г. Казань |
|
31 октября 2013 г. |
Дело N А55-35349/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
третьих лиц - извещены надлежащим образом, не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи: Юдкин А.А., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-35349/2012
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия, с участием третьих лиц: открытого акционерного общества "Самарагорпроект", г. Самара, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, г. Самара, Государственного казенного учреждения Самарской области "Служба эксплуатации зданий и сооружений", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменения предмета требований) о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) от 29.05.2012 N Д05-01-01/2444-0-1 в выдаче заключения по выполненным строительным мероприятиям в нежилом здании, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Революционная, 44, литера Г и обязании Департамента устранить нарушение законодательства путем выдачи заключения об отсутствии необходимости в получении разрешения на строительство (реконструкцию) на выполненные строительные мероприятия в период с 1975 по 2006 годы на объекте: нежилое здание общей площадью 3132,9 кв.м, по названному адресу, в соответствии с результатами обследования объекта ОАО "Самарагорпроект", отраженными в заключении от 22.11.2011 N 29/9021.1.6.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
На основании решения Малого совета Самарского областного Совета народных депутатов от 30.10.1992 N 200 "Об уточненном составе государственной собственности Самарской области" нежилое здание общей площадью 3132,9 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Революционная, д. 44 (литера Г) внесено в реестр имущества Самарской области, что подтверждается выпиской от 19.04.2011.
По договору от 09.02.2005 N 1269 на использование недвижимого имущества областной собственности на праве оперативного управления, заключенному Департаментом и Государственным учреждением Самарской области "Служба эксплуатации зданий и сооружений", указанное здание передано учреждению на праве оперативного управления.
Данное нежилое четырехэтажное здание построено и введено в эксплуатацию в 1974 году и располагается на самостоятельном земельном участке в районе сложившейся жилой застройки.
Из заявления министерства, поданного в арбитражный суд, следует, что общая площадь нежилого здания составляет 3132,9 кв.м. Согласно кадастровому паспорту от 21.11.2011 общая площадь объекта составляет 3140,7 кв.м.
В период с 1982 по 2006 годы в указанном здании произведены строительные работы по перепланировке и переоборудованию нежилых помещений.
Согласно пояснениям заявителя, подтверждаемым техническим паспортом объекта, а также экспертным заключением от 08.02.2013 N 05/364, строительные работы проводились с целью перепланировки нежилых помещений на первом и втором этажах здания и включали в себя следующие мероприятия (согласно техническому заключению ОАО "Самарагорпроект" от 22.11.2011 N 29/9021/1.6): данные работы включали в себя демонтаж и частичный демонтаж существующих ненесущих перегородок с дверными проемами, возведение новых ненесущих перегородок (в том числе: глухих и с дверными блоками) с изменением площади существующих помещений и образованием нового набора основных и вспомогательных помещений; демонтаж старого и установка нового санитарно-технического оборудования во вновь образованных помещениях центра, с последующим подключением их к существующим внутренним инженерным сетям здания; выполнение работ по внутренней разводке от существующих инженерных сетей в части помещений с установкой и подключением дополнительного санитарно - технического оборудования (умывальные раковины, унитазы); проведение работ по гидроизоляции полового покрытия в санитарно-бытовых помещениях; демонтаж нескольких оконных блоков и закладка оконных проемов в несущих перегородках здания; частичная закладка нескольких существующих оконных проемов; демонтаж нескольких дверных блоков и закладка дверных проемов в ненесущих перегородках; демонтаж конструкций лестницы в вестибюле первого этажа здания, возведение нового пристроя с оконным и дверным проемами (установка оконных блоков и дверных блоков), оборудование входного тамбура с крыльцом со стороны вестибюля; демонтаж кухонного оборудования в помещении кухни; проведение внутренних отделочных работ в основных и вспомогательных помещениях на всех этажах здания.
После выполнения строительных работ Министерство обратилось в Департамент с заявлением о согласовании проведенной реконструкции.
Департамент отказал Министерству в выдаче положительного заключения по результатам произведенной реконструкции, основываясь на заключении от 29.05.2012 N Д05-01-01/2444-0-1, в котором указано на то, что выполненные строительные мероприятия затрагивают конструктивные характеристики здания в целом и превышают предельные параметры разрешенной реконструкции, установленные градостроительным регламентом, и, в соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), для проведения таких работ требовалась выдача разрешения на строительство.
Министерство, полагая, что указанный отказ противоречит закону и нарушает его права, обратилось с заявлением в арбитражный суд указав на то, что произведенные работы, в силу пункта 17 статьи 51 ГрК РФ, не требовали получения разрешения на строительство.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Статьей 55 ГрК РФ предусмотрено получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В результате реконструкции возник новый объект недвижимости, право собственности на который регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Частью 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрены конкретные случаи, когда выдача разрешения на строительство (реконструкцию) не требуется, и согласно пункту 4 части 17 статьи 51 этого Кодекса одним из таких случаев являются изменения объекта капитального строительства и (или) его частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенной реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 28 Устава городского округа Самара Самарской области, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.
Выполненная реконструкция затрагивает несущие конструкции здания, приводя к нарушению конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.12.2012 по делу N А55-24937/2012 по иску Министерства имущественных отношений Самарской области к Администрации городского округа Самара о признании права собственности на нежилые помещения, расположенные в нежилом здании по вышеназванному адресу установлено, что для осуществления переустройства спорного объекта недвижимости Министерству необходимо было получить разрешение на строительство и реконструкцию в установленном законом порядке, поскольку такое разрешение, а также доказательства принятия мер к получению разрешения, заявителем не представлены, в удовлетворении заявления о признании права собственности на самовольно реконструированный объект отказано.
Ни в рамках дела N А55-24937/2012, ни по настоящему делу заявитель не представил заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара о соответствии вышеуказанного объекта недвижимого имущества градостроительным правилам и нормам и о возможности его сохранения в реконструированном виде, а также доказательства того, что заявителем предпринимались меры к получению разрешения на реконструкцию.
Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, что оспариваемое заключение Департамента о строительных мероприятиях в нежилом здании не соответствует законодательству, нарушает какие-либо права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ, заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В силу частей 1, 2 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, если суд признает причины пропуска уважительными.
Оспариваемое решение вынесено Департаментом 29.05.2012. Следовательно, трехмесячный срок, предусмотренный вышеназванной нормой, применительно к рассматриваемой ситуации, истек 30.08.2012, в то время как заявитель обратился в арбитражный суд лишь 20.12.2012.
В ходатайстве о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании вышеназванного решения заявитель указывает на то, что он обращался в суд с иском о признании права собственности на самовольную постройку.
У заявителя имелась возможность для своевременного обращения в суд, и он не представил достаточных доказательств того, что пропуск срока произошел вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013 по делу N А55-35349/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 55 ГрК РФ предусмотрено получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
...
Частью 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрены конкретные случаи, когда выдача разрешения на строительство (реконструкцию) не требуется, и согласно пункту 4 части 17 статьи 51 этого Кодекса одним из таких случаев являются изменения объекта капитального строительства и (или) его частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенной реконструкции, установленные градостроительным регламентом."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2013 г. N Ф06-9799/13 по делу N А55-35349/2012