собственником был нарушен принцип полной имущественной ответственности лица отвечать по своим долгам всем принадлежащим ему имуществом, который относится и к унитарному предприятию как юридическому лицу.
В силу пункта 1 статьи 56, пункта 5 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Суд указал, что изъятие имущества нарушило права и охраняемые законом интересы Федеральной налоговой службы как уполномоченного органа получить возмещение его законных требований за счет имущества должника.
Уполномоченный орган был вынужден обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).
Суд пришел к выводу, что сделка по безвозмездному отчуждению имущества предприятия была направлена на уменьшение конкурсной массы и на нарушение прав и законных интересов кредиторов.
На основании статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет никаких юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью.
Конкурсный управляющий просил вернуть предприятию котел ДКВр 10-13 ГМ, расположенный в г. Нефтегорск Самарской области, здание котельной (инвентарный номер 40234) остаточной стоимостью 1 825 163,43 рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Вместе с тем судом неполно исследованы доказательства, имеющие существенное значение для рассмотрения заявленного требования.
Материалами дела документально не подтверждено возникновение у должника права хозяйственного ведения на спорный котел. В подтверждение права на данное имущество конкурсным управляющим были представлены документы по приобретению котла у третьих лиц, договоры на его обслуживание, приобретение комплектующего оборудования (л.д. 23-83, т. 2).
Согласно уставу МУП "Нефтегорскжилсервис" предприятие создано в соответствии с постановлением главы администрации Нефтегорского района от 13.03.2003 N 378. Доказательства передачи спорного имущества в хозяйственное ведение муниципального образования Нефтегорский район, заключения договора о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в материалы дела не представлены.
Из письма Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.06.2012 N 06/3891-2 следует, что центральная котельная г. Нефтегорска является единственным производителем коммунальных ресурсов как горячее водоснабжение и теплоснабжение на территории городского поселения Нефтегорск.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.11.98 N 1371 названная котельная открытого акционерного общества "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" (далее - ОАО "Нефтегорская ТЭК") зарегистрирована в государственном реестре опасных государственных объектов за регистрационным номером А53-04177. На данном объекте эксплуатируются четыре котла ДКВД 10/13.
В данном письме указано, что имущество, переданное в уставный капитал ОАО "Нефтегорская ТЭК", предназначено для обслуживания жителей поселения Нефтегорск.
Назначение котлов - производство пара. В зависимости от потребности населения работают два или три котла ДКВР 10/13. Все технические свойства, входящие в состав центральной котельной, являются ее неотъемлемой составляющей.
Судебными актами по делу N А55-16067/2011 (решение Арбитражного суда Самарской области от 14.08.2012) установлено, что администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области приняла постановление от 16.07.2009 N 980 "Об участии во вновь создаваемом ОАО "Нефтегорская ТЭК", в соответствии с которым Комитету по вопросам управления муниципальным имуществом муниципального района Нефтегорский поручено выступить учредителем общества с долей в уставном капитале 50%, заключить договор о создании общества, внести в уставный капитал ОАО "Нефтегорская ТЭК" муниципальное имущество согласно положению.
В соответствии с постановлением главы муниципального района Нефтегорский от 21.07.2009 N 1005 муниципальное имущество, передаваемое в уставный капитал создаваемого общества, было изъято из хозяйственного ведения МУП "Нефтегорскжилсервис".
Постановлением от 24.08.2009 N 1147 внесены изменения в перечень имущества, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Нефтегорская ТЭК".
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).
Решением собрания представителей Нефтегорского района от 25.05.2006 N 154 утверждено положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Нефтегорский муниципальный район Самарской области".
В силу пункта 4.4 этого положения глава Нефтегорского района утверждает прогнозный план (программу) приватизации имущества, находящегося в собственности Нефтегорского района.
Пунктом 4.14 указанного положения определено, что решение об условиях приватизации существа Нефтегорского района принимается главой Нефтегорского района в соответствии с утвержденным на соответствующий финансовый год прогнозным планом.
Спорное имущество внесено в прогнозный план приватизации на 2009 год постановлением главы администрации муниципального района Нефтегорский от 16.07.2009 N 979 "О внесении дополнения в прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский на 2009 год, утвержденный постановлением главы муниципального района Нефтегорский от 20.11.2008 N 1499", которое было опубликовано в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ и пунктом 4.11 положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Нефтегорский муниципальный район Самарской области", не оспорено и незаконным не признано.
Судом по названному делу установлено, что паровой котел ДКВР 10/13 выключен 15.02.2011 на основании акта по принудительному прекращению подачи газа, не используется в технологическом цикле производства тепловой энергии.
Собственник названной котельной - ОАО "Нефтегорская ТЭК", которая зарегистрирована как опасный государственный объект, в котором находится и спорный котел, не привлечен к участию в деле.
Суд не установил возможность муниципального предприятия осуществлять деятельность по обеспечению населения г. Нефтегорска горячим водоснабжением и теплоснабжением после изъятия из хозяйственного ведения котельной, где находится спорный котел.
Суд не дал правовую оценку доказательствам, подтверждающим нахождение спорного имущества в указанной котельной, применяя последствия в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из письма администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 10.12.2012 N 33, подписанного главным бухгалтером, следует, что спорный котел поставлен на учет в казну на основании постановления от 26.04.2011 N 324. Конкурсным управляющим заявлено требование о признании недействительной передачи имущества на основании постановлений от 20.01.2011 N 14, от 27.01.2011 N 42.
Выводы суда о применении норм права не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным по делу доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 18.12.2012 по делу N А55-12893/2010 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Спорное имущество внесено в прогнозный план приватизации на 2009 год постановлением главы администрации муниципального района Нефтегорский от 16.07.2009 N 979 "О внесении дополнения в прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский на 2009 год, утвержденный постановлением главы муниципального района Нефтегорский от 20.11.2008 N 1499", которое было опубликовано в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ и пунктом 4.11 положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Нефтегорский муниципальный район Самарской области", не оспорено и незаконным не признано.
...
Суд не дал правовую оценку доказательствам, подтверждающим нахождение спорного имущества в указанной котельной, применяя последствия в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из письма администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 10.12.2012 N 33, подписанного главным бухгалтером, следует, что спорный котел поставлен на учет в казну на основании постановления от 26.04.2011 N 324. Конкурсным управляющим заявлено требование о признании недействительной передачи имущества на основании постановлений от 20.01.2011 N 14, от 27.01.2011 N 42."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 июля 2013 г. N Ф06-5035/13 по делу N А55-12893/2010
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6956/13
30.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5657/13
18.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5035/13
21.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6956/13
28.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6956/13
06.05.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4513/13
29.03.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3493/13
21.03.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3908/13
28.02.2013 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-12893/10
28.01.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1197/13
21.01.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14714/12
31.10.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14171/12
22.10.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-12893/10
01.03.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12893/10
12.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6873/11