г. Казань |
|
24 сентября 2013 г. |
Дело N А49-10041/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Кузьмичевой Н.Н., доверенность от 10.09.2013 б/н,
третьего лица - Разиной Т.А., доверенность от 01.03.2013 N 05-29/02423,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пензенского отделения Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 17.04.2013 (судья Стрелкова Е.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А49-10041/2012
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Пензы к Пензенскому отделению Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец" (ОГРН 1035800000170) о взыскании налогов, пени и штрафов, при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Пензы (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о взыскании с Пензенского отделения Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец" (далее - отделение) 27 174 152 рублей налога на прибыль, 132 238 050 рублей налога на добавленную стоимость, 15 915 340 рублей 59 копеек пеней за несвоевременную уплату названных налогов и 31 882 440 рублей 40 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неполную уплату указанных налогов.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 17.04.2013 заявленные требования инспекции удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе отделение просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2011 по 31.12.2011. По результатам проверки составлен акт от 28.08.2012 N 43 и принято решение от 28.09.2012 N 300 о привлечении организации к налоговой ответственности, доначислении налогов и начислении пеней.
В частности, в ходе проверки налоговым органом установлено неправомерное применение налогоплательщиком налоговой льготы, установленной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области от 19.11.2012 N 06-13/116, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы отделения, решение инспекции оставлено без изменения и утверждено.
На основании вышеназванного решения инспекцией выставлено требование N 12596 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 29.11.2012.
Поскольку отделением суммы налогов, пени и штрафов в установленный в требовании срок уплачены не были, а обязанность по уплате налогов основана на изменении налоговым органом юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Согласно статье 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Исходя из статьи 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.
Предпринимательская деятельность общественной организации, должна быть дополнительной, выражающейся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовать свои уставные цели.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%.
Судами установлено, что отделение создано в соответствии с действующим законодательством в качестве общественной организации инвалидов, среди членов которой инвалиды составляют более 80%.
Отделением общественной организацией инвалидов организованы производственные участки: филиал N 3 для осуществления работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, образовательной деятельности и общестроительных работ и филиал N 4 для осуществления любой не запрещенной законодательством предпринимательской деятельности с основным видом деятельности "строительство".
Отделение через созданные филиалы N 3 и N 4 выполняло работы (в основном в строительной сфере деятельности) с использованием преимущественно труда лиц, не являющихся инвалидами, обороты по реализации этих работ в подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость операции не включало.
В ходе выездной налоговой проверки установлено, что фонд оплаты труда работников за 2011 год составил 295 368 695 рублей, из которого заработная плата работников, занятых в сфере предпринимательской деятельности, составила 292 058 042 рублей (98,8% в общем фонде оплаты труда), а заработная плата работников, занимающихся некоммерческой деятельностью, составила 3 310 653 рублей (1, 12% в общем фонде заработной платы).
Расходы налогоплательщика, направленные на социальные нужды инвалидов и иные цели, связанные с уставной деятельностью, за проверяемый период составили 12 799 585 рублей, из которых расходы на целевые мероприятия (оказана материальная и социальная помощь, оплачено лечение, сделаны подарки членам организации, оказана благотворительная помощь) составили 7 802 885 рублей, расходы на содержание аппарата управления 4 996 700 рублей.
При этом расходы, направленные на социальные нужды и уставные цели в сумме 1 799 585 рублей, отражены в бухгалтерской отчётности за 2011 год в составе прочих расходов по налогу на прибыль.
По итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2011 год отделением получена прибыль от ведения предпринимательской деятельности в размере 16 683 000 рублей, прибыль, оставшаяся в её распоряжении после уплаты налога, составила 8 747 000 рублей.
По состоянию на 01.01.2011 у налогоплательщика имелся остаток нераспределённой прибыли в сумме 72 933 000 рублей, по состоянию на 31.12.2011 сумма нераспределённой прибыли составила 81 680 000 рублей. При этом доля расходов, направленных в 2011 году на выполнение уставных целей, составила 10,7%.
Отраженный в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость за 2011 год оборот по реализации товаров (работ, услуг) составил 1 672 357 123 рублей, в том числе операции, не подлежащие налогообложению в связи с применением льготы, в сумме 1 492 406 284 рублей.
Заявленная льгота по налогу на добавленную стоимость составила 268 633 131 рублей, тогда как сумма, направленная на уставную деятельность вместе с заработной платой работников, занятых в социальных программах, и правления отделения составила 12 799 585 рублей, что составляет 4,76% от суммы заявленной налоговой льготы.
При этом на нужды инвалидов, без учёта управленческих расходов, направлено 2,9% от суммы налоговой льготы.
Указанные обстоятельства установлены налоговым органом на основании документов бухгалтерского, налогового учёта и отчётности, а также первичных учётных документов, представленных налогоплательщиком на выездную налоговую проверку.
Учитывая данные обстоятельства, судебные инстанции обоснованно указали, что защита прав и интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, а также интеграция их в общество, являющиеся целью деятельности организации, не были в ее деятельности приоритетными.
Руководствуясь положениями подпункта 2 пункта 3 статьи 149 и статьей 170 Кодекса, суды пришли к обоснованным выводам о наличии оснований для доначисления налога на добавленную стоимость по оборотам реализации товаров (работ, услуг), относящимся к предпринимательской деятельности филиалов, использующих труд лиц, не являющимися инвалидами, и отсутствии оснований для включения сумм названного налога в расходы по налогу на прибыль.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 15.06.2010 N 1810/10, от 14.09.2010 N 1809/10, N 1812/10 и N 1814/10.
Доводы заявителя жалобы о необходимости освобождения его от уплаты налоговых санкций и пеней ввиду того, что отделение в своей работе руководствовалось письмом Министерства финансов Российской Федерации от 09.03.2007 N 03-07-15/32, были рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка. Как указали суды, фактически налогоплательщик осуществлял предпринимательскую деятельность и при этом был осведомлён о необоснованности использования налоговой льготы. В связи с этим оснований для освобождения не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 17.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 по делу N А49-10041/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Пензенского отделения Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%.
...
Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 15.06.2010 N 1810/10, от 14.09.2010 N 1809/10, N 1812/10 и N 1814/10."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 сентября 2013 г. N Ф06-8427/13 по делу N А49-10041/2012