г. Казань |
|
26 сентября 2013 г. |
Дело N А55-34883/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Карповой В.А., Альмашевой Г.Д.,
при участии представителя:
заявителя - Татаренкова Р.В. (доверенность от 13.02.2013 б/н),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2013 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А55-34883/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговое обслуживание" к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании незаконным действия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговое обслуживание" (далее - заявитель, общество, ООО "Торговое обслуживание") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - министерство), в котором просит:
признать незаконным действие, выразившееся в отказе в предоставлении в собственность ООО "Торговое обслуживание" земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Самарская, д. 34, площадью 62,50 кв.м, кадастровый номер 63:01:0816006:539, под временным павильоном для реализации продовольственной группы товаров;
обязать обеспечить проведение оценки земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Самарская, д. 34, площадью 62,50 кв.м, кадастровый номер 63:01:0816006:539 в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности в тридцатидневный срок, с момента вступления решения Арбитражного суда Самарской области в законную силу; в недельный срок, начиная с даты получения отчета о рыночной стоимости земельного участка, принять решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Самарская, д. 34, площадью 62,50 кв.м кадастровый номер 63:01:0816006:539, под временным павильоном для реализации продовольственной группы товаров и направить уведомление о принятом решении ООО "Торговое обслуживание".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 решение суда первой инстанции от 12.03.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если арендодатель не намерен продавать указанный земельный участок, арендатор не вправе требовать такой продажи от арендодателя. Право ООО "Торговое оборудование" на преимущественную покупку земельного участка может быть реализовано только в случае продажи земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством, то есть когда министерством однозначно выражена воля на его продажу.
Поскольку у заявителя отсутствует исключительное право на приватизацию земельных участков (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации) в силу отсутствия на указанных земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих последнему на праве собственности, с учетом статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерство не усматривает целесообразности предоставления испрашиваемых земельных участков в собственность заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании 17.09.2013 по делу в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 13 часов 50 минут 19.09.2013.
Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа считает их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Из материалов дела следует, что согласно договору купли-продажи от 04.09.2010 заявитель приобрел в собственность павильон площадью 62,50 кв.м, находящийся на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0816006:0539, по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Самарская, д. 34.
29.11.2011 министерство и заявитель заключили договор аренды земельного участка N 2044а-2011/2015, в соответствии с которым заявителю в аренду был предоставлен земельный участок общей площадью 62,50 кв.м, отнесенный к категории земель населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 63:01:08 16 006:0539, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Самарская, д. 34, под временным павильоном для реализации продовольственной группы товаров.
15.08.2012 общество обратилось в министерство с заявлением N 23 о предоставлении в собственность за выкуп вышеуказанного земельного участка.
Министерство письмом от 05.10.2012 N 12-1/2395/12-с отказало заявителю в предоставлении в собственность земельного участка, ссылаясь на следующие обстоятельства: министерство не выразило волю на продажу земельных участков в собственность; в случае продажи земельного участка, находящегося в аренде, бюджет Самарской области будет лишен источника формирования в виде арендных платежей.
Полагая, что данные обстоятельства являются незаконными, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды предыдущих исходили из следующего.
В соответствии с положениями части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судами предыдущих инстанций установлено, что право общества на выкуп арендуемого земельного участка без проведения аукциона, по цене, определенной на основании рыночной оценки его стоимости, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, установлено Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Доказательств того, что испрашиваемый участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в его выкупе, не представлено.
В связи с изложенным, а также учитывая, что использование обществом испрашиваемого земельного участка соответствует основным видам разрешенного использования; участок поставлен на государственный кадастровый учет; на нем расположен временный павильон, не являющийся объектом капитального строительства; суды первой и апелляционной инстанции признали оспариваемый обществом отказ несоответствующим постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности и удовлетворили заявленные требования.
Между тем судами предыдущих инстанций не принято во внимание, что общество обращалось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка не в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации или пункта 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, а по основаниям, предусмотренным Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делам N А55-3199/2012, N А55-14974/2011, N А55-14252/2011, N А55-9946/2011.
При этом законность оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц должна проверяться судами на соответствие законодательству, действующему в период принятия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, совершения действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, а не на момент рассмотрения дела в суде.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, с 01.07.2006 осуществляет министерством.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" с учетом требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Абзацем 6 пункта 3.1 Порядка в редакции, действовавшей с 01.07.2012 (то есть на момент принятия оспариваемого отказа от 05.10.2012), не предусматривалась возможность предоставления земельных участков под временным (некапитальным) объектом в собственность, а позволяло обществу приобретение земельного участка только в аренду.
Таким образом, суды при рассмотрении настоящего дела применили нормативный акт, не подлежащий применению, распространив в нарушение пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" в прежней редакции на отношения, возникшие после вступления в силу с 01.07.2012 новой редакции, хотя это прямо не предусмотрено законом, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах коллегия суда кассационной инстанции считает, что поскольку судами неправильно применены нормы материального права при рассмотрении настоящего дела, вынесенные судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу N А55-34883/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
...
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" с учетом требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 сентября 2013 г. N Ф06-8142/13 по делу N А55-34883/2012