г. Казань |
|
26 августа 2013 г. |
Дело N А55-23767/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Хайруллиной Ф.В., Вильданова Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Насыровой Э. И.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующего в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа представителя:
заявителя - Матвеева Д.А., доверенность от 25.06.2013,
присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
ответчика (Министерства строительства Самарской области) - Миловановой Н.А., доверенность от 13.08.2013,
ответчика (Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара) - Филюк Т.В., доверенность от 22.10.2012,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.11.2012 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-23767/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвестпартнер", г. Самара (ОГРН 1076315004787) к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара о признании незаконным отказа, распоряжений, действий и обязании, третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инвестпартнер" (далее - ООО "Инвестпартнер") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Министерства строительства Самарской области (далее - Министерство) от 17.05.2012 N 3/3316 в предварительном согласовании места размещения объектов, утверждении актов о выборе и предоставлении в аренду земельных участков площадью 10 221 кв. м, земельного участка площадью 849 кв. м., земельного участка площадью 12 458 кв. м (в части земельного участка площадью 1538 кв. м), земельного участка площадью 16 083 кв. м (в части земельных участков площадью 3236 кв. м. и 7409 кв. м), расположенных по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары, относящихся по категории к землям населенных пунктов, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, о признании незаконным распоряжения Департамента строительства и архитектуры г. о. Самара от 22.11.2011 N РД-1427 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 16 083 кв.м. на кадастровом плане территории по улице Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в железнодорожном районе города Самары, в части наложения границ земельного участка площадью 16 083 кв. м на границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:12737 площадью 28 625 кв. м, о признании незаконным распоряжения Департамента строительства и архитектуры г. о. Самара (далее - Департамент) от 22.11.2011 N РД-1428 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 12 458 кв. м на кадастровом плане территории по улице Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе города Самары, в части наложения границ земельного участка площадью 12 458 кв. м на границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:12737 площадью 28 625 кв. м, о признании незаконными действий Департамента строительства и архитектуры г. о. Самара по оформлению актов о выборе земельных участков площадью 12 458 кв. м и 16 083 кв. м, относящихся по категории к землям населенных пунктов, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, расположенных по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары, в части наложения границ земельных участков площадью 12 458 кв. м и 16 083 кв. м на границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:12737 площадью 28 625 кв.м. и обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов общества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.11.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 153N Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, ООО "Инвестпартнер" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, расположенных по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары.
Постановлением главы г. о. Самара от 29.08.2007 N 653 был утвержден проект границ земельного участка площадью 153 687,30 кв. м для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, расположенного по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны природных ландшафтов (Р-3).
Утвержденный данным постановлением главы г. о. Самара от 29.08.2007 N 653 проект границ земельного участка площадью 153 687,30 кв. м содержал информацию о конкретных координатах характерных точек (X и Y), о расстояниях между характерными точками и о дирекционных углах.
На основании указанного постановления главы г. о. Самара от 29.08.2007 N 653 был составлен акт о выборе земельного участка площадью 153 687,30 кв. м для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, расположенного по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары.
Указанный акт о выборе земельного участка был направлен в Министерство строительства и ЖКХ Самарской области для утверждения.
В последующем выяснилось, что часть указанного выше земельного участка была приобретена в собственность третьим лицом, в результате чего из площади 153 687,30 кв. м выделяемого ООО "Инвестпартнер" земельного участка остались 4 земельных участка площадью 12 458 кв. м, 16 083 кв. м, 849 кв. м и 10 221 кв. м.
В связи с указанными обстоятельствами ООО "Инвестпартнер" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду ООО "Инвестпартнер" земельных участков площадью 12 458 кв. м, 16 083 кв. м, 849 кв. м, 10 221 кв. м для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, расположенного по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары, приложив к нему новые проекты границ земельных участков площадью 12 458 кв. м, 16 083 кв. м, 849 кв. м, 10 221 кв. м., содержащие информацию о конкретных координатах характерных точек (X и Y), о расстояниях между характерными точками и о дирекционных углах указанных земельных участков.
09.07.2010 Министерство направило в Департамент обращение о продолжении работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с изменением площади земельного участка.
В соответствии с ответом от 27.01.2011 N СПИ-9/4406-0-1 Департамент сообщил о невозможности осуществить работу по выбору земельных участков и утверждению схемы расположения их на КПТ.
Указанный отказ был оспорен заявителем в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2011 по делу N А55-26980/2010 отказ Департамента в согласовании схемы расположения названных земельных участков на КПТ был признан незаконным. На Департамент была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Инвестпартнер" путем принятия решения об утверждении схем расположения земельных участков, расположенных по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары, относящихся по категории к землям населенных пунктов, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства площадью 16 083 кв. м на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N63:01:0107001, площадью 10 221 кв. м на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N 63:01:0107001, площадью 849 кв. м на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N 63:01:0107002, площадью 12 458 кв. м на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N 63:01:0106004, а также оформить акты о выборе указанных земельных участков в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу
Решение суда вступило в законную силу 21.06.2011.
Во исполнение названного решения Арбитражного суда Самарской области Департамент 22.11.2011 и 24.11.2011 распоряжениями N СПИ-9/4406-0-6, СПИ-9/4406-0-7, СПИ-9/4406-0-8, СПИ-9/4406-0-9 утвердил схемы расположения испрашиваемых ООО "Инвестпартнер" земельных участков.
Указанные распоряжения были получены Министерством 21.12.2011 за вход. N 12506, 12507, 12508 и 28.11.2011 за N 10953.
Департамент также оформил акты о выборе земельных участков, которые направил в Министерство совместно с распоряжениями.
Министерство письмом от 17.05.2012 N 3/3316 сообщило ООО "Инвестпартнер" об отказе в утверждении актов о выборе земельных участков, в предварительном согласовании места размещения объектов и в предоставлении в аренду ООО "Инвестпартнер" земельных участков.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Инвестпартнер" в суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суды руководствовались Земельным кодексом Российской Федерации, Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - регламент) и исходили из того, что оспариваемые обществом отказ, распоряжения, действия Министерства и Департамента не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы общества.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места, размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
В соответствии с пунктами 3.3. 3.4 Регламента в целях предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта заинтересованное лицо обращается в министерство с заявлением (в бумажном или электронном виде) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Министерство регистрирует заявление заинтересованного лица в день его поступления и в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления в министерство принимает решение о направлении обращения в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара (далее - уполномоченный орган) для обеспечения выбора земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, установленным действующим законодательством. При необходимости затребования дополнительных документов для принятия соответствующего решения вышеуказанный срок может быть продлен.
Согласно пункту 3.5 Регламента, уполномоченный орган обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. В соответствии с пунктом 3.6, уполномоченный орган информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Пунктом 3.8 регламента предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 3.9 регламента, Министерство принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Как следует из положений указанных нормативных правовых актов, заявитель предоставляет в Министерство заявление о предоставлении земельного участка, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Судом установлено, что заявление ООО "Инвестпартнер" в Министерство о предоставлении земельных участков в аренду соответствует вышеуказанным требованиям, к нему приложены планы границ земельных участков, в которых указаны координаты поворотных точек каждого из испрашиваемых земельных участков.
Отказывая в согласовании возможности выбора земельных участков для строительства, Министерство указало: на отсутствие заключения Министерства культуры Самарской области о согласовании возможности выбора земельных участков для строительства; отсутствие выписки из Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ"; отсутствие выписки из ЕГРП о правах на земельные участки; отсутствие информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка; нахождение земельных участков площадью 12 458 кв. м и 16 083 кв. м в пределах береговой полосы, занятие земельных участков площадью 10 221 кв. м и 849 кв. м водными объектами.
Оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена необходимость предоставления в Министерство заключение Министерства культуры Самарской области о согласовании возможности выбора земельных участков для строительства, выписки из Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ", выписки из ЕГРП о правах на земельные участки, а также каких-либо других документов и Министерство не было лишено возможности направить и получить необходимую информацию самостоятельно.
Как следует из части 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Как установлено судом, схемы расположения испрашиваемых ООО "Инвестпартнер" земельных участков на кадастровой карте территории квартала и акты о выборе земельных участков были утверждены Департаментом в результате принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем решения Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2011 по делу N А55-26980/2010.
Поскольку информирование населения в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации является стадией, предшествующей утверждению схемы расположения и подготовки Акта о выборе и производится органом местного самоуправления до оформления актов о выборе земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории квартала, суды, исходя из вступившего в законную силу судебного акта об оформлении и утверждении актов о выборе земельных участков и схем расположения земельных участков на кадастровой карте территории квартала, сделали правильный вывод о том, что при наличии вступившего в законную силу судебного акта об оформлении и утверждении актов о выборе земельных участков и схем расположения земельных участков на кадастровой карте территории квартала, процедура выбора считает исполненной, поэтому невыполнение органом местного самоуправления обязанности по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка не может являться основанием для отказа органом государственной власти в утверждении актов о выборе земельных участков, в предварительном согласовании места размещения объекта, предоставлении земельных участков в аренду.
Суды обеих инстанций также правильно отметили, что доводы Министерства о нахождении на земельных участках площадью 10 221 кв.м. и 849 кв. м водных объектов не подтверждены соответствующими доказательства и основаны на предположениях государственного органа.
Оценив представленные в материалы дела письма Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления от 05.02.2009, от 12.12.2009, суд исходил из того, что они не позволяют сделать вывод о расположении земельного участка площадью 849 кв. м и части земельного участка площадью 10 221 кв. м в береговой полосе реки Самара, поскольку в них отсутствуют сведения о площади, адресах испрашиваемых обществом земельных участках, а также ширине береговой полосы реки Самара.
Кроме этого, названный довод Министерства был исследован в ходе рассмотрения Арбитражным судом Самарской области дела N А55-26980/2010. Из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2011 по делу N А55-26980/2010 следует, что довод заинтересованного лица о том, что земельный участок площадью 849 кв. м и часть земельного участка площадью 10 221 кв. м расположены береговой полосе реки Самара не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Ссылка подателя жалобы на то, что в соответствии со схемами расположения земельных участков площадями 10 221,00 кв. м и 849 кв. м данные участки заняты водными объектами и что данные о том, что земельные участки занимают территорию водного объекта реки Самара отражены в подготовленных Департаментом актах о выборе земельного участка для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, правомерно отклонена, так как в данных схемах и актах отсутствует наименование водных объектов, которыми заняты земельные участки, не определена категория водного объекта и, следовательно, невозможно сделать вывод о наличии препятствии в предоставлении участков в аренду в соответствии с действующим законодательством.
Кроме этого, как обоснованно указано судами первой и апелляционной инстанций, действующее законодательство Российской Федерации не запрещает предоставление в аренду земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, подтверждением чему являются, в частности, положения пункта 3.2. статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Согласно имеющейся судебной практике, предоставление в аренду земельных участков, расположенных на территориях общего пользования, в том числе, земельных участков в пределах береговой полосы, для целей размещения на них некапитальных объектов не запрещено законом.
С учетом изложенного суды предыдущих инстанций пришли к правильному выводу о том, что отказ Министерства в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении актов о выборе земельных участков не соответствуют закону и нарушает права ООО "Инвестпартнер" на приобретение земельных участков в аренду и на их использование для ведения экономической деятельности, в связи с чем удовлетворили требования заявителя в данной части.
В отношении требований к Департаменту в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что два из испрашиваемых ООО "Инвестпартнер" земельных участка площадью 16 083 кв. м и 12 458 кв. м имеют наложение границ на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:12737 площадью 28 625 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Перовская, д. 1А, находящийся в федеральной собственности.
Заявителем в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера Мустафиной Е.А. от 02.11.2012, в соответствии с которым земельный участок площадью 16 083 кв. м, границы которого утверждены распоряжением Департамента от 22.11.2011 N РД-1427, имеет наложение границ на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:12737 площадью 28 625 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Перовская, д. 1А. Площадь наложения составляет 5 312 кв. м. Границы наложения изображены в приложении N 1 к настоящему заключению желтым цветом (S4). Пересечений или наложений на границы иных земельных участков данный земельный участок площадью 16 083 кв. м не имеет.
Земельный участок площадью 12 458 кв. м., границы которого утверждены распоряжением Департамента от 22.11.2011 N РД-1428, имеет наложение границ на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:12737 площадью 28 625 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Перовская, д. 1А. Площадь наложения составляет 10 920 кв. м. Границы наложения изображены в приложении N 1 к настоящему заключению оранжевым цветом (S3). Пересечений или наложений на границы иных земельных участков данный земельный участок площадью 12 458 кв. м не имеет.
Земельный участок площадью 1538 кв. м является частью земельного участка площадью 12 458 кв. м, границы которого утверждены распоряжением Департамента от 22.11.2011 N РД-1428. Земельный участок площадью 1538 кв. м не имеет наложений или пересечений с границами иных земельных участков, стоящих в государственном кадастре недвижимости. Границы земельного участка площадью 1 538 кв. м не выходят за границы земельного участка площадью 12 458 кв. м, границы которого утверждены распоряжением Департамента от 22.11.2011 N РД-1428. Земельный участок площадью 1 538 кв. м изображен в приложении N 1 к настоящему заключению синим цветом (S) и в приложении N 2 к настоящему заключению.
Земельный участок площадью 3 236 кв. м является частью земельного участка площадью 16 083 кв. м, границы которого утверждены распоряжением Департамента от 22.11.2011 N РД-1427. Земельный участок площадью 3 236 кв. м не имеет наложений или пересечений с границами иных земельных участков, стоящих в государственном кадастре недвижимости. Границы земельного участка площадью 3 236 кв. м не выходят за границы земельного участка площадью 16 083 кв. м, границы которого утверждены распоряжением Департамента от 22.11.2011 N РД-1427. Земельный участок площадью 3 236 кв. м изображен в приложении N 1 к настоящему заключению зеленым цветом (S1) и в приложении N 3 к настоящему заключению.
Земельный участок площадью 7 409 кв. м является частью земельного участка площадью 16 083 кв. м, границы которого утверждены распоряжением Департамента от 22.11.2011 N РД-1427. Земельный участок площадью 7 409 кв. м не имеет наложений или пересечений с границами иных земельных участков, стоящих в государственном кадастре недвижимости. Границы земельного участка площадью 7 409 кв. м не выходят за границы земельного участка площадью 16083 кв. м, границы которого утверждены распоряжением Департамента от 22.11.2011 N РД-1427. Земельный участок площадью 7 409 кв. м изображен в приложении N 1 к настоящему заключению зеленым цветом (S2) и в приложении N 4 к настоящему заключению.
Сторонами не оспариваются выводы, изложенные в Заключении кадастрового инженера.
Из двух земельных участков площадью 16 083 кв. м и 12 458 кв. м возможно в ходе работ по выбору образование трех земельных участков площадью 1538 кв.м, 3236 кв. м, 7 409 кв. м, не выходящих за пределы границы земельных участков площадью 16 083 кв. м и 12 458 кв.м, границы которых утверждены распоряжениями Департамента от 22.11.2011 N РД-1427 и N РД-1428, и не имеющих наложений или пересечений с границами других земельных участков.
Все предполагаемые участки расположены в границах утвержденных ранее Актов о выборе земельных участков.
Из кадастровой выписки на земельный участок от 25.10.2012 N 63-00-102/12409179 следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:12737 площадью 28 625 кв. м был поставлен на государственный кадастровый учет 23.06.2011, то есть после вынесения решения суда по делу N А55-26980/2010 и вступления его в законную силу. То есть на момент вынесения судебного акта, рассматриваемые заявителем участки не имели никаких наложений. На кадастровый учет земельный участок с номером 63:01:0000000:12737 был поставлен лишь 23.06.2012.
Однако, на момент исполнения судебного акта и утверждения границ земельных участков площадью 16 083 кв. м и 12 458 кв. м распоряжениями Департамента от 22.11.2011 N РД-1427 и N РД-1428 земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:12737 площадью 28 625 кв. м состоял на государственном кадастровом учете, в связи с чем Департамент в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязан был учесть указанные обстоятельства, исключающие нарушение права пользователя земельного участка и должен был учесть наложение утверждаемых им границ земельных участков на вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:12737 площадью 28 625 кв. м.
На момент вынесения и вступления в законную силу решения суда по делу N А55-26980/2010 указанных препятствий не существовало, вместе с тем, в период принятия распоряжений и подготовки Актов о выборе участков, земельный участок был поставлен на кадастровый учет, что исключало утверждение схем расположения в рассматриваемых границах.
Таким образом, на момент исполнения решения суда по делу N А55-26980/2010 испрашиваемые 2 земельных участка в утвержденных границах не свободны, тогда как по правилам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предполагаемое место размещения объекта не должно быть обременено постройками или правами иных лиц.
Суды предыдущих инстанций правильно указали на то, что Департамент, являясь уполномоченным органом местного самоуправления, имел возможность обнаружить указанное наложение и откорректировать границы испрашиваемых участков в меньшую сторону, исключая наложение границ заявителя на законно поставленный на кадастровый учет земельный участок в границах, не превышающих указанных в решении суда.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что устранение допущенных Министерством, а также Департаментом нарушений прав и законных интересов ООО "Инвестпартнер" должно быть осуществлено в виде утверждения Департаментом схем расположения земельных участков площадью 1538 кв. м, 3236 кв. м, 7 409 кв. м и оформлении актов о выборе данных земельных участков, а также в виде предварительного согласования и утверждения Министерством актов о выборе земельных участков площадью 10 221 кв. м, 849 кв. м, 1 538 кв. м, 3 236 кв. м, 7 409 кв. м.
Данные обстоятельства проверены судами обеих инстанций, что нашло отражение в обжалуемых судебных актах.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по делу N А55-23767/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из кадастровой выписки на земельный участок от 25.10.2012 N 63-00-102/12409179 следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:12737 площадью 28 625 кв. м был поставлен на государственный кадастровый учет 23.06.2011, то есть после вынесения решения суда по делу N А55-26980/2010 и вступления его в законную силу. То есть на момент вынесения судебного акта, рассматриваемые заявителем участки не имели никаких наложений. На кадастровый учет земельный участок с номером 63:01:0000000:12737 был поставлен лишь 23.06.2012.
Однако, на момент исполнения судебного акта и утверждения границ земельных участков площадью 16 083 кв. м и 12 458 кв. м распоряжениями Департамента от 22.11.2011 N РД-1427 и N РД-1428 земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:12737 площадью 28 625 кв. м состоял на государственном кадастровом учете, в связи с чем Департамент в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязан был учесть указанные обстоятельства, исключающие нарушение права пользователя земельного участка и должен был учесть наложение утверждаемых им границ земельных участков на вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:12737 площадью 28 625 кв. м.
На момент вынесения и вступления в законную силу решения суда по делу N А55-26980/2010 указанных препятствий не существовало, вместе с тем, в период принятия распоряжений и подготовки Актов о выборе участков, земельный участок был поставлен на кадастровый учет, что исключало утверждение схем расположения в рассматриваемых границах.
Таким образом, на момент исполнения решения суда по делу N А55-26980/2010 испрашиваемые 2 земельных участка в утвержденных границах не свободны, тогда как по правилам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предполагаемое место размещения объекта не должно быть обременено постройками или правами иных лиц."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 августа 2013 г. N Ф06-5895/13 по делу N А55-23767/2012