г. Казань |
|
07 августа 2013 г. |
Дело N А55-7959/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителей:
истца - Васильевой Ю.В. (доверенность от 30.07.2013 N 668), Конновой Л.А. (доверенность от 28.12.2012 N 1077),
ответчиков - мэрии городского округа Тольятти - Каштановой И.В. (доверенность от 29.12.2012 N 12266/1); Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - Никитиной О.В. (доверенность от 24.10.2012 N 15/4685),
третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" - Чариковой В.В. (доверенность от 28.04.2011 N 105); Правительства Самарской области - Никитиной О.В. (доверенность от 16.01.2013 N 1-49/50),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Буртасова О.И., Демина Е.Г.)
по делу N А55-7959/2012
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Департамент жилищно-коммунального хозяйства", г. Тольятти (ИНН 6321215841, ОГРН 1086320019213) к муниципальному образованию городской округ Тольятти Самарской области в лице мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти (ИНН 6320001741, ОГРН 1036301078054), Самарской области в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, о взыскании 153 026 970 руб., с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы", г. Самара, закрытого акционерного общества "Поволжская теплоэнергетическая компания", с. Узюково, Ставропольский район, Самарская область, Думы городского округа Тольятти, г. Тольятти, Правительства Самарской области, г. Самара, Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Департамент жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ООО "Департамент ЖКХ", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ Тольятти Самарской области в лице мэрии городского округа Тольятти Самарской области, Самарской области в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 153 026 970 руб. убытков, возникших в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области, с учетом принятого судом уточнения размера исковых требований.
До рассмотрения спора по существу суд первой инстанции принял уточнение исковых требований, в соответствии с которым общество просило взыскать убытки с муниципального образования городской округ Тольятти Самарской области в лице мэрии городского округа Тольятти Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2012 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 решение суда первой инстанции отменено. Исковые требования удовлетворены частично. С муниципального образования городской округ Тольятти Самарской области в лице мэрии городского округа Тольятти Самарской области за счет средств казны муниципального образования городской округ Тольятти Самарской области в пользу ООО "Департамент ЖКХ" взыскано 123 844 070 руб. убытков, а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску 161 859 руб. 15 коп и по проведению экспертизы 90 630 руб. 40 коп. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, мэрия городского округа Тольятти обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм права и ненадлежащее исследование доказательственной базы по делу.
Явившиеся представители сторон и третьих лиц (кроме подателя кассационной жалобы) считают постановление апелляционного суда законным и просят оставить его без изменения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей сторон и третьих лиц в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено апелляционным судом и подтверждается материалами дела, ООО "Департамент ЖКХ" является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные дома, расположенные в Комсомольском районе городского округа Тольятти, и оказывает проживающим в них гражданам коммунальные услуги, в том числе услуги отопления и горячего водоснабжения.
Поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в течение 2011 года осуществляли ресурсоснабжающие организации - общество с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" (далее - ООО "Волжские коммунальные системы") и закрытое акционерное общество "Поволжская теплоэнергетическая компания" (далее - ЗАО "Поволжская теплоэнергетическая компания") на основании заключенных с истцом договоров.
Расчеты за поставленную тепловую энергию в 2011 году осуществлялись истцом по тарифам, установленным уполномоченным органом для ресурсоснабжающих организаций, в том числе: для ООО "Волжские коммунальные системы" в размере 1224 руб. 84 коп. с налогом на добавленную стоимость за 1 Гкал, для ЗАО "Поволжская теплоэнергетическая компания" - в размере 1614 руб. 38 коп. за 1 Гкал.
Ссылаясь на то, что у ООО "Департамент ЖКХ" возникла задолженность поставщикам коммунальных ресурсов в результате разницы в тарифах, по которым оплачивается приобретенная тепловая энергия, и тарифах, по которым с применением предельного индекса изменения размера платы за коммунальные услуги определялась стоимость оплаты коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, подлежащих оплате населением, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции счел, что спорные правоотношения по возмещению в 2011 году недополученных доходов у управляющих организаций носят властно-распорядительный (административный характер) и подлежат урегулированию в порядке Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В этой связи суд пришел к выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Данные выводы суда первой инстанции апелляционным судом обоснованно признаны ошибочными.
Убытки в виде неполученных доходов, понесенные истцом вследствие образовавшейся межтарифной разницы между тарифами на поставку тепловой энергии поставщика ресурсов и предельными индексами изменения цен на коммунальные услуги подлежат возмещению в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вне зависимости от оспаривания либо не оспаривания им нормативных актов, установивших тарифы для поставщиков, либо нормативных актов, установивших предельные индексы изменения цен на коммунальные услуги.
Согласно частям 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об установлении указанных индексов, если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превысит установленные для соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Согласно пункту 6.1 статьи 6 указанного Закона при приведении размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с требованиями настоящей статьи уполномоченными органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) производится пересмотр размера подлежащей внесению платы в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1, 6 и 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, в частности: определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708 "Об утверждении основ формирования предельных индексов изменения размеры платы граждан за коммунальные услуги" предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации. Предложение по установлению предельного индекса формируется органом местного самоуправления с учетом средств, необходимых для реализации.
Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области был установлен в Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 608 "Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области", в соответствии с которым пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований, если фактический рост размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленный предельный индекс для соответствующего муниципального образования.
Постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523 "Об установлении предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Самарской области на 2011 год" установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области на 2011 год в размере 115,0%
Согласно пунктам 4.1, 4.2 постановления Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 608 "Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области" формирование средств на компенсацию расходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами производится за счет средств местных бюджетов. Разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и платой, приведенной органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствие с установленными предельными индексами, возмещается в виде субсидий товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям органом местного самоуправления муниципального образования в пределах бюджетных ассигнований на данные цели.
Следовательно, в силу прямого указания упомянутых нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа был обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Мэрией городского округа Тольятти принято постановление от 24.01.2011 N 145-п/1 "О введении на 2011 год ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета граждан за услуги по отоплению", которым предусмотрено управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам в 2011 году производить расчеты с населением за коммунальные услуги с соблюдением предельного индекса роста платежей граждан, установленного для городского округа Тольятти постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523 "Об установлении предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Самарской области на 2011 год". В случае превышения предельного индекса роста платежей граждан за коммунальные услуги в целях приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами ввести ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению, установив его в размере 895,5 руб. за 1 Гкал (с налогом на добавленную стоимость).
Определением апелляционного суда от 25.01.2013 по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью аудиторская фирма "Сканер" Осиповой Ларисе Леонидовне.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Каков объем и стоимость тепловой энергии, отпущенной в многоквартирные дома Комсомольского района городского округа Тольятти и поселка Поволжский городского округа Тольятти, находящихся в управлении ООО "Департамент ЖКХ", для нужд отопления и горячего водоснабжения без учета транспортировки тепловой энергии за 2011 год с января по декабрь включительно, с разбивкой по месяцам?
2. Каков размер денежных средств, необходимый для оплаты объема тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение поставщикам данного ресурса, отпущенного в многоквартирные дома Комсомольского района городского округа Тольятти и поселка Поволжский городского округа Тольятти, находящиеся в управлении ООО "Департамент ЖКХ", для нужд отопления и горячего водоснабжения без учета на транспортировку тепловой энергии за 2011 год с января по декабрь включительно?
3. Производилось ли ООО "Департамент ЖКХ" начисление платы за тепловую энергию на нужды отопления собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, расположенных в Комсомольском районе городского округа Тольятти, с учетом действующего в 2011 году предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленный постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523?
4. Производилось ли ООО "Департамент ЖКХ" начисление платы за тепловую энергию на нужды отопления собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, расположенных в Комсомольском районе городского округа Тольятти, с учетом действующего в 2011 году тарифа на тепловую энергию, установленного постановлением мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 24.01.2011 N 145-п/1?
5. Позволял ли установленный постановлением мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 24.01.2011 N 145-п/1 тариф по тепловой энергии максимально использовать предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленный постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523?
6. Какова разница между тарифом по тепловой энергии, применяемым для расчета платы граждан за услуги по отоплению, установленным постановлением мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 24.01.2011 N 145-п/1, и тарифом, рассчитанным с максимальным использованием предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленным постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523?
7. Производилась ли ООО "Департамент ЖКХ" за 2011 год населению Комсомольского района городского округа Тольятти и поселка Поволжский городского округа Тольятти корректировка платы за отопление в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307?
8. Каков размер субсидий, необходимый для возмещения недополученных доходов ООО "Департамент ЖКХ", возникших в связи с приведением размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным в 2011 году предельным индексом?
Согласно заключению экспертизы объем недополученных доходов ООО "Департамент ЖКХ" в связи с применением предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги составляет 160 211 520 руб., за исключением стоимости заниженного объема тепловой энергии в размере 1 408 142 руб. Объем субсидии, необходимой для возмещения недополученных доходов ООО "Департамент ЖКХ", определен экспертом в размере 158 803 380 руб., а с учетом перечисленных мэрией субсидий в общей сумме 34 959 313 руб., объем недополученных доходов истца составляет 123 844 070 руб.
При этом апелляционным судом сделан вывод о том, что судебная экспертиза проведена в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в заключении экспертов отражены все сведения, предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судом апелляционной инстанции результаты судебной экспертизы обоснованно приняты в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего объем недополученных доходов ООО "Департамент ЖКХ" в связи с применением предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги.
Таким образом, изменение органом местного самоуправления размера платы на коммунальные услуги, применяемого управляющей компанией при расчетах с населением, при установлении иного тарифа на те же услуги, применяемого при расчетах управляющей организации с поставщиком услуг, влечет возникновение межтарифной разницы, и как следствие, убытки управляющей организации, которые подлежат возмещению за счет публично-правового образования, в данном случае, за счет муниципального образования городского округа Тольятти.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования частично в сумме 123 844 070 руб. и распределил судебные расходы в соответствии со статьями 101, 106, частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу, в том числе экспертного заключения. Однако при рассмотрении спора ответчик ходатайства о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлял. Переоценка доказательств в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия выводы апелляционного суда считает соответствующими номам права и материалам дела и не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 по делу N А55-7959/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Каков объем и стоимость тепловой энергии, отпущенной в многоквартирные дома Комсомольского района городского округа Тольятти и поселка Поволжский городского округа Тольятти, находящихся в управлении ООО "Департамент ЖКХ", для нужд отопления и горячего водоснабжения без учета транспортировки тепловой энергии за 2011 год с января по декабрь включительно, с разбивкой по месяцам?
2. Каков размер денежных средств, необходимый для оплаты объема тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение поставщикам данного ресурса, отпущенного в многоквартирные дома Комсомольского района городского округа Тольятти и поселка Поволжский городского округа Тольятти, находящиеся в управлении ООО "Департамент ЖКХ", для нужд отопления и горячего водоснабжения без учета на транспортировку тепловой энергии за 2011 год с января по декабрь включительно?
3. Производилось ли ООО "Департамент ЖКХ" начисление платы за тепловую энергию на нужды отопления собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, расположенных в Комсомольском районе городского округа Тольятти, с учетом действующего в 2011 году предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленный постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523?
4. Производилось ли ООО "Департамент ЖКХ" начисление платы за тепловую энергию на нужды отопления собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, расположенных в Комсомольском районе городского округа Тольятти, с учетом действующего в 2011 году тарифа на тепловую энергию, установленного постановлением мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 24.01.2011 N 145-п/1?
5. Позволял ли установленный постановлением мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 24.01.2011 N 145-п/1 тариф по тепловой энергии максимально использовать предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленный постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523?
6. Какова разница между тарифом по тепловой энергии, применяемым для расчета платы граждан за услуги по отоплению, установленным постановлением мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 24.01.2011 N 145-п/1, и тарифом, рассчитанным с максимальным использованием предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленным постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523?
7. Производилась ли ООО "Департамент ЖКХ" за 2011 год населению Комсомольского района городского округа Тольятти и поселка Поволжский городского округа Тольятти корректировка платы за отопление в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307?"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2013 г. N Ф06-6983/13 по делу N А55-7959/2012