г. Казань |
|
25 октября 2013 г. |
Дело N А06-1309/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 06.05.2013 (судья Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Жевак И.И.)
по делу N А06-1309/2013
по заявлению государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань (ИНН 3015010945, ОГРН 1023000828058) о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19.02.2013 N 17-13,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Астраханское региональное отделение ФСС РФ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС России по Астраханской области, антимонопольный орган) от 19.02.2013 N 17-13 (с учетом уточнения заявленного требования).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 06.05.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе УФАС России по Астраханской области с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом антимонопольный орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку при проведении открытого аукциона заказчиком было нарушено требование части 12 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). По мнению антимонопольного органа, при исполнении заказов на поставки товаров для государственных нужд обязанность по приемке поставляемых товаров на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в контракте, возлагается на заказчика. Возможность возложения данной обязанности на лицо, не являющееся стороной по договору (контракту), действующее законодательство не предусматривает.
В возражениях на кассационную жалобу Астраханское региональное отделение ФСС РФ не согласилось с доводами антимонопольного органа по основаниям, отраженным в тексте обжалованных судебных актов.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От заявителя и антимонопольного органа в суд кассационной инстанции до судебного заседания поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей, что не препятствует рассмотрению дела в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в период с 23.01.2013 по 19.02.2013 на основании обращения прокуратуры Астраханской области от 18.01.2013 N 7-828-12 УФАС России по Астраханской области была проведена внеплановая камеральная выборочная проверка Астраханского регионального отделения ФСС РФ на предмет соблюдения требований Закона о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения ими инвалидов в 2012 году.
В ходе проведения проверки антимонопольным органом установлено, что 21.11.2012 государственный заказчик - Астраханское региональное отделение ФСС РФ на общероссийском официальном сайте для опубликования информации о размещении заказов: www.zakupki. gov. ru, а также на сайте оператора электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" разместил извещение о проведении открытого аукциона и аукционную документацию, в том числе проект государственного контракта.
Пунктами 2.1, 4.1.1 и 5 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, установлено, что поставщик (лицо, выигравшее торги) обязан передать изделие непосредственно гражданину, имеющему направление на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с законодательством Российской Федерации, или его представителю, полномочия которого подтверждены соответствующим документом. При этом акт приема-передачи товара должен быть подписан поименованным гражданином в трех экземплярах, один из которых передается заказчику.
В результате проверки антимонопольный орган пришел к выводу о том, что Астраханским региональным отделением ФСС РФ было нарушено требование части 12 статьи 9 Закона о размещении заказов.
УФАС России по Астраханской области 19.02.2013 вынесено решение N 17-13, которым Астраханское региональное отделение ФСС РФ признано нарушившим часть 12 статьи 9 Закона о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения в 2012 году инвалидов.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования о признании вышеуказанного решения антимонопольного органа недействительным, пришли к выводу о том, что условия государственного контракта, возлагающие на поставщика обязанность передать изделие непосредственно гражданину, имеющему направление на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с законодательством Российской Федерации, или его представителю, полномочия которого подтверждены соответствующим документом, не противоречат положениям Закона о размещении заказов, а также статьи 526 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом судами установлено следующее.
Астраханское региональное отделение ФСС РФ в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" выступило заказчиком для размещения заказа по поставке соответствующих изделий.
В соответствии с пунктом 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении технического средства (изделия) в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
В соответствии с пунктом 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки.
Статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность передачи товара, поставленного по государственному или муниципальному контракту, как самому заказчику, так и по его указанию иному лицу.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определённый законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Частью 12 статьи 9 Закона о размещении заказов установлено требование о включении в проект государственного контракта в качестве обязательного условия порядка осуществления приёма товаров.
По условиям проекта государственного контракта в совокупности с требованиями, отражёнными в аукционной документации, поставляемый товар должен быть передан либо непосредственно гражданину, указанному в направлении в качестве получателя, либо его представителю. Предметом контракта является обязанность поставщика поставлять специальные устройства для чтения "говорящих книг" на флэш-картах получателям, в том числе по месту нахождения получателей. Получатели не являются стороной по контракту, однако в соответствии с положениями самого контракта наделены определёнными полномочиями, а именно на стадии приёма поставленных изделий получатели могут зафиксировать факт исполнения обязательств поставщиком, обозначить имеющиеся претензии в отношении поставляемого изделия.
Исходя из условий проекта контракта, Астраханское региональное отделение ФСС РФ не обязывало получателя самому проверять качество товара, а только зафиксировать получение поставляемого изделия и возможные претензии получателя.
При рассмотрении спора судами установлено, что по результатам открытого аукциона между заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью Лабораторией Электроники "ЭлкЖест" заключён государственный контракт от 17.12.2012 N 958 на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения в 2012 году инвалидов (т. 1 л.д. 13-28).
По условиям контракта поставщик взял на себя обязательства передать изделие непосредственно самим инвалидам, а также обеспечить инструктаж и консультативную помощь инвалидам по правильному пользованию указанными устройствами.
В соответствии с пунктом 4.2.4 государственного контракта от 17.12.2012 N 958 на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения в 2012 году инвалидов и на основании приказа управляющего Астраханским региональным отделением ФСС РФ от 24.10.2011 N 25-а была создана постоянно действующая комиссия (с обязательным привлечением представителей общественных организаций инвалидов) по осуществлению контроля за обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации.
Судебными инстанциями установлено, что в рамках исполнения государственного контракта от 17.12.2012 N 958 членами указанной комиссии до осуществления соответствующей поставки была проведена проверка специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах на соответствие их техническому заданию, указанному в контракте. По итогам проверки составлен акт от 20.12.2012 (т. 1 л.д. 29-32).
Таким образом, заказчиком была проведена приёмка поставляемых инвалидам товаров на соответствие их количества, комплектности, объёма и качества требованиям, установленным в контракте.
Кроме того, правомерность действий заявителя в рассматриваемом вопросе подтверждается также письмом Федеральной антимонопольной службы России от 26.02.2013 N АЦ/6922/13, из которого следует, что установление Астраханским региональным отделением ФСС РФ в проекте государственного контракта на поставку специальных устройств требования по доставке средств реабилитации непосредственно до гражданина, имеющего направление на обеспечение техническими средствами реабилитации, не противоречит положениям Закона о размещении заказов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 06.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 по делу N А06-1309/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Г. Абдулвагапов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебными инстанциями установлено, что в рамках исполнения государственного контракта от 17.12.2012 N 958 членами указанной комиссии до осуществления соответствующей поставки была проведена проверка специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах на соответствие их техническому заданию, указанному в контракте. По итогам проверки составлен акт от 20.12.2012 (т. 1 л.д. 29-32).
Таким образом, заказчиком была проведена приёмка поставляемых инвалидам товаров на соответствие их количества, комплектности, объёма и качества требованиям, установленным в контракте.
Кроме того, правомерность действий заявителя в рассматриваемом вопросе подтверждается также письмом Федеральной антимонопольной службы России от 26.02.2013 N АЦ/6922/13, из которого следует, что установление Астраханским региональным отделением ФСС РФ в проекте государственного контракта на поставку специальных устройств требования по доставке средств реабилитации непосредственно до гражданина, имеющего направление на обеспечение техническими средствами реабилитации, не противоречит положениям Закона о размещении заказов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 октября 2013 г. N Ф06-9120/13 по делу N А06-1309/2013