г. Казань |
|
24 сентября 2013 г. |
Дело N А06-7603/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Закировой И.Ш.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу N А06-7603/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" (ОГРН 1027739841370, ИНН 7736186950) к администрации муниципального образования "Красноярский район" Астраханской области (ОГРН 1023001541452, ИНН 3006001863), администрации муниципального образования "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области (ОГРН 1023001539923, ИНН 3006003860) о признании недействительными распоряжений от 16.10.2012 N 355-р, от 18.10.2012 N 547-р, с участием третьего лица - унитарного муниципального предприятия "Аксарайское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1023001540627, ИНН 3006006734),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" (далее - ООО "Газпром энерго", общество) в лице директора Южного филиала общества Жукова А.А., действующего на основании доверенности от 01.11.2011 N 332, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными распоряжения администрации муниципального образования "Красноярский район" от 16.10.2012 N 355-р "О начале отопительного сезона 2012-2013" и распоряжения главы администрации муниципального образования "Аксарайский сельсовет" Красноярсного района Астраханской области от 18.10.2010 N 547-р "О начале отопительного сезона 2012-2013".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08.02.2013 по делу N А06-7603/2012 заявление удовлетворено, распоряжения исполнительных органов муниципального образования "Красноярский район" Астраханской области от 16.10.2012 N 355-р и муниципального образования "Аксарайский сельсовет" от 18.10.2012 N 547-р признаны недействительными.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления ООО "Газпром энерго" отказано.
В кассационной жалобе ООО "Газпром энерго" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции с оставлением в силе решения суда первой инстанции. Считает, что определение оспоренными постановлениями датой начала отопительного сезона 22.10.2012 противоречит правилам определения начала такого срока, установленным пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пункту 2.6.9 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, поскольку в период с 17 по 21 октября 2012 среднесуточная температура воздуха превышала восемь градусов по Цельсию.
Принятие данных распоряжений повлекло привлечение общества к административной ответственности за нарушение прав потребителей, общество в связи с подачей теплоносителя несет дополнительные расходы, при этом УМП "Аксарайское ЖКХ" имеет непогашенную задолженность по состоянию на 29.05.2013 более ста миллионов рублей. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что действующее законодательство не запрещает органам местного самоуправления определить более ранний срок начала отопительного сезона по сравнению с положениями вышеуказанных нормативных актов считает ошибочными.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не явились.
Проверив законность обжалуемого постановления, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспоренных ненормативных актов местного самоуправления, придя к выводу об отсутствии оснований для определения датой начала отопительного сезона 22.10.2012, поскольку в течение предшествующих пяти дней среднесуточная температура воздуха не превысила восемь градусов по Цельсию, что нарушило порядок определения даты начала отопительного сезона, установленный пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что ООО "Газпром энерго" является единственным поставщиком тепловой энергии на территории муниципального образования "Красноярский район", организация обеспечения теплоснабжения на территории муниципальных образований относится к полномочиям органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", полномочия органов местного самоуправления определять дату начала отопительного сезона предусмотрены и пунктом 2.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Суд пришел к выводу, что установленные пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и пунктом 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, условия для введения отопительного сезона, связанные со средней температурой наружного воздуха, определяют параметры, при которых подача теплоносителя для нужд отопления является обязательной в силу внешних причин, отсутствие таких внешних причин не ограничивает право муниципального органа установить более ранние сроки начала отопительного сезона. При этом и температура воздуха в предшествующие дни являлась нестабильной, варьируясь в диапазоне от 7,7 до 15,6 градусов по Цельсию. Недостаток тепла влечет использование жителями электронагревательных приборов, что в условиях аварийности жилого фонда влечет угрозу возникновения пожаров, подача теплоносителя необходима и для нормальной работы расположенных на территории района объектов социального назначения. Суд также пришел к выводу о недоказанности заявителем факта нарушения оспоренными ненормативными актами его законных прав и интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку поставка энергоносителя подлежит оплате покупателем (потребителем) вне зависимости установленных сроков отопительного сезона.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованного постановления суда апелляционной инстанции.
Сроки начала и окончания отопительного сезона, установленные пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, направлены на защиту прав граждан, проживающих в жилых домах, как потребителей коммунальных услуг отопления.
Установление органом местного самоуправления в данном случае более ранних сроков начала отопительного сезона в условиях нестабильной температуры наружного воздуха, то есть оказания услуг теплоснабжения в более ранние период по сравнению с установленными в пункте 5 вышеуказанных Правил предоставления коммунальных услуг, направлено на защиту прав граждан - потребителей таких услуг, а также на обеспечение нормальной работы социальных организаций. Интересы населения имеют приоритет перед предпринимательскими интересами заявителя. Сама по себе подача теплоносителя в более ранние сроки по сравнению с установленными правилами оказания коммунальных услуг, как правомерно указал суд апелляционной инстанции, не влечет нарушения экономических интересов теплоснабжающей организации ввиду возмездности договора теплоснабжения.
При наличии установленных законом препятствий оказания услуг теплоснабжения (указанных, например, в пункте 76 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808), подача теплоносителя отдельным потребителям может быть ограничена либо прекращена вне зависимости от введения отопительного периода.
Вопросы законности привлечения общества к административной ответственности за нарушение прав потребителей не является предметом настоящего спора, при несогласии общества с вынесенным постановлением оно имеет право на его обжалование.
Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанций, совокупность предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий для признания оспоренных ненормативных актов недействительными отсутствует.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 по делу N А06-7603/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд пришел к выводу, что установленные пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и пунктом 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, условия для введения отопительного сезона, связанные со средней температурой наружного воздуха, определяют параметры, при которых подача теплоносителя для нужд отопления является обязательной в силу внешних причин, отсутствие таких внешних причин не ограничивает право муниципального органа установить более ранние сроки начала отопительного сезона. При этом и температура воздуха в предшествующие дни являлась нестабильной, варьируясь в диапазоне от 7,7 до 15,6 градусов по Цельсию. Недостаток тепла влечет использование жителями электронагревательных приборов, что в условиях аварийности жилого фонда влечет угрозу возникновения пожаров, подача теплоносителя необходима и для нормальной работы расположенных на территории района объектов социального назначения. Суд также пришел к выводу о недоказанности заявителем факта нарушения оспоренными ненормативными актами его законных прав и интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку поставка энергоносителя подлежит оплате покупателем (потребителем) вне зависимости установленных сроков отопительного сезона.
...
Сроки начала и окончания отопительного сезона, установленные пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, направлены на защиту прав граждан, проживающих в жилых домах, как потребителей коммунальных услуг отопления.
...
При наличии установленных законом препятствий оказания услуг теплоснабжения (указанных, например, в пункте 76 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808), подача теплоносителя отдельным потребителям может быть ограничена либо прекращена вне зависимости от введения отопительного периода."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 сентября 2013 г. N Ф06-8519/13 по делу N А06-7603/2012