г. Казань |
|
05 ноября 2013 г. |
Дело N А57-569/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - Авакумова Р.В., доверенность от 27.12.2012 N 127,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.04.2013 (судья Топоров А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Пригарова Н.Н., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-569/2013
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Комбинат Коммунальных Предприятий", г. Вольск (ОГРН 1026401674848, ИНН 6441002010), о признании недействительным отказа в государственной регистрации перехода права и права собственности Борисова Георгия Александровича на здание (баня N 5), понуждении зарегистрировать переход права и право собственности на здание (баня N 5), с участием заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов; Борисова Георгия Александровича, г. Вольск; администрации Вольского муниципального района Саратовской области, г. Вольск; Комитета по управлению имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района Саратовской области, г. Вольск,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Комбинат Коммунальных Предприятий" (далее - МУП "ККП", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным отказа в государственной регистрации перехода права и права собственности Борисова Георгия Александровича на здание (баня N 5), расположенное по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Центральный, д. 1б, о понуждении Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра по Саратовской области) зарегистрировать переход права и право собственности Борисова Г.А. на указанное здание.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.04.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013, заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Саратовской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Управления Росреестра по Саратовской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Арбитражного суда Саратовской области от 03.11.2005 по делу N А57-80Б/2005 МУП "ККП" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Мурнин М.А.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 13.12.2012 срок конкурсного производства МУП "ККА" продлен до 03.05.2013.
В ходе проведения конкурсного производства в состав конкурсной массы должника был включен объект недвижимого имущества: нежилое здание (баня N 5) площадью 188 кв. м, расположенное по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Центральный, д. 1б, принадлежавший МУП "ККП" на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) конкурсным управляющим в рамках оценки конкурсной массы была произведена оценка рыночной стоимости данного объекта недвижимости.
Согласно заключению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области, отчет от 07.04.2008 N 113-4 "Об определении рыночной стоимости объектов недвижимости", выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Губернская Экспертиза Собственности", соответствует Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральному стандарту оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 254, и может быть рекомендован для целей совершения сделки.
Собранием кредиторов МУП "ККП" на основании отчета независимого оценщика была определена начальная цена продажи нежилого одноэтажного здания (бани N 5), литера А, в размере 942 820 руб. (с учетом НДС), что зафиксировано в протоколе собрания кредиторов от 05.09.2008 N 8.
Администрация Вольского муниципального района Саратовской области (далее - администрация) в письме от 20.02.2009 N 01-9/1108 в соответствии с пунктом 7 статьи 110 Закона о банкротстве указала на необходимость проведения повторных торгов по продаже нежилых зданий бани N 5, бани N 7 и бани N 3, ввиду признания несостоявшимися открытых торгов по продаже имущества МУП "ККП".
Собранием кредиторов МУП "ККП" был утвержден порядок и условия отчуждения имущества, не реализованного в ходе конкурсного производства, который распространялся, в том числе и в отношении спорного объекта недвижимого имущества (баня N 5), согласно которому данное имущество подлежит реализации посредством заключения договоров купли-продажи без проведения торгов с осуществлением публикации сообщения о продаже в местных печатных органах с указанием обязательных условий, что отражено в протоколе от 29.06.2012 N 22.
08 августа 2012 года между конкурсным управляющим МУП "ККП" Мурниным М.А. и Борисовым Г.А. был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, по условиям которого Борисов Г.А. приобрел в собственность одноэтажное нежилое здание бани N 5, литера А, общей площадью 188 кв. м, расположенное по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Центральный, д. 1Б.
Данное недвижимое имущество передано Борисову Г.А. по акту приема-передачи от 14.08.2012.
МУП "ККП" и Борисов Г.А. 23.08.2012 обратились в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности и государственной регистрации права собственности Борисова Г.А. на здание (баня N 5), расположенное по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Центральный, д. 1б, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 08.08.2012, акта приема-передачи недвижимого имущества от 14.08.2012.
Управление Росреестра по Саратовской области уведомлениями от 07.09.2012, от 04.10.2012 сообщило о приостановлении государственной регистрация перехода права собственности и права собственности на указанный объект недвижимости, а сообщением от 26.11.2012 N 30-48/9971 отказало в государственной регистрации перехода права собственности, права собственности Борисова Г.А. на здание (баня N 5), расположенное по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Центральный, д. 1Б, поскольку продажа данного здания была осуществлена в нарушение статьи 110 Закона о банкротстве без проведения конкурса с обязательством покупателя обеспечивать надлежащее содержание и использование объекта в соответствии с целевым назначением, так как здание (баня N 5) является социально значимым объектом коммунальной инфраструктуры, имеющим жизненно важное значение для населения.
МУП "ККП", считая указанный отказ в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на спорный объект недвижимости за Борисовом Г.А. незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что заявителем и Борисовым Г.А. на государственную регистрацию были представлены все документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые соответствуют требованиям, указанным в статье 18 данного Закона, пришли к обоснованному выводу о том, что у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 22-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", для отказа в государственной регистрации перехода права и права собственности на спорный объект недвижимости.
При этом довод Управления Росреестра по Саратовской области о том, что спорный объект недвижимости является социально значимым объектом коммунальной инфраструктуры, имеющим жизненно важное значение для населения, обоснованно был отклонен судами первой и апелляционной инстанций, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
В случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
В статьях 110, 132 Закона о банкротстве не дано понятия объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системе жизнеобеспечения, и не содержится перечня имущества, которое относятся к социально значимым объектам.
Как правильно указано судами первой и апелляционной инстанций, определяющим фактором при отнесении имущества к социально значимому объекту следует считать его особую значимость для жизнеобеспечения населения, экономическую или производственную ценность.
Между тем, Управлением Росреестра по Саратовской области в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств, подтверждающих, что спорный объект недвижимости относится к социально значимым объектом.
Из письма администрации от 20.02.2009 N 01-9/1108 следует, что в связи с особой социальной значимостью зданий бани N 1 и бани N 2 необходимо проведение конкурса в отношении указанного имущества единым лотом с обязанностью покупателя содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов как бани.
При этом администрация в данном письме указала на необходимость продажи бани N 5 в общем порядке - на повторных торгах.
Сведений об отнесении здания бани N 5 к объектам коммунальной инфраструктуры, относящихся к системе жизнеобеспечения и имеющих особую социальную значимость, данное письмо не содержит.
На момент совершение сделки нежилое здание бани N 5 не могло использоваться в качестве объекта коммунальной инфраструктуры, поскольку, как указано в письме администрации от 03.06.2013 N 01-13/2013, эксплуатация бани N 5 по ее назначению прекратилась 6-7 лет назад, в настоящее время котельная, обслуживавшая баню, демонтирована.
В письме открытого акционерного общества "Вольсктеплоэнерго" от 21.02.2013 N 355 указано, что в районе местоположения здания бани N 5 отсутствует инфраструктура, позволяющая осуществлять поставку тепловой энергии.
Таким образом, учитывая объективную невозможность использования спорного здания в соответствии с первоначальным назначением, суды пришли к обоснованному выводу о том, что здание бани N 5 нельзя отнести к социально значимым объектам, и его продажа осуществлена в соответствии с требованиями Закона о банкротстве.
Заявителем кассационной жалобы не приведено никаких доводов и не представлено доказательств, опровергающих выводы судов в указанной части.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что требования МУП "ККП" обоснованны и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.04.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.04.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу N А57-569/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
...
В статьях 110, 132 Закона о банкротстве не дано понятия объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системе жизнеобеспечения, и не содержится перечня имущества, которое относятся к социально значимым объектам.
...
В письме открытого акционерного общества "Вольсктеплоэнерго" от 21.02.2013 N 355 указано, что в районе местоположения здания бани N 5 отсутствует инфраструктура, позволяющая осуществлять поставку тепловой энергии.
Таким образом, учитывая объективную невозможность использования спорного здания в соответствии с первоначальным назначением, суды пришли к обоснованному выводу о том, что здание бани N 5 нельзя отнести к социально значимым объектам, и его продажа осуществлена в соответствии с требованиями Закона о банкротстве."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 ноября 2013 г. N Ф06-8851/13 по делу N А57-569/2013