Уплата налога на прибыль по ежемесячным расчетам
Согласно п.2 ст.8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" организации, за исключением бюджетных учреждений и малых предприятий, могут уплачивать налог на прибыль двумя способами:
авансовыми взносами в течение квартала, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога с последующим исчислением налога, исходя из фактической прибыли за истекший квартал нарастающим итогом с начала года; ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога.
Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль определяется предприятием и действует без изменения до конца календарного года.
В предлагаемой статье подробно рассмотрен второй способ.
Ставки и сроки уплаты налога
Налог на прибыль в соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 (далее - Закон N 2116-1) рассчитывается по следующим ставкам:
в федеральный бюджет - 11 процентов;
в бюджеты субъектов Российской Федерации - по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 19 процентов, а по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций, - по ставкам в размере не свыше 27 процентов;
в местные бюджеты - по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не свыше 5 процентов.
Расчет по налогу составляется ежемесячно нарастающим итогом с начала года и представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Одновременно с расчетом налога по фактически полученной прибыли предприятие представляет обоснованные расчеты по предоставлению налоговых льгот и Справку о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли"*(1).
Показатель прибыли (убытка), отражаемый в строке 1 Справки, берется из формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" за соответствующий месяц. Напомним, что предприятия составляют бухгалтерскую отчетность ежемесячно (в соответствии с п.3 ст.14 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Уплата налога на прибыль по месячным расчетам производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
Расчет налога на прибыль при осуществлении
нескольких видов деятельности
Многие предприятия осуществляют несколько видов деятельности, налогообложение которых происходит по-разному. Например, один вид деятельности облагается единым налогом на вмененный доход, а другой - налогом на прибыль, или все виды деятельности подлежат обложению налогом на прибыль, но по разным ставкам. Рассмотрим подробнее эти ситуации.
Если предприятие по одному из видов деятельности переведено на уплату единого налога на вмененный доход, то общехозяйственные и общепроизводственные расходы распределяются между видами деятельности пропорционально размеру выручки от каждого вида деятельности согласно п.1.2.5 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 62).
Пример 1
ООО "Альфа" занимается сборкой компьютеров, а также производит ремонт электробытовых приборов. В соответствии с законом субъекта РФ, на территории которого находится ООО "Альфа", предприятия, осуществляющие ремонт электробытовых приборов, переведены на уплату единого налога на вмененный доход. За семь месяцев 2001 г. выручка от ремонта электробытовых приборов составила 500 000 руб. без учета НДС, от сборки компьютеров - 900 000 руб. без учета НДС. Общехозяйственные расходы за этот период составили 80 000 руб.
Распределим эти расходы по видам деятельности.
Удельный вес выручки от услуг по ремонту составит:
500 000 : (500 000 + 900 000) х 100% = 35,71%.
Удельный вес выручки от сборки компьютеров составит:
900 000 : (500 000 + 900 000) х 100% = 64,29%.
Сумма общехозяйственных расходов, которая включается в себестоимость услуг по ремонту электробытовых приборов, равна:
80 000 х 35,71% = 28 568 руб.
Сумма общехозяйственных расходов, которая включается в себестоимость сборки компьютеров, равна:
80 000 х 64,29% = 51 432 руб.
Многопрофильные предприятия должны вести раздельный учет по каждому виду деятельности, если они облагаются налогом на прибыль по разным ставкам. Они исчисляют налог отдельно по каждому виду деятельности независимо от результатов деятельности в целом по предприятию, то есть убыток от производства мебели, например, не уменьшает налогооблагаемую прибыль от посреднических операций.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы в соответствии с п. 2.10 Инструкции N 62 распределяются пропорционально выручке от каждого вида деятельности. При этом выручкой, полученной от торговой деятельности, считается валовая прибыль, то есть разница между ценой продажи и ценой покупки реализованных товаров без учета НДС и акцизов.
У бухгалтеров многопрофильных предприятий часто возникает вопрос о том, как учитывать в целях налогообложения операционные и внереализационные доходы и расходы.
Действующими нормативными правовыми актами по налогообложению прибыли распределение операционных и внереализационных доходов (расходов) организации между видами деятельности не предусмотрено. Если невозможно определить принадлежность внереализационных операций к конкретному виду деятельности, то доходы (расходы) от них следует облагать по ставке, предусмотренной для налогообложения обычных видов деятельности. Это относится и к операционным доходам (расходам).
Пример 2
ООО "Марос" занимается оптовой торговлей и оказывает посреднические услуги. За семь месяцев 2001 г. реализовано товаров на сумму 12 000 000 руб. (в том числе НДС - 2 000 000 руб.) Покупная стоимость этих товаров составила 8 300 000 руб. без учета НДС. Выручка от реализации посреднических услуг составила 5 000 000 руб. без учета НДС, а затраты, связанные с их оказанием, - 400 000 руб. без учета НДС. Общехозяйственные расходы составили 3 000 000 руб., операционные расходы (налог на имущество) - 150 000 руб., внереализационные расходы (пени комитенту за просрочку платежа) - 3 000 руб.
Распределим расходы по видам деятельности.
Валовая прибыль от торговой деятельности равна:
12 000 000 - 2 000 000 - 8 300 000 = 1 700 000 руб.
Удельный вес выручки от торговой деятельности составит:
1 700 000 : (1 700 000 + 5 000 000) х 100% = 25,37%.
Удельный вес выручки от посреднической деятельности составит:
5 000 000 : (1 700 000 + 5 000 000) х 100% = 74,63%.
Сумма общехозяйственных расходов, относящихся к торговой деятельности, равна:
3 000 000 х 25,37% = 761 100 руб.
Сумма общехозяйственных расходов, относящихся к посреднической деятельности, составит:
3 000 000 х 74,63% = 2 238 900 руб.
Пени, уплаченные комиссионером (ООО "Марос") комитенту за просрочку платежа в сумме 3 000 руб. относятся к посреднической деятельности.
Налог на имущество в сумме 150 000 руб. невозможно отнести к определенному виду деятельности, поэтому операционные расходы уменьшают прибыль, облагаемую налогом по основной ставке, то есть прибыль от торговой деятельности. Прибыль, полученная от торговой деятельности, составит:
1 700 000 - 761 100 - 150 000 = 788 900 руб.
Прибыль, полученная от посреднической деятельности, составит:
5 000 000 - 400 000 - 2 238 900 - 3 000 = 858 100 руб.
Если многопрофильное предприятие осуществляет виды деятельности, облагаемые налогом на прибыль по разным ставкам, и имеет льготы по налогу, то эти льготы на основании п.4.7 Инструкции N 62 распределяются пропорционально выручке от каждого вида деятельности.
Возьмем для примера льготу по капитальным вложениям. В соответствии с пп."а" п.1 ст.6 Закона N 2116-1 организации сферы материального производства могут уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму капитальных вложений производственного назначения, если финансирование этих капитальных вложений производится за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Указанная льгота не должна уменьшать сумму налога на прибыль, исчисленную без учета льготы, более чем на 50% (п.7 Закона N 2116-1). Предприятие вправе воспользоваться этой льготой лишь в случае, если оно полностью использовало сумму начисленной амортизации на отчетную дату, то есть сумма капитальных вложений за отчетный период должна быть больше сумм амортизационных отчислений за тот же период. При определении облагаемой базы по налогу на прибыль затраты на приобретение основных средств уменьшаются на сумму амортизационных отчислений.
Определить, какие организации относятся к сфере материального производства, можно по Общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденному Госстандартом СССР 01.01.76 (в редакции от 15.02.2000). В этом классификаторе коды отраслей сферы материального производства начинаются с цифры от 1 до 8. У кодов отраслей нематериальной сферы первая цифра - 9.
Рассмотрим на подробном примере расчет льгот и заполнение декларации по налогу на прибыль.
Пример 3
ЗАО "Энергостройальянс" выполняет строительные работы (код по ОКОНХ - 61124) и оказывает посреднические услуги (код по ОКОНХ - 71500). Выручка от реализации строительных работ за семь месяцев 2001 г. составила 600 000 руб. (в том числе НДС - 100 000 руб.), выручка от посреднической деятельности - 200 000 руб. (в том числе НДС - 33 340 руб.). Валовая прибыль, скорректированная для целей налогообложения, за этот период составила 90 000 руб., в том числе по строительной деятельности - 85 000 руб., по посреднической -5000 руб. В июле 2001 г. был приобретен компьютер за 23 160 руб. (включая НДС - 3860 руб.). По состоянию на 1 августа 2001 г. неиспользованные амортизационные отчисления по всем основным средствам составили 7000 руб.
Кроме того, ЗАО "Энергостройальянс" является одним из учредителей ООО "Синтекс". По решению собрания учредителей ООО "Синтекс", состоявшегося в июле 2001 г., доля прибыли за 2000 г., причитающаяся ЗАО "Энергостройальянс", составила 10 000 руб. В том же месяце ООО "Синтекс" перечислило на расчетный счет ЗАО "Энергостройальянс" 8500 руб., удержав налог с доходов от долевого участия в других предприятиях по ставке 15% в размере 1500 руб.
Являясь владельцем облигаций федерального займа (ОФЗ), ЗАО "Энергостройальянс" в июле получило по ним купонный доход на сумму 2000 руб.
В регионе, где расположено ЗАО "Энергостройальянс", ставка налога на прибыль по обычной деятельности составляет 35 % (11% - в федеральный бюджет, 19% - в бюджет субъекта РФ, 5% - в местный бюджет), по посредническим операциям - 43 % (11% - в федеральный бюджет, 27% - в бюджет субъекта РФ, 5% - в местный бюджет).
Оба вида деятельности по кодам ОКОНХ относятся к сфере материального производства.
Удельный вес выручки от строительной деятельности составит:
(600 000 - 100 000) : (600 000 - 100 000 + 200 000 - 33 340) х 100% = 75%.
Удельный вес выручки от посреднической деятельности составит:
(200 000 - 33 340) : (600 000 - 100 000 + 200 000 - 33 340) х 100% = 25%.
Налогооблагаемая прибыль ЗАО "Энергостройальянс" за январь-июль 2001 г. может быть уменьшена на 12 300 руб. (23 160 - 3860 - 7000).
Льгота по налогу на прибыль распределяется следующим образом.
Размер льготы, приходящейся на прибыль от строительной деятельности, равен:
12 300 х 75% = 9225 руб.
Размер льготы, приходящейся на прибыль от посреднической деятельности, составляет:
12 300 х 25% = 3075 руб.
Операционные доходы включены в прибыль, облагаемую по основной ставке, то есть в прибыль от строительной деятельности, так как их невозможно отнести к конкретному виду деятельности.
Определим сумму налога, причитающуюся к уплате:
по строительной деятельности:
налогооблагаемая база
- 85 000 - 2000 - 10 000 - 9225 = 63 775 руб.;
Купонный доход по ОФЗ в сумме 2 000 руб. исключается из валовой прибыли, так как он облагается налогом на доходы, полученные по государственным ценным бумагам по ставке 15% на основании пп."а" п.1 и п.2 ст.9 Закона N 2116-1. Расчет этого налога производится ежемесячно по форме, приведенной в приложении N 11 к Инструкции N 62.
налог на прибыль с учетом льготы
- 63 775 х 35% = 22 321 руб.
Рассчитаем налог на прибыль без учета льготы:
(85 000 - 2000 - 10 000) х 35% = 25 550 руб.
25 550 : 2 = 12 775 руб.
22 321 руб. > 12 775 руб.
Льгота будет применяться в полном объеме, так как сумма налога на прибыль без учета льготы уменьшена менее чем на 50 процентов;
по посреднической деятельности:
налогооблагаемая база
- 5000 - 3075 = 1925 руб.;
налог на прибыль с учетом льготы
- 1925 х 43% = 828 руб.
Рассчитаем налог на прибыль без учета льготы:
5000 х 43% = 2150 руб.
2150 : 2 = 1075 руб.
828 руб. < 1075 руб.,
то есть при применении льготы в полном объеме сумма налога на прибыль без учета льготы уменьшится более чем на 50 процентов.
Поэтому ЗАО "Энергостройальянс" может уменьшить налог на прибыль по посреднической деятельности не более чем на 1075 руб. Таким образом, налогооблагаемая база составит
5000 х 50% = 2500 руб.,
а сумма налога на прибыль по посреднической деятельности будет равна
2500 х 43% = 1075 руб.
Рассчитанные данные будут отражены в декларациях следующим образом.
Таблица 1
Расчет (налоговая декларация) налога от фактической прибыли
за январь-июль 2001 г.
(руб.)
N п/п |
Показатели | По данным плательщика |
По данным налоговой инспекции |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Валовая прибыль - всего | 90 000 | |
2 | Из валовой прибыли, подлежащей налогообложе- нию, исключаются: |
||
а) доходы, полученные в виде дивидендов по акциям и процентов по государственным ценным бумагам, и ценным бумагам органов местного самоуправления, принадлежащим предприятию |
2000 |
||
б) доходы, полученные от долевого участия в других предприятиях |
10 000 |
||
... | ... | ... | |
г) прибыль от посреднических операций | 5000 | ||
... | ... | ... | |
Итого по стр.2 | 17 000 | ||
... | ... | ... | ... |
4 | Льготы по налогу на прибыль согласно пунктам 4.1, 4.3, 4.4, 4.5 Инструкции и нормативным правовым актам органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятым в соот- ветствии с законодательством Российской Фе- дерации (по специальным расчетам) |
9225 |
|
5 | Налогооблагаемая прибыль (стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4) |
63 775 |
|
6 | Ставка налога на прибыль - всего, % в том числе: |
35 | |
а) в федеральный бюджет | 11 | ||
б) в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образо- ваний |
19 |
||
в) в бюджеты районов, городов, районов в го- родах, поселков, сельских населенных пунктов |
5 |
||
7 | Сумма налога на прибыль - всего в том числе: |
22321 | |
а) в федеральный бюджет (стр.5 х стр.6 "а") : 100 |
7015 |
||
б) в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образо- ваний (стр.5 х стр.6 "б") : 100 |
12117 |
||
в) в бюджеты районов, городов, районов в го- родах, поселков, сельских населенных пунктов (стр.5 х стр.6 "в") : 100 |
3189 |
Таблица 2
Расчет (налоговая декларация) налога от фактической прибыли
за январь-июль 2001 г. по посредническим операциям
(руб.)
N п/п |
Показатели | По данным плательщика |
По данным налоговой инспекции |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Валовая прибыль - всего | 5000 | |
... | ... | ... | ... |
4 | Льготы по налогу на прибыль согласно пунктам 4.1, 4.3, 4.4, 4.5 Инструкции и нормативным правовым актам органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятым в соот- ветствии с законодательством Российской Фе- дерации (по специальным расчетам) |
2500 |
|
5 | Налогооблагаемая прибыль (стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4) |
2500 |
|
6 | Ставка налога на прибыль - всего, % в том числе: |
43 | |
а) в федеральный бюджет | 11 | ||
б) в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образо- ваний |
27 |
||
в) в бюджеты районов, городов, районов в го- родах, поселков, сельских населенных пунктов |
5 |
||
7 | Сумма налога на прибыль - всего в том числе: |
1075 | |
а) в федеральный бюджет (стр.5 х стр.6 "а") : 100 |
275 |
||
б) в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образо- ваний (стр.5 х стр.6 "б") : 100 |
675 |
||
в) в бюджеты районов, городов, районов в го- родах, поселков, сельских населенных пунктов (стр.5 х стр.6 "в") : 100 |
125 |
||
... | ... | ... | ... |
Расчет налога предприятиями,
имеющими обособленные подразделения
Согласно ст.19 НК РФ обособленные подразделения лишь исполняют обязанности головных организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения, не являясь самостоятельными налогоплательщиками.
Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в местный бюджет и бюджет субъекта РФ, на территории которых находится обособленное подразделение, определяется головной организацией исходя из доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение*(2).
Исчисление и уплата в федеральный бюджет налога на прибыль производятся головной организацией по месту своего нахождения без распределения суммы налога по обособленным подразделениям. Такое разъяснение дано в письме МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@ "О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 2000 года"
Головная организация сообщает филиалам и представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений о суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Перечисление сумм налога в региональный и местный бюджеты в размерах, сообщенных организацией, производится филиалами и представительствами не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
В проекте главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", принятом Госдумой в третьем чтении (см. рубрику "Коротко о важном"), предлагаются значительные изменения в исчислении налога на прибыль. Однако возможность организаций перейти на исчисление ежемесячных платежей по налогу сохранится. Правда, они, как и все платежи по налогу в течение года, будут называться авансовыми (сейчас такой порядок действует по единому социальному налогу). Порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли за период с начала года до окончания соответствующего месяца не изменится по сравнению с 2001 г.
Изменятся порядок определения налоговой базы, ставки налога и сроки уплаты. Объектом налогообложения будет являться полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Основная ставка налога составит 24%, в том числе 7,5% - в федеральный, 14,5% - в региональный и 2% - в местный бюджет. Ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли должны будут уплачиваться не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (сейчас - до 25 числа включительно). В этот же срок следует сдавать налоговую декларацию (сейчас - до 20 числа включительно).
Другие предусмотренные в проекте изменения, по сравнению с действующим законодательством по налогу на прибыль, будут рассмотрены в следующих номерах "РНК".
И.В. Педченко,
эксперт "РНК"
"Российский налоговый курьер", N 8, август 2001 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О корректировке прибыли для целей налогообложения см. статьи И.П. Коробецкой,"Корректировка балансовой прибыли", "РНК", 2001, N 3, и Е.Ю. Поповой, "РНК", 2001, N 5, - Примечание редакции.
*(2) О вопросах исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения, в местные бюджеты см. статью Е.В. Аноховой, "РНК", 2001, N 7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99