г. Казань |
|
31 октября 2013 г. |
Дело N А49-9/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Фроловой О.В., доверенность от 13.12.2012 N 10,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 26.04.2013 (судья Столяр Е.Л.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Кузнецов В.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А49-9/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сигма-Фарм" (ИНН 5835030879, ОГРН 1025801208025) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сигма-Фарм" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области (далее - управление, Пенсионный фонд) от 18.10.2012 N 068 002 12 РК 0003513 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 26.04.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Пенсионным фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.03.2012, о чем составлен акт от 11.09.2012 N 06800230002801.
Решением управления от 18.10.2012 N 068 002 12 РК 0003513 общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах, Закон), в виде 1683 рублей 62 копеек штрафа, начислены 171 рублей 90 копеек пени.
Не согласившись с вынесенным решением учреждения, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу пункта 1 части 9 статьи 15 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учёта не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.
Расчётным периодом по страховым взносам признаётся календарный год, отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (часть 1, 2 статьи 10 Закона).
Согласно части 4 и 5 статьи 15 Закона о страховых взносах в течение расчётного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платёж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платёж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днём, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии со статьёй 25 Закона N 212-ФЗ на сумму не полностью уплаченных страховых взносов начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, которой признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, уплачиваемая плательщиком страховых взносов в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Их уплата производится страхователем помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени (пункт 1 части 4 статьи 17 Закона)
Судами установлено, что общество 28.04.2012 представило в управление расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 1 квартал 2012 года.
14.08.2012 общество представило в управление уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2012 года, согласно которому сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование увеличена.
Дополнительно начисленные суммы страховых взносов уплачены платежными поручениями от 13.07.2012 N 118569, 118561.
Поскольку обществом до подачи уточненного расчета по страховым взносам уплачены только суммы страховых взносов, а соответствующие суммы пени не уплачены, заявитель в соответствии с положениями статьи 17 Закона о страховых взносах привлечен к ответственности по части 1 статьи 47 данного закона, ему начислены соответствующие пени.
Между тем, как правильно отмечено судами, в рассматриваемом случае нормы статьи 17 Закона о страховых взносах не применимы, поскольку положения указанной статьи распространяются лишь на случаи, когда плательщик сборов обнаруживает ошибки, приводящие к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, а не на случаи, когда плательщик сборов ошибочно представляет уточненную декларацию, которую он не должен был представлять, и изменять свои ранее заявленные обязательства по уплате страховых взносов в сторону их увеличения.
В акте камеральной проверки от 11.09.2012 N 06800230002801 и в обжалуемом решении от 18.10.2012 N 068 002 12 РК 0003513 указано на то, что общество в первоначально представленном расчете неправильно исчислило сумму страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, при этом не указано, на основании каких доказательств орган контроля пришел к подобному выводу и не опровергнуты представленные при рассмотрении акта проверки возражения плательщика страховых взносов.
Изучив материалы дела, суды признали, что первоначальный расчет (номер корректировки 000), в соответствии с которым заявителем был применен пониженный тариф в отношении выплат ко всем работникам общества, является правильным. Страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование исчислены верно, база по страховым взносам не занижена. Поэтому оснований для начисления пени и привлечения к ответственности не имеется.
Кроме того, согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Закона о страховых взносах для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) и уплачивающих единый налог на вмененный доход, применяются пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
На основании части 3.4 статьи 58 Закона для указанных плательщиков страховых взносов в 2012-2013 годах применяется тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации 2012 году - 20%, Фонд социального страхования Российской Федерации в 2012 - 0,0%.
Как указано в пункте 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов (пункт 33 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями. В соответствии с пунктом 2 данного Положения фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что фармацевтическая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, в рассматриваемом случае - юридического лица, включающий комплекс хозяйственных операций (изготовление, продажа, хранение, перевозка), для осуществления которых, как и для осуществления деятельности в целом, привлекаются не только работники, имеющие фармацевтическое образование и соответствующие иным требованиям, указанным в пункте 2 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Следовательно, для возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением организацией фармацевтической деятельности, последнее должно обладать статусом аптечной организации и применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Судами установлено, что общество является аптечной организацией и плательщиком единого налога на вмененный доход, имеет лицензию на фармацевтическую деятельность.
Фармацевтическую деятельность осуществляет именно аптечная организация, а не лица, состоящие с ней в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста. При этом фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации.
Кроме того, льгота в виде пониженных тарифов страховых взносов законом предоставлена отдельным категориям плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов, каковым является заявитель, а не физическим лицам, в отношении которых страхователь производит эти страховые выплаты. Следовательно, суды правомерно удовлетворили заявление общества.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 26.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 по делу N 49-9/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Г. Абдулвагапов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Изучив материалы дела, суды признали, что первоначальный расчет (номер корректировки 000), в соответствии с которым заявителем был применен пониженный тариф в отношении выплат ко всем работникам общества, является правильным. Страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование исчислены верно, база по страховым взносам не занижена. Поэтому оснований для начисления пени и привлечения к ответственности не имеется.
Кроме того, согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Закона о страховых взносах для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) и уплачивающих единый налог на вмененный доход, применяются пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями. В соответствии с пунктом 2 данного Положения фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2013 г. N Ф06-9587/13 по делу N А49-9/2013