г. Казань |
|
03 сентября 2013 г. |
Дело N А55-35002/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Сафина Н.Н.,
при участии представителя:
заявителя - Турановой Н.М., доверенность от 09.02.2011 N 12,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.03.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А55-35002/2012
по заявлению муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (ИНН 6315702029, ОГРН 1026300966559) о признании недействительным предписания отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самаре от 20.11.2012, с участием третьих лиц - Департамента благоустройства и экологии администрации городского округа Самара, муниципального предприятия городского округа Самара "Благоустройство",
УСТАНОВИЛ:
начальником отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самаре 20.11.2012 вынесено предписание об устранении муниципальным предприятием городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" нарушений требований пункта 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 путем проведения в трехдневный срок ремонта межрельсового настила трамвайных путей, расположенных по адресу: ул. Советская - ул. Енисейская.
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - Трамвайно-троллейбусное управление,) обратилось в арбитражный суд в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с заявлением о признании недействительным предписания отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самаре от 19.11.2012.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.03.3013 по делу N А55-35002/2012 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Трамвайно-троллейбусного управления - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Трамвайно-троллейбусное управление просит отменить состоявшиеся судебные акты с принятием нового решения об удовлетворении заявленных им требований. Считает, что выводы судов о том, что трамвайные пути вне зависимости от их расположения, не являются проезжей частью дороги, противоречат статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункту 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, определяющих понятие "дорога". Предприятию вменено в обязанность устранить нарушения межрельсового полотна на перекрестке двух автомобильных дорог, проезжей частью одной из таких дорог является трамвайный путь. Суд применил не подлежащий применению пункт 2.42 СНиП 2.05.09-90, устанавливающий ширину междупутья при проектировании строящихся и реконструируемых трамвайных путей, не подлежащий применению в настоящем деле. Суд неправильно истолковал пункт 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, устанавливающий требования к автомобильным дорогам, и не применил пункт 555 Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных распоряжением Минтранса России от 30.11.2001 N АН-103-р, устанавливающий, что порядок ремонта и технического состояния покрытия в зоне трамвайных путей определяется органом местного самоуправления. Обеспечение соответствия автомобильных дорог местного значения требованиям стандартов и технических норм в силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к местным вопросам органов местного самоуправления. Обязанность обеспечения организации дорожной деятельности в г. Самаре возложена на Департамент благоустройства и экологии администрации городского округа Самара в соответствии с положением "О Департаменте благоустройства и экологии администрации городского округа Самара", утвержденным решением Думы городского округа Самара от 10.03.2011 N 69. Проведение капитального и текущего ремонта дорог и иных объектов дорожной инфраструктуры относится к уставным видам деятельности муниципального предприятия городского округа Самара "Благоустройство", участок дороги на перекресте улиц Советская - Енисейская закреплен в целях содержания и ремонта за муниципальным предприятием городского округа Самара "Благоустройство" распоряжением администрации городского округа Самара от 30.03.2006 N 93-р, с этим предприятием заключен соответствующий муниципальный контракт от 22.10.2012 N 181/12. Утвержденными постановлением главы городского округа Самара от 10.06.2008 Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара предусмотрена обязанность по содержанию проезжей части дорог специализированными организациями, при этом содержание обособленных трамвайных путей обеспечивает владелец путей, а содержание трамвайных путей, совмещенных с проезжей частью дорог - специализированная организация, осуществляющая содержание и уборку дорог. Передача трамвайный путей в хозяйственное ведение Трамвайно-троллейбусного управления имеет цель обеспечения основного вида деятельности предприятия - перевозки пассажиров, но не возлагает на него обязанности содержания дорог, сопряженных с трамвайными путями.
В суд поступил отзыв отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самаре (далее - отдел ГИБДД, административный орган) на кассационную жалобу, в котором административный орган просит оставить в силе состоявшиеся судебные акты. Считает обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что ремонт межрельсовой части трамвайного пути является обязанностью Трамвайно-троллейбусного управления в силу пункта 2.42 СНиП 2.05.09-90, пункта 5.2.9 Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных распоряжением Минтранса России от 30.11.2001 N АН-103-р, пункта 10 главы 3 раздела 2 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы городского округа Самара от 10.06.2008. Устав Трамвайно-троллейбусного управления предусматривает такой вид деятельности, как выполнение производственных работ (ремонтно-строительных работ). Указывает, что выявленное нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 связано с нарушением пункта 3.1.13 данного стандарта, не допускающего отклонения верха головки рельса трамвайных путей более чем на 2 см относительно покрытия.
В судебном заседании представитель Трамвайно-троллейбусного управления поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, пояснив, что трамвайный путь в месте пересечения улиц Советская и Енисейская не является обособленным и сопряжен с проезжей частью автомобильных дорог, образующих перекресток. Вмененное нарушение не связано с деятельностью Трамвайно-троллейбусного управления по ремонту трамвайных путей.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились. Муниципальное предприятие городского округа Самара "Благоустройство" заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва административного органа, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судебный спор связан с определением лица, в чьи обязанности входит устранение нарушений дорожного покрытия между имеющимися трамвайными рельсами на перекрестке автомобильных дорог (улиц) местного значения в пределах городского округа.
Оспоренным предписанием обязанность приведения межрельсового дорожного полотна в соответствие с требованиями пункта 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" возложена на Трамвайно-троллейбусное управление.
Предписание оспаривается Трамвайно-троллейбусным управлением по тем основаниям, что оно не является лицом, на которое возложена обязанность по эксплуатации и ремонту автомобильной дороги, сопряженной с трамвайными путями.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что трамвайные пути вне зависимости от их расположения (обособленные или расположенные на одном уровне с проезжей частью), не являются проезжей частью. Данный вывод суд первой инстанции обосновал пунктом 2.42 СНиП 2.05.09-90 "Трамвайные и троллейбусные линии", определяющих составные части трамвайного пути, а также пунктом 5.2.9 Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных распоряжением Минтранса России от 30.11.2001 N АН-103-р, устанавливающим внешнюю границу трамвайного полотна. Суды пришли к выводу о том, что обязанность по ремонту межрельсового трамвайного полотна лежит на Трамвайно-троллейбусном управлении, поскольку трамвайные пути принадлежат ему на праве хозяйственного ведения в силу договора.
Между тем в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" понятие "дорога" как обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения включает в себя трамвайные пути, при их наличии. Следовательно, трамвайные пути, при их наличии, являются частью дороги вне зависимости от указанных в СНиП 2.05.09-90 "Трамвайные и троллейбусные линии", составных частей трамвайного пути, а также установленных пунктом 5.2.9 Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных распоряжением Минтранса России от 30.11.2001 N АН-103-р, правил определения внешних границ трамвайного полотна. Данные санитарные нормы и правила и распоряжение, являясь документами технического регулирования, не определяют и не могут определять лицо, ответственное за содержание как автомобильной дороги, так и трамвайного полотна как части дороги.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Трамвайно-троллейбусное управление как лицо, в чьем хозяйственном ведении находится трамвайное полотно, несет на себе бремя его содержания, основанный на статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, не учитывает особенности правового статуса автомобильных дорог как объекта гражданских прав, установленный Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности, то есть согласно статье 1 данного закона деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в отношении автомобильных дорог местного значения входит в полномочия органов местного самоуправления. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения городского округа пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", следовательно, данные полномочия являются расходным обязательством местного бюджета. Обеспечение мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе и на объектах улично-дорожной сети, в силу статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" также входит в полномочия органов местного самоуправления, такие полномочия являются расходным обязательством муниципальных образований.
Из этого следует, что вопросы ремонта автомобильных дорог местного значения регулируются нормативными актами муниципальных образований.
Как обоснованно указывает Трамвайно-троллейбусное управление, пункт 11 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы городского округа от 10.06.2008 N 404, возлагает обязанность по содержанию и уборке трамвайных путей, совмещенных с проезжей городской частью, на специализированные организации на основании муниципального контракта.
Из устава Трамвайно-троллейбусного управления не следует, что его деятельность связана с содержанием дорог в безопасном для движения состоянии. Указание в уставе на то, что предприятие выполняет производственные работы (ремонтно-строительные работы), не позволяет сделать вывод о том, что ремонт трамвайного полотна в месте сопряжения с автомобильной дорогой является уставной деятельностью предприятия.
Доказательств возложения на Трамвайно-троллейбусное управление обязанности по ремонту проезжей части на перекрестке улиц Советская и Енисейская в силу заключенного им контракта в деле не имеется. Не имеется доказательств и того, что повреждение дорожного полотна возникло по вине Трамвайно-троллейбусного управления, (например, в результате произведенных им работ по замене трамвайных рельсов либо иных работ, сопровождавшихся разрушением дорожного полотна).
Таким образом, определение административным органом в оспоренном предписании Трамвайно-троллейбусного управления организацией, на которую возложена обязанность по содержанию и ремонту дорожного полотна в месте пересечения дороги с трамвайными путями, с возложением на нее обязанности по восстановлению дорожного покрытия за свой счет, противоречит вышеуказанным федеральным законам и нормативному акту городского округа Самара.
Принятые по делу судебные акты подлежат отмене в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права. Заявление Трамвайно-троллейбусного управления подлежит удовлетворению с признанием недействительным предписания административного органа (при этом датой вынесения предписания, как следует из его текста, является 20.11.2012, а не 19.11.2012, как ошибочно указано в заявлении Трамвайно-троллейбусного управления).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2013 по делу N А55-35002/2012 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Признать недействительным предписание отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самаре от 20.11.2012, возлагающего на муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" обязанность по проведению ремонта межрельсового настила трамвайных путей, расположенных по адресу: ул. Советская - ул. Енисейская.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности, то есть согласно статье 1 данного закона деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в отношении автомобильных дорог местного значения входит в полномочия органов местного самоуправления. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения городского округа пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", следовательно, данные полномочия являются расходным обязательством местного бюджета. Обеспечение мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе и на объектах улично-дорожной сети, в силу статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" также входит в полномочия органов местного самоуправления, такие полномочия являются расходным обязательством муниципальных образований."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 сентября 2013 г. N Ф06-7691/13 по делу N А55-35002/2012