г. Казань |
|
20 августа 2013 г. |
Дело N А57-21799/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Закировой И.Ш., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
истца - Феофанова Д.С., по доверенности от 28.12.2012 N 50, Кочетыгова С.А., по доверенности от 24.12.2012 N 49,
заинтересованных лиц - администрации муниципального образования "Город Саратов" - Чеконова Е.Ф., по доверенности от 04.03.2013 N 01-03/13, Комитета по управлению имуществом города Саратова - Маркеловой Д.А., по доверенности от 07.11.2012 N з-15/14265, Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" - Животиковой Ю.О., по доверенности от 29.05.2013 N 24/1577-06ЖЮ,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по управлению имуществом города Саратова, администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.05.2013
по делу N А57-21799/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "Автоштамп", г. Саратов, о признании недействующим в части постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27.07.2011 N 1530, с участием заинтересованных лиц: администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитета по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов, Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Автоштамп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействующим постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27.07.2011 N 1530 "Об утверждении проекта планировки территории общего пользования города Саратова (Заводской район) в части касающейся прохождения красной линии по земельному участку общей площадью 126063 кв.м с кадастровым номером: 64:48:020415:7 и по объектам недвижимости, находящимся по адресу: г. Саратов, дорога на посёлок Красный Текстильщик, 14 км: нежилому административному зданию, литер М1 (свидетельство о государственной регистрации права серия 64 АБ N 182205 от 25.11.2005, кадастровый паспорт от 30.08.2011с инвентарным номером 63:401:003:000160830:М1); газопроводу г/д низкого давления литер III (свидетельство о государственной регистрации права серия 64-АВ N 717438 от 15.03.2010, кадастровый паспорт от 30.08.2011 с инвентарным номером 63:401:003:001160830: III); сооружению-пожарному водоёму (пруду) литер Х (свидетельство о государственной регистрации права серия 64-АГ N 309938 от 28.10.2011, кадастровый паспорт от 30.08.2011, с инвентарным номером 63:401:003:000160830:Х).
Определением суда от 26.11.2012 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Комитет по управлению имуществом города Саратова и Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.05.2013 признано недействующим постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27.07.2011 N 1530 "Об утверждении проекта планировки территории общего пользования города Саратова (Заводской район)" в части, касающейся прохождения красной линии по земельному участку общей площадью 126063 кв.м с кадастровым номером: 64:48:020415:7, принадлежащем обществу на праве постоянного бессрочного пользования, а также по объектам недвижимости: нежилому административному зданию, литер М1 (свидетельство о государственной регистрации права серия 64 АБ N 182205 от 25.11.2005, кадастровый паспорт от 30.08.2011 с инвентарным номером 63:401:003:000160830:М1); надземному газопроводу низкого давления литер III (свидетельство о государственной регистрации права серия 64-АВ N 717438 от 15.03.2010, кадастровый паспорт от 30.08.2011 с инвентарным номером 63:401:003:001160830: III); сооружению-пожарному водоёму (пруду) литер Х (свидетельство о государственной регистрации права серия 64-АГ N 309938 от 28.10.2011, кадастровый паспорт от 30.08.2011, с инвентарным номером 63:401:003:000160830:Х), принадлежащим обществу на праве собственности, как не соответствующее пунктам 11, 12 статьи 1, частям 2-6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктам 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), пункту 6 статьи 44 Устава муниципального образования "Город Саратов".
Не согласившись с решением суда первой инстанции Комитет по управлению имуществом города Саратова, администрация муниципального образования "Город Саратов" и Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" обратились в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просят решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований общества отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм права, установила следующее.
На основании решения администрации Александровского сельсовета от 29.11.1996 N 179 государственным актом N 64-32-25-001695 ТОО "Автоштамп" в бессрочное (постоянное) пользование предоставлен земельный участок площадью 126063 кв.м, право постоянного (бессрочного) пользования общества зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права: от 28.11.2005 серии 64 АБ N 182205, от 15.03.2010 серии 64-АВ N 717438, от 28.10.2011 серии N 64-АГ N 309938 общество на основании договора купли-продажи от 17.05.1996 N 102, государственного акта N 64-32-25-001695 является собственником: нежилого административного здания площадью 357,6 кв.м; надземного г/д низкого давления, протяжённостью 406,5 п.м; сооружения - пожарный водоём, расположенных по адресу: Саратовская область, Саратовский район, село Березина речка, 14 км.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-2911/2012 от 10.04.2012 установлено, что ЗАО "Автоштамп" на праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежит земельный участок общей площадью 126063 кв.м с кадастровым номером 64:48:020415:7.
25 апреля 2011 года общество обратилось в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением от 20.04.2011 N 01-02/0094 о предоставлении на основании статьи 36 ЗК РФ в собственность земельного участка общей площадью 126063 кв.м с кадастровым номером 64:48:020415:7, расположенного по вышеуказанному адресу, на котором расположены ранее приватизированные объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности.
Постановлением от 13.03.2012 N 313 обществу отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 126063 кв.м, с кадастровым номером 64:48:020415:7 с указанием на то, что указанный земельный участок частично расположен в границах территории общего пользования.
Администрацией муниципального образования "Город Саратов" принято постановление от 27.07.2011 N 1530 "Об утверждении проекта планировки территории общего пользования города Саратова (Заводской район), в соответствии с которым был утвержден проект планировки территорий общего пользования, в том числе и части, касающейся прохождения красной линии по земельному участку общей площадью 126063 кв.м. с кадастровым номером: 64:48:020415:7 и по объектам недвижимости, находящимся по адресу: г. Саратов, дорога на посёлок Красный Текстильщик, 14 км, в границах которого расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу.
Данное постановление опубликовано в газете "Саратовская панорама" от 02.08.2011 N 79.
Считая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству в части утверждения проекта планировки территорий общего пользования и прохождения красной линии по вышеуказанному земельному участку и принято, без учета прав общества на объекты недвижимости, ЗАО "Автоштамп" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары; (пункт 12 статья 1 ГрК РФ).
Исходя из изложенного, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
В силу пункта 1 статьи 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно статье 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
В соответствии с пунктом 4 статьи 42 ГрК РФ материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
Пояснительная записка, указанная в части 4 настоящей статьи, содержит описание и обоснование положений, касающихся, в частности, параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
В силу пункта 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утв. постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 (далее - инструкция), настоящая Инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Данная инструкция определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации (пункт 3.1).
Пункт 4.1. инструкции устанавливает, что проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.
Согласно пункту 4.4. инструкции при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
В силу пункта 5.2. инструкции разбивочный чертеж красных линий выполняется на топографической основе в масштабе 1:2000 или на кальке с дециметровой сеткой и имеет текстовую часть, которая включает, в том числе: пояснительную записку, содержащую ссылку на разработанную градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, а также краткое обоснование установления (изменения, отмены) красных линий.
Согласно пункту 5.3.4. инструкции устанавливаемые красные линии со всеми сопровождающими их надписями и размерами показываются на разбивочном чертеже черным цветом, включая, в том числе: ширину проектируемых поперечных профилей улиц, проездов, технических зон, полосы между красными линиями и линиями застройки (м) и др.
В соответствии с пунктом 5.4 инструкции разбивочный чертеж красных линий наряду с графической информацией должен содержать пояснительные надписи, в том числе: наименование улиц, рек, железнодорожных платформ, природных объектов и других элементов, определяющих местоположение территории в поселении.
Согласно подпункту 6 пункта 3.2.1 инструкции на плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки.
Подпункт 7 пункта 3.2.1 инструкции определяет, что на плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения.
Следовательно, из анализа части 1 статьи 41, частей 2-6 статьи 42 ГрК РФ, пунктов 1, 3.1, 4.1, 4.4, 5.2, 5.3.4, 5.4 инструкции, подпунктов 6, 7 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 суд пришёл к выводу о том, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. В случае, если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
Материалами дела подтверждено, что по вышеуказанному земельному участку проходит красная линия, пересекая принадлежащие обществу на праве собственности: нежилое административное здание (лит. М1); надземный газопровод низкого давления (Литер III); сооружение - пожарный водоём (пруд) литер Х.
Доказательств того, что именно на спорном земельном участке, принадлежащем заявителю на праве постоянного бессрочного пользования, а также в границах объектов недвижимости, принадлежащих обществу на праве собственности планируется строительство объектов, перечисленных в части 11 статьи 1 ГрК РФ, администрацией муниципального образования "Город Саратов" в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что данное обстоятельство является нарушением прав и законных интересов общества, в частности, права на приватизацию земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Пунктами 1, 2 статьи 209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно части 4 статьи 43 ГрК РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 статьи 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что по смыслу указанных норм права предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что земельный участок по вышеуказанному адресу поставлен на кадастровый учет 29.11.1996. Из кадастрового паспорта следует, что площадь земельного участка составляет 126063 кв. м. Разрешенное использование земельного участка - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
При этом, доказательств, свидетельствующих об установлении каких-либо обременений по данному участку, администрацией муниципального образования "Город Саратов" в материалы дела не представлено.
Следовательно, с момента формирования земельного участка, он использовался под объекты недвижимости, принадлежащие в настоящее время обществу на праве собственности. Доказательств либо доводов об использовании спорного земельного участка в иных границах или о наличии территории, не занятой принадлежащими обществу объектами недвижимости, лицами, участвующими в деле, не представлено.
Таким образом, установление красных линий по земельному участку, используемому под объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, противоречит нормам Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации.
В силу пункта 1.1. Положения о публичных слушаниях в городе Саратове, утв. решением Саратовской городской Думы от 16.11.2005 N 65-633, публичные слушания - это одна из форм реализации населением муниципального образования "Город Саратов" своего конституционного права на местное самоуправление.
Пункты 1.2, 1.3. указанного Положения устанавливают, что Публичные слушания являются прямой формой волеизъявления жителей города и представляют собой обсуждение проектов правовых актов органов местного самоуправления с участием жителей города. Публичные слушания проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством Саратовской области.
В силу пункта 3.2 вышеуказанного Положения органом, ответственным за подготовку и проведение публичных слушаний по вопросам внесения изменений в Правила землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, является Комиссия по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
Согласно пункту 6.1.3.6. данного Положения не позднее, чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний, Комиссия направляет на утверждение главе администрации муниципального образования "Город Саратов" подготовленную документацию по планировке территории (проект планировки территории или проект межевания территории), протокол публичных слушаний по проекту планировки территории или проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний.
Администрацией муниципального образования "Город Саратов" в материалы дела представлен протокол от 18.05.2011 N 3 заседания комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", являющийся заключением о результатах публичных слушаний, которым Комиссия рекомендовала главе администрации муниципального образования "Город Саратов" утвердить проект планировки территории общего пользования (Заводской район).
Из указанного протокола следует, что на заседании присутствовали 12 членов комиссии: Межевич М.В., Березовский А.А., Злобнова Е.В., Кудинов Д.Г., Гнусин А.В., Санников А.С., Кузьмин Д.А., Задумин А.С., Цой В.В., Константинов В.Д., Стрельцин Я.С., Сычёва А.В.
Однако, персональный состав Комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", не соответствует персональному составу комиссии, утверждённой постановлением Главы администрации г. Саратова от 27.11.2008 N 1417 и решению Саратовской городской Думы от 30.10.2008 N 32-359 "О составе комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с пунктом 4.6 Положения о комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утв. постановлением главы администрации г. Саратова от 27.11.2008 N 1417, Комиссия правомочна принимать решение, если на заседании присутствуют более половины ее членов или их представителей.
Из вышеуказанного протокола следует, что на заседании Комиссии присутствовали 6 членов комиссии: Березовский А.А., Кузьмин Д.А., Санников А.С., Константинов В.Д., Стрельцин Я.С. и Цой В.В., что составляет менее 50 % членов Комиссии. При этом, только постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 20.11.2012 N 2678 в состав комиссии были утверждены: Злобнова Е.В., Кудинов Д.Г., Гнусин А.В., Сычёва А.В., а Межевич М.В. и Задумин А.С. в состав Комиссии - не утверждались.
Согласно пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Пункт 3 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Пункт 3 статьи 43 Устава муниципального образования "Город Саратов" определяет, что в систему муниципальных правовых актов входят в том числе: решения городской Думы; постановления и распоряжения главы муниципального образования - по вопросам, отнесенным к его компетенции; постановления и распоряжения администрации города - по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Согласно пункту 2 статьи 44 Устава муниципального образования "Город Саратов", глава муниципального образования, в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями городской Думы, издает постановления и распоряжения.
В силу пункта 6 статьи 44 Устава муниципального образования "Город Саратов", решения городской Думы, постановления главы муниципального образования, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Иные муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их принятия (издания), если в самом документе или действующим законодательством не определен иной порядок вступления их в силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44.1 Устава, Глава администрации города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы, издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области, а также распоряжения администрации города по вопросам организации работы местной администрации.
Согласно пункту 5 статьи 44.1 Устава, официальное опубликование осуществляется не позднее 5 дней со дня подписания правового акта (в редакции действующей в период принятия постановления от 12.05.2011 N 921).
Следовательно, постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 12.05.2011 N 921 года "О внесении изменений в постановление главы администрации города Саратова от 27.11.2008 N 1417 "О комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", подлежало обязательному опубликованию.
Документы, свидетельствующие об опубликовании вышеуказанного постановления, в материалы дела не представлены.
Ссылка заинтересованных лиц на официальный сайт администрации муниципального образования "Город Саратов", на котором размещено постановление от 12.05.2011 N 921, является необоснованной, поскольку из представленной в материалы дела распечатки следует, что там размещено постановление от 16.05.2011 N 921-р.
Вместе с тем, постановление от 12.05.2011 N 921 имеет ссылку на решение Саратовской городской Думы от 28.04.2011 N 3-26 "Об определении персонального состава представителей Саратовской городской Думы в комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", которое также не опубликовано.
Таким образом, заключение о результатах публичных слушаний оформленное в виде протокола N 3 заседания комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" от 18.05.2011 года, принято с нарушением установленных норм и не может являться надлежащим документом, порождающим правовые последствия в виде утверждения главой администрации проекта планировки территории общего пользования.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для его отмены или изменения кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.05.2013 по делу N А57-21799/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета по управлению имуществом города Саратова, администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Пункт 3 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 августа 2013 г. N Ф06-7106/13 по делу N А57-21799/2012