г. Казань |
|
02 октября 2013 г. |
Дело N А49-6/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гатауллиной Л.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Мамяшевой Д.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующего в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа представителя:
заявителя - Фроловой Г.В. по доверенности от 06.06.2013,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 12.03.2013 (судья Учаева Н.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А49-6/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Шаховой Галины Викторовны, г. Пенза (ИНН 583501011074, ОГРН 310583511200051) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области, г. Пенза о признании незаконным решения от 17.10.2012 N 068 002 12 РК 0003510,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шахова Галина Викторовна обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области (далее - ответчик, Учреждение) (с учетом уточнения в судебном заседании 11.03.2013) о признании недействительным решения от 17.10.2012 N 068 002 12 РК 0003510 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 12.03.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области от 17.10.2012 N 068 002 12 РК 0003510 признано недействительным.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Учреждение в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия ответчика.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены, по следующим правовым основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Шахова Галина Викторовна зарегистрирована 22.04.2010 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.
Предприниматель 11.05.2012 представила в Учреждение расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за 1 квартал 2012 года.
Впоследствии 03.09.2012 предприниматель направила уточненный расчет за 1 квартал 2012 года с номером корректировки "001".
На основании представленных расчетов Учреждением была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов обществом, о чем составлен акт от 21.09.2012 N 06800230002893.
Решением учреждения от 17.10.2012 N 068 002 12 РК 0003510 общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде взыскания штрафа в размере 2 530,97 руб. за неполную уплату страховых взносов, а также о начислении пеней по состоянию на 17.10.2012 года в размере 346,12 руб.
Основанием для доначисления страховых взносов послужило неправомерное, применение пониженных тарифов страховых взносов, установленных пунктом 10 части 1 и части 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, ко всем сотрудникам общества - аптечной организации, в то время как такая льгота применяется только к сотрудникам, которые на основании статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) имеют право на занятие фармацевтической деятельностью.
По мнению Учреждения индивидуальный предприниматель Шахова Г.В. при представлении расчета по страховым взносам по форме РСВ-1 за 1 квартал 2012 года от 11.05.2012 года неправильно исчислила сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, что привело к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 3 564,75 руб. на обязательное медицинское страхование в размере 9 090,11 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, предприниматель обратилась в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Статья 58 названного Закона закрепляет пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Так, согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) и уплачивающих единый налог на вмененный доход, применяются пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
На основании части 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ для указанных плательщиков страховых взносов в 2012 году применяется тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере - 0,0%.
Как указано в пункте 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов (пункт 33 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе, аптечными организациями. В соответствии с пунктом 2 данного Положения фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что фармацевтическая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, в рассматриваемом случае - юридического лица, включающий комплекс хозяйственных операций (изготовление, продажа, хранение, перевозка), для осуществления которых, как и для осуществления деятельности в целом, привлекаются не только работники, имеющие фармацевтическое образование и соответствующие иным требованиям, указанным в пункте 2 части 1 статьи 100 Закон об основах охраны здоровья граждан, но и работники иной профессиональной специализации.
Следовательно, для возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением организацией фармацевтической деятельности, последнее должно обладать статусом аптечной организации и применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Судами установлено, что индивидуальный предприниматель Шахова Г.В. является плательщиком единого налога на вмененный доход и занимается фармацевтической деятельностью, на основании выданной Министерством здравоохранения Саратовской области лицензии на осуществление фармацевтической деятельности N ЛО-64-02-000405 от 15.09.2010, что отражено также в выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 16.01.2013 N 07-28/15.
В рассматриваемом случае фармацевтическую деятельность осуществляет именно предприниматель, а не лица, состоящие с ней в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
При этом фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации.
Кроме того, льгота в виде пониженных тарифов страховых взносов законом предоставлена отдельным категориям плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов, каковым является заявитель, а не физическим лицам, в отношении которых страхователь производит эти страховые выплаты.
Как верно указано судами предыдущих инстанций, выдача компетентным органом организации или индивидуальному предпринимателю лицензии на фармацевтическую деятельность свидетельствует о соответствии указанных лиц требованиям, предъявляемым пунктом 2 статьи 52 Закона N 61-ФЗ и Положением о лицензировании фармацевтической деятельности.
Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что индивидуальный предприниматель Шахова Г.В. вправе была в 1 квартале 2012 года применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении вознаграждений, выплачиваемых своим работникам, участвующим в деятельности аптечных пунктов.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 12.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 по делу N А49-6/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ для указанных плательщиков страховых взносов в 2012 году применяется тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере - 0,0%.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе, аптечными организациями. В соответствии с пунктом 2 данного Положения фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
...
Как верно указано судами предыдущих инстанций, выдача компетентным органом организации или индивидуальному предпринимателю лицензии на фармацевтическую деятельность свидетельствует о соответствии указанных лиц требованиям, предъявляемым пунктом 2 статьи 52 Закона N 61-ФЗ и Положением о лицензировании фармацевтической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 октября 2013 г. N Ф06-8259/13 по делу N А49-6/2013