г. Казань |
|
09 декабря 2013 г. |
Дело N А55-3051/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Коноплевой М.В.,
в отсутствие извещенных надлежащим образом сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2013 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-3051/2013
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, с. Красноармейское Красноармейского района Самарской области, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, с участием третьего лица - администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, с. Красноармейское Красноармейского района Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 377 479 кв. м, кадастровый номер 63:25:1401003:2, расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, в границах закрытого акционерного общества "Заря", участок 45, содержащегося в сообщении от 11.01.2013 N 25/502/2012-228.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра по Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 15.11.2012 N 1778 Комитету на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 377 479 кв. м, кадастровый номер 63:25:1401003:2, расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, в границах закрытого акционерного общества "Заря", участок 45, для сельскохозяйственного использования.
Комитет обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на вышеназванный земельный участок, на что сообщением от 11.01.2013 N 25/502/2012-228 последовал отказ.
В качестве основания отказа в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Управление Росреестра по Самарской области указало, что в соответствии с пунктом 3 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" спорный земельный участок, будучи земельным участком из фонда перераспределения земель, может быть предоставлен юридическим лицам лишь в собственность или аренду и вид права, как постоянное (бессрочное) пользование, в Федеральном законе от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" отсутствует.
Полагая отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию было представлено постановление администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 15.11.2012 N 1778, согласно которому заявителю предоставляется земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения земель.
В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей лицами, указанными в данной статье. Перечень таких лиц является исчерпывающим.
В статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131) перечислен перечень вопросов местного значения муниципального района, на решение которых органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями, однако осуществление сельскохозяйственного производства или ведение подсобного хозяйства к вопросам местного значения муниципального района не отнесено.
Согласно Положению о Комитете осуществление сельскохозяйственного производства или ведение подсобного хозяйства к вопросам местного значения муниципального района не отнесено.
Пунктом 2 статьи 41 Федерального закона N 131 предусмотрено, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - гоударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
По смыслу указанных выше норм Комитет как казенное учреждение не вправе заниматься коммерческой деятельностью, в том числе сельскохозяйственным производством.
Не учтены судами и положения пункта 3 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно указанной норме способы использования земель фонда перераспределения земель определены в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации, а порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначении фонда перераспределении устанавливается Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначении".
В данном случае Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержит специальные нормы о порядке предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом предоставление таких земельных участков на иных видах права действующим законодательством не предусмотрено.
Следовательно, у администрации муниципального района Красноармейский Самарской области отсутствовали законные основания предоставлять спорный земельный участок Комитету на праве постоянного (бессрочного) пользовании. Поскольку Комитет в связи с особенностями своего правового статуса не вправе осуществлять такие виды деятельности как сельскохозяйственное производство, спорный земельный участок не может быть ему предоставлен ни на каком виде права.
Земельный кодекс Российской Федерации регулирует отношения связанные с использованием и предоставлением земельных участков, а не земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения. В свою очередь, Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержит специальные нормы предоставления земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения.
Так, пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определен субъектный состав и вид права, на котором перечисленным в данной статье лицам передаются земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности принятого регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации являются ошибочными, следствием неправильного применения норм материального права.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене, а заявленные требования - отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2013 по делу N А55-3051/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 377 479 кв. м, кадастровый номер 63:25:1401003:2, расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, закрытое акционерное общество "Заря", участок 45, содержащегося в сообщении от 11.01.2013 N 25/502/2012-228, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не учтены судами и положения пункта 3 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно указанной норме способы использования земель фонда перераспределения земель определены в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации, а порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначении фонда перераспределении устанавливается Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначении".
В данном случае Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержит специальные нормы о порядке предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
...
Земельный кодекс Российской Федерации регулирует отношения связанные с использованием и предоставлением земельных участков, а не земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения. В свою очередь, Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержит специальные нормы предоставления земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения.
Так, пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определен субъектный состав и вид права, на котором перечисленным в данной статье лицам передаются земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 декабря 2013 г. N Ф06-270/13 по делу N А55-3051/2013