Налоговое обозрение
Австралия
Как отмечается в отчете ОЭСР, по результатам 2001 г. экономика Австралии девятый год подряд характеризуется устойчивым ростом. В прошлом году он был обеспечен за счет введения новой налоговой системы и проведения летних Олимпийских игр. На протяжении последних 9 лет рост производства составлял ежегодно чуть более 4%, а реальные доходы в расчете на душу населения - немногим менее 3%. Размер государственного долга упал с 19% ВВП в середине 90-х годов до 6,4% (прогноз на 2000-2001 гг.).
Основу налоговой реформы 2000 г. в Австралии составило введение с 1 июля 2000 г. налога на товары и услуги, начисляемого по ставке 10%. Одновременно был предложен пакет мер по реформированию налогов на доходы физических лиц, который предусматривал снижение размера ставок подоходного налога и повышение размера необлагаемого минимума. Кроме того, предусматривалось принятие мер по повышению размеров помощи семейным налогоплательщикам, престарелым гражданам, а также налогоплательщикам с низким уровнем доходов.
Эксперты ОЭСР полагают, что Австралии следует продолжить работу по снижению размеров ставок подоходного налога, отменить неэффективные косвенные налоги, существующие в отдельных штатах страны, прежде всего налог на перечисление средств на банковские счета. Кроме того, рекомендовано скорректировать налог на фонд заработной платы, имеющий крайне узкую базу и находящийся в юрисдикции штатов страны, а также снизить различия между величиной максимальной ставки подоходного налога с физических лиц и ставкой налога с корпораций. Сложившаяся к настоящему времени диспропорция в размерах ставок этих налогов провоцирует налогоплательщиков представлять свои личные доходы в виде доходов корпораций.
Великобритания
Английские налоговые убежища острова Олдерни и Мэн намерены распространить в Европе многомиллионную индустрию онлайнового игорного бизнеса. На острове Олдерни, все население которого составляет 2400 человек, в основном обсуживающих туристический бизнес, начался прием заявок на получение лицензии на занятие онлайновым игорным бизнесом буквально на один месяц раньше, чем другой знаменитый оффшорный центр - остров Мэн. Власти острова Олдерни намерены выдать 6 лицензий, острова Мэн - 3.
На обоих островах недавно было принято законодательство, регулирующее игорный бизнес в Интернете. В частности, если компания приняла решение начать игорный бизнес на Олдерни, то 3-летняя лицензия ей обойдется в 75 тыс. фунтов стерлингов за каждый год, а также она должна будет уплатить налог с корпораций по ставке 20%. На острове Мэн налог с корпораций такой компании платить не придется, однако компании за лицензию на занятие онлайновым игорным бизнесом надо будет уплатить 80 тыс. фунтов стерлингов в год, а также налог на валовую прибыль по ставке 2,5%.
В настоящее время игорный бизнес в Интернете развивается весьма быстро, удачливые компании получают большие прибыли. По оценкам экспертов, объем рынка игорных услуг в Интернете к 2003 г. может составить 5 млрд долл. США. Вместе с тем сейчас в мире существует не так много юрисдикций, на территории которых разрешено организовывать онлайновые казино. Власти островов Олдерни и Мэн рассчитывают привлечь на свою территорию ведущих английских букмекеров, которые раньше "ушли" из Великобритании в знак протеста против непомерно высокой, по их мнению, 9%-ной ставки налога на пари. Однако правительство Великобритании намерено этот налог отменить и одновременно установить налог на прибыль игорных заведений. Это может сделать выгодным для английского бизнеса азартных игр перемещение поближе к Великобритании.
* * *
Как указывается в отчете, подготовленном английским институтом фискальных исследований, в настоящее время компании, зарегистрированные на территории государств - участников Организации экономического сотрудничества и развития, облагаются самыми высокими за последние 30 лет налогами с корпораций. Такое утверждение обескураживает, поскольку на протяжении последних 10 лет размер ставки налогообложения корпораций уменьшился в среднем на 13%. Однако исследователи подчеркивают, что в этот же период, с одной стороны, расширилось понятие прибыли корпорации, с другой - стали применяться более эффективные механизмы взимания налогов. К числу таких механизмов относятся нормы налогообложения так называемых контролируемых иностранных корпораций, препятствующие размещению прибылей компаний в налоговых убежищах.
Исследования Организации экономического сотрудничества и развития показывают, что вопреки расхожему мнению о том, что в настоящее время мобильный капитал эффективно "убегает" от налогообложения, доля поступлений по налогу с корпораций относительно размеров ВВП государств выросла с 2,2% в 1965 г. до 3,3% в 1998 г. Возникает вопрос: почему компании перестали прилагать усилия по минимизации размеров своих налоговых обязательств.
Ответа на этот вопрос пока нет. Анализ свидетельствует о том, что у транснациональных компаний остались достаточно широкие возможности по манипулированию банковскими счетами таким образом, чтобы максимальные прибыли возникали на территории государств с минимальными ставками налогообложения. Хотя манипуляции компаний с трансфертными ценами хорошо изучены налоговыми ведомствами ведущих государств мира, сложность структуры корпораций затрудняет запрещение этого механизма ухода от налогообложения. Кроме того, обострение конкуренции между государствами в борьбе за привлечение иностранных инвестиций ведет к снижению ставок налогообложения.
Германия
Один из сберегательных банков, находящихся на территории Земли Шлезвиг-Гольштейн, проиграл иск против налогового ведомства Германии в федеральном финансовом арбитраже. Местные контрольные органы еще в 1998 г. заподозрили банк в том, что некоторые его клиенты использовали свои счета в качестве канала для перечисления укрытых от налогообложения средств на секретные банковские счета в Люксембурге. В результате дальнейшего расследования были выявлены нарушения в отчетности по ценным бумагам, приобретаемым клиентами за наличные средства. Однако сберегательный банк обжаловал действия налоговиков сначала в местном финансовом арбитраже, а затем, проиграв иск, подал апелляцию в федеральный финансовый арбитраж.
Последний в начале августа этого года постановил, что в случае, если клиент немецкого банка перевел денежные средства со своего счета на анонимный счет банка в Люксембурге, и при этом у властей имеется подозрение в том, что эта операция используется в целях уклонения от налогообложения в Германии, то любые положения немецкого законодательства о сохранении банковской тайны свою силу теряют. Таким образом, судебные органы Германии заняли четкую позицию относительно попыток налогоплательщиков использовать банковские операции для укрывания доходов от налогообложения, чем в значительной степени помогли налоговикам.
Дания
Министерство налогообложения Дании планирует навести порядок в онлайновом игорном бизнесе. Традиционно рекламу виртуальных казино, а также онлайновых тотализаторов и букмекерских услуг можно было найти во многих датских средствах массовой информации и на веб-сайтах. На таких сайтах датчане могут заключить пари на результат футбольного матча, например, в Великобритании или Италии. Согласно позиции датского министерства налогообложения реклама онлайнового игорного бизнеса на сайтах Дании является незаконной, причем незаконной является именно онлайновая реклама, а не сами рекламируемые игорные сайты.
Как полагают эксперты, на самом деле полностью запретить в сети рекламу иностранных казино и тотализаторов совершено невозможно и министерство налогообложения Дании, конечно, отдает себе в этом отчет. Поэтому оно установило порядок, в соответствии с которым любое лицо, на веб-сайте которого в Дании имеется баннер отсылки, например, на иностранную букмекерскую контору, рискует быть жестоко наказанным налоговиками. В августе этого года в поле зрения датских налоговиков попал сайт одной из датских газет, на котором имелась прямая ссылка на сайт иностранного букмекера. Датскому хозяину сайта придется уплатить штраф в 100 тыс. датских крон, а редактору сайта грозит тюрьма.
Отметим, что размещение на веб-сайте в качестве рекламы чисто информационного баннера, напрямую не отсылающего пользователя к игровому сайту (т.е. не подключенного к нему), в Дании совершенно законно.
Как отмечают комментаторы, на самом деле проблема с баннерами имеет под собой совершенно простую подоплеку. Ежемесячно в Дании проводятся государственные лотереи "Tipstjenesten", приносящие в бюджет немалые деньги, которые направляются на поддержку культуры и спорта. Именно поэтому министерство налогообложения Дании заинтересовано в защите лотерей от конкурирующей рекламы игорного Интернет-бизнеса. Совсем недавно министерство предприняло попытку заставить датские банки блокировать перечисления средств по сети на игорные сайты как датские, так и иностранные.
В соответствии с датским законодательством на местных игорных сайтах можно работать лишь при наличии специальной лицензии. Разрешается рекламировать другие сайты при условии, что реклама не является гиперссылкой или баннером, указав на которые мышью, можно попасть на рекламируемый игорный сайт. В противном случае такие сайты рассматриваются в качестве сайтов, занятие игорным бизнесом на которых незаконно.
Таким образом, если владелец датского веб-сайта намерен немного заработать на рекламе какого-либо виртуального казино или тотализатора и при этом не угодить в тюрьму, ему надо дать информационное объявление без "электронной" отсылки на сам сайт.
Лихтенштейн
По данным генеральной прокуратуры княжества, за первые 6 месяцев 2001 г. в княжество поступило 199 запросов от других государств об оказании правовой помощи, что более чем на 33% больше по сравнению с тем же периодом предшествующего года. Генеральный прокурор признал, что Лихтенштейн традиционно был территорией, открытой для осуществления операций налоговыми мошенниками и лицами, занятыми отмыванием доходов, полученных преступным путем. Особенно большие проблемы были связаны с так называемой беловоротничковой преступностью, а также оказанием услуг в сфере международной правовой помощи. Как отметил генеральный прокурор, преступники злоупотребляли статусом Лихтенштейна как международного финансового центра, а также использовали недостатки правоохранительной системы княжества.
Панама
Развернутая в последние годы ведущими странами мира кампания по противодействию пагубной налоговой конкуренции и отмыванию доходов, полученных преступным путем, оказала негативное влияние на сектор банковских услуг Панамы. В 2000 г. Панама попала сразу в несколько "черных" списков, в том числе в список юрисдикций - налоговых убежищ, подготовленный Организаци
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71