г. Казань |
|
21 июля 2014 г. |
Дело N А55-23973/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
заявителя - Андрианова Е.Л. (доверенность от 20.05.2014)
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Якубович Ирины Павловны
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.01.2014 (судья Бойко С.А) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-23973/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Якубович Ирины Павловны, г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Якубович Ирина Павловна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от 19.09.2013 N 12-1/0382/13 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0709002:18, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, у дома N 385, площадью 78,20 кв.м., для использования под временный продуктовый магазин; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя путем рассмотрения по существу обращения о предоставлении в собственность земельного участка и принятия мотивированного решения с учетом требований действующего законодательства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.01.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы указывает, что на основании пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 был утвержден Порядок предоставления земельных участков в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, который не содержит каких-либо ограничений по предоставлению земельных участков в собственность под временными объектами.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и Предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 09.07.2012 N 2292а-2011/2016, по условиям которого Предпринимателю в аренду был предоставлен земельный участок, отнесенный к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 63:01:0709002:18, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, у дома N 385, площадью 78,20 кв. м, для использования под временный продуктовый магазин.
Заявлением от 07.02.2013 Предприниматель обратилась в Министерство о предоставлении в собственность за выкуп вышеуказанного земельного участка.
Уведомлением от 19.09.2013 N 12-1/0382/13 Министерство отказало в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на отсутствие волеизъявления на продажу земельного участка в собственность в связи с потерей стабильного источника дохода в виде арендной платы.
Предприниматель, ссылаясь на то, что ее заявление по существу не рассмотрено и возвращено без законных на то оснований, чем нарушены права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
При разрешении спора судебные инстанции пришли к правильному выводу о неправомерности отказа Министерства со ссылкой на не целесообразность предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку предоставление земель, находящихся в государственной собственности, гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего. Ни вышеназванный Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность и лишение источника формирования бюджета в виде арендных платежей.
Однако, отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, исходя из системного толкования пунктов 2.1-2.6, 3.1 Порядка, пришли к выводу о том, что названными нормами не предусматривается возможность предоставления земельного участка под временным (некапитальным) объектом в собственность, а позволяет приобретение земельного участка только в аренду.
Между тем, судами не принято во внимание, что в соответствии с пунктами 2.11-2.13 Порядка предусмотрена возможность приобретения в собственность земельного участка при проведении оценки испрашиваемого земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, и принятии решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка.
Согласно пунктам 2.11 - 2.12. указанного Порядка Министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка.
В недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, Министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области, осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
С учетом приведенных норм, действующий Порядок предусматривает возможность предоставления земельных участков на территории городского округа Самара в собственность для целей, не связанных со строительством, в том числе и под временными объектами путем проведения торгов.
Суд кассационной инстанции также находит несостоятельной ссылку судов на пункт 3.1 Порядка.
Пункт 3.1 Порядка, до внесения в него изменений постановлением Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, предусматривал возможность предоставления земельных участков в собственность под временными объектами без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, действующего с 01.07.2012, положения пунктов 2.11 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в том числе, в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Таким образом, положения статьи 3.1 в новой редакции предусматривают предоставление земельного участка для использования под временный (некапитальный) объект без проведения торгов только в аренду, что не исключает предоставление земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов (пункты 2.11 - 2.13 Порядка).
Суды, придя к выводу о том, что оспариваемый отказ Министерства противоречит требованиям Порядка, однако не исследовали вопрос о наличии правовых оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность путем проведения торгов, с учетом положений пунктов 2.11-2.13 Порядка.
При таких обстоятельствах судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам и с нарушением норм материального права, в связи с чем решение суда и постановление апелляционного суда подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.01.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014 по делу N А55-23973/2013 отменить, данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
...
При разрешении спора судебные инстанции пришли к правильному выводу о неправомерности отказа Министерства со ссылкой на не целесообразность предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку предоставление земель, находящихся в государственной собственности, гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего. Ни вышеназванный Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность и лишение источника формирования бюджета в виде арендных платежей."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 июля 2014 г. N Ф06-12667/13 по делу N А55-23973/2013