г. Казань |
|
28 ноября 2013 г. |
Дело N А55-7312/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
прокуратуры - Догадина С.В., удостоверение серия ТО N 119509/1062 дата выдачи 30.06.2011,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
третьих лиц - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калипсо"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2013 (председательствующий судья Матюхина Т.М., судьи: Мальцев Н.А., Гордеева С.Д.)
по делу N А55-7312/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калипсо", г. Самара, к Самарской Губернской Думе, г. Самара, третьи лица: Министерство строительства Самарской области, г. Самара, Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, г. Самара, Дума городского округа Самара, г. Самара, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области, г. Самара, Прокуратура Самарской области, г. Самара, ГИМС Самарской области Главного управления МЧС России по Самарской области, г. Самара, о признании недействующим нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Калипсо" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требовании, на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании абзаца 4 пункта 3.3 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области, утвержденных постановлением Самарской Губернской Думы от 28.04.2009 N 1086 (далее - Правила) не соответствующим статье 12 Конституции Российской Федерации, статье 25 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьям 9, 30, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), и недействующим.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм права, установила следующее.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Пунктом 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.
В целях реализации указанного полномочия Самарской Губернской Думой были приняты Правила, которыми установлены условия безопасного водопользования в процессе эксплуатации маломерных судов, а также порядок организации и эксплуатации баз на водных объектах в Самарской области.
Самарская Губернская Дума полагает, что указанное в абзаце четвертом пункта 3.3 Правил требование направлено на обеспечение безопасности граждан в процессе пользования водными объектами на территории Самарской области с учетом положений Приказа МЧС РФ от 29.06.2005 N 502 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации", в частности, запрета заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах (подпункт "ж" пункта 8 Правил).
По мнению общества, Самарская Губернская Дума превысила свои полномочия, установив в указанной норме требований к размещению базы, что повлекло нарушение прав общества при оформлении прав на земельный участок под организацию базы.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Требование, указанное в абзаце четвертом пункта 3.3 Правил, по сути, запрещает использовать акваторию водного объекта для целей организации (эксплуатации) базы, если расстояние от границы базы составляет менее 250 метров до рекреационной зоны, территорий санаторно-курортных и лечебно-оздоровительных учреждений.
Согласно пункту 3 статьи 4 Грк РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Следовательно, органы местного самоуправления при утверждении Правил землепользования и застройки должны руководствоваться, в том числе, положениями водного законодательства (учитывать береговые полосы водных объектов, водоохранные зоны и т.д.), к которому относятся и Правила.
Согласно пункту 3 статьи 33 ЗК РФ границы земельных участков должны определяться в соответствии с земельным и градостроительным законодательством, то есть, прежде всего, в соответствии с Правилами застройки и землепользования городского округа Самара.
Таким образом, органы местного самоуправления при утверждении Правил землепользования и застройки должны руководствоваться, в том числе, положениями водного законодательства (учитывать береговые полосы водных объектов, водоохранные зоны и т.д.), к которому относятся и Правила.
Вместе с тем, абзац четвертый пункта 3.3 Правил не противоречит положениям ГК РФ и ЗК РФ, так как указанные кодексы регулируют отношения по использованию земельных участков в "чистом" виде, то есть без учета иного отраслевого законодательства (в данном случае водного).
В соответствии с пунктом 3.3 Правил границы баз для стоянок маломерных судов располагаются на расстоянии не менее 250 метров от рекреационной зоны, территорий санаторно-курортных и лечебно-оздоровительных учреждений.
Буквальное толкование оспариваемой нормы, позволяет сделать вывод о том, что расположение баз должно находиться не в самой рекреационной зоне, либо других зонах, как утверждает заявитель, а в 250 метрах от рекреационной зоны.
Согласно выкопировке из карты правового зонирования в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утв. Постановлением Самарской городской Думы от 26.01.2001 N 61 испрашиваемый земельный участок расположен в зоне природных ландшафтов (Р-3).
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, водное законодательство, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В пределах указанных полномочий Самарская Губернская Дума постановлением от 28.04.2009 N 1086 утвердила Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области.
В силу пункта 1.3 Правил база для стоянок маломерных судов - береговая территория с сооружениями и прилегающей к ней акваторией, с понтонами и другими плавательными средствами для стоянки маломерных судов, в границах которой базируются маломерные суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ВК РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима, использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
То есть, эксплуатация базы напрямую связана с использованием физическими и юридическими лицами водных объектов для плавания на маломерных судах и использованием береговой территории для причаливания и последующего хранения маломерных судов.
Маломерными судами являются самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река - море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.
Согласно подпункту "ж" пункта 8 названных Правил пользования маломерными судами при плавании на маломерных судах запрещается в целях обеспечения безопасности людей заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения наводных объектах.
В силу пунктов 3, 4 статьи 6 ВК РФ использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
В соответствии со статьей 50 ВК РФ использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса.
Следовательно, действующим законодательством прямо предусмотрено право законодательной власти субъектов устанавливать запреты и ограничения при использовании водных объектов для рекреационных целей.
Таким образом, Самарской Губернской Думой при утверждении Правил не были нарушены требования действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2013 по делу N А55-7312/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калипсо" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ВК РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима, использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
...
В силу пунктов 3, 4 статьи 6 ВК РФ использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
В соответствии со статьей 50 ВК РФ использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 ноября 2013 г. N Ф06-10853/13 по делу N А55-7312/2013