г. Казань |
|
13 августа 2013 г. |
Дело N А72-233/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Мухаметшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Губайдуллиной Г.Ф.,
при участии присутствующих в Арбитражном суде Ульяновской области представителей:
заявителя - Еремеева С.В. (доверенность от 01.04.2013),
ответчика - Каневой Е.С. (доверенность от 02.07.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.03.2013 (судья Корастелев В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Кувшинов В.Е., Филиппова Е.Г.)
по делу N А72-233/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инзенские районные электрические сети", Ульяновская область (ИНН 7326034008, ОГРН 1097326000485) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 26.12.2012 N 353 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инзенские районные электрические сети", Ульяновская область (далее - ООО "Инзенские районные электрические сети", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Ульяновское УФАС России, антимонопольный орган) от 26.12.2012 N 353 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.03.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013, заявление удовлетворено, ООО "Инзенские районные электрические сети" освобождено от административной ответственности за совершенное административное правонарушение ввиду его малозначительности. В отношении заявителя суд ограничился устным замечанием.
В кассационной жалобе Ульяновское УФАС России с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Инзенские районные электрические сети". При этом антимонопольный орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права ввиду их неверного толкования, поскольку установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о пренебрежительном отношении ООО "Инзенские районные электрические сети" к соблюдению установленных порядка, способов или сроков опубликования информации в электронных средствах массовой информации. Кроме того, заявителем не представлены доказательства невозможности соблюдения срока раскрытия информации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которые от него требовались.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Инзенские районные электрические сети" не согласилось с доводами антимонопольного органа по основаниям, отраженным в тексте обжалованных судебных актов.
Судебное заседание проводится в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ульяновской области.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Инзенские районные электрические сети" является электросетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии при помощи объектов принадлежащего ей электросетевого хозяйства.
Ульяновским УФАС России 23.11.2012 был проведен осмотр официального сайта заявителя в сети - http://ires73.ru/, о чем составлен акт осмотра.
При осмотре выявлено частичное отсутствие информации, подлежащей размещению на официальном сайте ООО "Инзенские районные электрические сети" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии".
Указанное обстоятельство послужило основанием для вынесения антимонопольным органом определения от 29.11.2012 о возбуждении в отношении заявителя дела N 9285-К/04-2012 об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В присутствии представителя ООО "Инзенские районные электрические сети" Айметдинова P.P. антимонопольным органом 12.12.2012 составлен протокол N 564 об административном правонарушении, а 26.12.2012 вынесено постановление N 353 о назначении заявителю административного наказания по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Ульяновского УФАС России от 26.12.2012 N 353 о назначении административного наказания, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования ООО "Инзенские районные электрические сети" о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления антимонопольного органа. При этом суды обоснованно исходили из следующего.
За нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что заявителем было совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в неопубликовании в печатных органах информации, установленной подпунктом "г" пункта 9 и подпунктами "а", "б", "в", "ж" пункта 11 Стандартов раскрытия информации за 2011-2012 годы. Подтверждена вина ООО "Инзенские районные электрические сети" в совершении данного правонарушения, которая не отрицается самим заявителем.
Судами установлено, что неразмещение вышеназванной информации не могло нарушить и не нарушило существенно интересы потребителей, получавших указанную информацию в связи с определенностью круга контрагентов, что также подтверждается письмами потребителей электрической энергии (л.д. 91-99).
Допущенные нарушения требований Стандартов раскрытия информации за 2011-2012 годы были устранены заявителем в полном объеме в установленные сроки до вынесения антимонопольным органом постановления. Лицо, ответственное за размещение информации, также было привлечено Ульяновским УФАС России к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Судебные инстанции квалифицировали указанное административное правонарушение как малозначительное и освободили ООО "Инзенские районные электрические сети" от административной ответственности. При этом суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава вмененного заявителю правонарушения оно не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило существенного вреда интересам общества и государства.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 данного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60) указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Поскольку судами установлено отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, постановление Ульяновского УФАС России от 26.12.2012 N 353 о назначении административного наказания правомерно признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 по делу N А72-233/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Г. Абдулвагапов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 18.1 данного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60) указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 августа 2013 г. N Ф06-6806/13 по делу N А72-233/2013