г. Казань |
|
24 сентября 2013 г. |
Дело N А55-27519/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Петрова А.Л.,
при участии представителя:
Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Трегубовой А.А., доверенность от 11.04.2013 N 12-22/0019,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области - Трегубовой А.А., доверенность от 23.10.2012 N 05-26/20834,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Асадуллаева Сардара Эльдар оглы
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.04.2013 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Балакирева Е.М., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-27519/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сапфир" (ИНН 6330018832, ОГРН 1026303124286), Самарская область, г. Новокуйбышевск, соистец: Асадуллаев Сардар Эльдар оглы, Самарская область, г. Новокуйбышевск, к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, Самарская область, г. Самара, третьи лица:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области, Самарская область, г. Новокуйбышевск, Мамедов Курбан Фаиг оглы, Самарская область, г. Новокуйбышевск, отдел судебных приставов г. Новокуйбышевска, Самарская область, г. Новокуйбышевск, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратились общество с ограниченной ответственностью "Сапфир" (далее -общество, ООО "Сапфир"), Асадуллаев Сардар Эльдар оглы (далее - Асадуллаев С.Э.о., заявитель) с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление, УФНС России по Самарской области) от 13.08.2012 N 03-15/2086-0, вынесенного по жалобе Мамедова Курбана Фаиг оглы (далее - Мамедов К.Ф.о.) на действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области (далее - МИФНС России N 16 по Самарской области) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений в отношении общества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.04.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013, в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Асадуллаев С.Э.о. обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 19.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования заявителя удовлетворить. Ссылается на незаконность и необоснованность принятых по делу судебных актов. Полагает, что действующим законодательством не представлено прав УФНС отменять решения МИФНС, касающиеся государственной регистрации юридического лица.
В отзыве на кассационную жалобу Мамедов К.Ф.о. просит оставить судебные акты без изменения как законные, обоснованные, принятые с соблюдением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами обеих инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, Мамедов К.Ф.о. обратился в УФНС России по Самарской области с жалобой на действия МИФНС России N 16 по Самарской области по внесению в ЕГРЮЛ изменений в отношении ООО "Сапфир", просил принять меры по отмене произведенных регистрирующим органом действий и восстановить его права как участника указанного общества.
Решением УФНС России по Самарской области от 13.08.2012 N 03-15/2086-0 отменено решение МИФНС России N16 по Самарской области от 05.04.2012 N 1203 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления ООО "Сапфир".
Отменяя решение МИФНС России N 16 по Самарской области от 05.04.2012 N 1203 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления ООО "Сапфир", Управление сослалось на пункт 11 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которому сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой недействительность этой сделки. Поскольку директором ООО "Сапфир" в налоговый орган представлено заявление по форме Р14001, в котором отсутствует нотариальное удостоверение подлинности заявителя, Управлением сделан вывод, что внесение в ЕГРЮЛ изменений в отношении ООО "Сапфир" произведено неправомерно.
Не согласившись с данным решением Управления, Асадуллаев С.Э.о. обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций ссылаясь на обстоятельства, установленные при вынесении решения по делу А 55-25235/2012, пришли к выводу, что оспариваемым решением не нарушаются права и законные интересы заявителя, так же суды сослались на отсутствие совокупности условий для признания недействительным оспариваемого решения Управления.
Судебная коллегия кассационной инстанции не соглашается с выводами судов, установленными по данному делу, на основании следующего.
В рамках настоящего дела оспаривается решение УФНС России по Самарской области, которым отменено решение МИФНС России N 16 по Самарской области от 05.04.2012 N 1203 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Следовательно, основополагающим обстоятельством, подлежащим выяснению по данному делу, является наличие либо отсутствие у Управления полномочий по отмене решения МИФНС о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице.
В обжалуемых по делу судебных актах отсутствуют какие либо ссылки на нормативные правовые акты, наделяющие Управление полномочиями по принятию оспариваемого решения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
В силу статьи 14 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалоб и принятия решений по ним определяется Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.04.2010 N 595-О-О, пункт 3 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации допускает отмену вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего только в том случае, когда оно принято в нарушение требований законодательства о налогах и сборах; подобное решение имеет целью восстановление в административном порядке законности, нарушенной неправомерным актом нижестоящего органа, по инициативе самого вышестоящего налогового органа, осуществляющего текущий контроль за деятельностью нижестоящих органов.
По настоящему делу оспаривается решение Управления, которым отменено решение МИФНС о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице.
Данные отношения не являются отношениями, регулируемыми законодательством о налогах и сборах.
Первоначально отношения возникли в сфере корпоративного права, а с момента возникновения оснований для государственной регистрации возникших изменений, отношения подпадают под действие законодательства о государственной регистрации.
В тоже время следует отметить, что, учитывая обстоятельства дела, государственная регистрация изменений в отношении общества является документальным закреплением волеизъявления участников общества, в связи с чем у Управления отсутствовали правовые основания для отмены решения МИФНС, вынесенного на основании заявления ООО "Сапфир".
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с параграфом 3 названной статьи законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Законодательством о государственной регистрации не предусмотрен порядок обжалования решений нижестоящих органов в вышестоящий орган.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Учитывая вышеизложенное, суды обеих инстанций не приняли во внимание, что на спорные правоотношения не предусмотрена возможность отмены вышестоящим регистрирующим органом решения нижестоящего регистрирующего органа, поскольку отношения в сфере государственной регистрации не являются отношениями, регулируемыми законодательством о налогах и сборах.
Придя к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения недействительным, суды обеих инстанций не учли, что обжалование ненормативных актов, решений, действий (бездействия) должностных лиц, связанных с государственной регистрацией, осуществляется в судебном порядке.
Таким образом, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии у Управления полномочий по отмене решения МИФНС России N 16 по Самарской области от 05.04.2012 N 1203 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице.
Следовательно, имеются основания для признания оспариваемого решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 13.08.2012 N 03-15/2086-0 недействительным.
С учетом указанных обстоятельств решение Арбитражного суда Самарской области от 19.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 принятые по данному делу подлежат отмене.
Заявленные Асадуллаевым С.Э.о. требования следует удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по делу N А55-27519/2012 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Решение Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 13.08.2012 N 03-15/2086-0 признать недействительным.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с параграфом 3 названной статьи законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
...
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 сентября 2013 г. N Ф06-8468/13 по делу N А55-27519/2012
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-52/14
13.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-52/14
24.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8468/13
14.06.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7367/13
19.04.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-27519/12