г. Казань |
|
12 декабря 2013 г. |
Дело N А55-5909/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
ответчика - Капустиной Е.К., доверенность от 15.03.2012 N 04/012,
Быкова В.С., доверенность от 10.10.2013 N 04/059,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу образовательной автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования "Волжский университет им. В.Н. Татищева", г. Тольятти Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.06.2013 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 (председательствующий судья Попова Е.Г.. судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А55-5909/2013
по заявлению образовательной автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования "Волжский университет им. В.Н. Татищева", г. Тольятти Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области, г. Тольятти, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
образовательная автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования "Волжский университет им. В.Н. Татищева" (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области (далее - инспекция) от 09.01.2013 N 15-49/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 8 594 824 рублей налога на прибыль, начисления 651 338 рублей пени и 1 436 978 рублей штрафа (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе организация просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.11.2009 по 31.12.2011, единого социального налога и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01.11.2009 по 31.12.2009. По результатам проверки составлен акт от 16.11.2012 N 16-40/106 и принято решение от 09.01.2013 N 15-49/1 о привлечении организации к налоговой ответственности за неполную уплату сумм налога на прибыль, доначислены сумма названного налога и пени.
Основанием для доначисления оспариваемых сумм налога, пеней и санкций послужил вывод инспекции о занижении налоговой базы по налогу на прибыль в связи с тем, что организация не учитывала для целей налогообложения доход, полученный от оказания платных образовательных услуг студентам.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 27.02.2013 года N 03-15/04787, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы организации, решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 Налогового кодекса Российская Федерация (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В силу статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Пунктом 1 статьи 249 Кодекса определено, что доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (пункт 2 статьи 249 Кодекса).
Судами установлено, что в проверяемый период заявитель оказывал услуги в сфере профессионального образования на основании заключенных со студентами договоров об оказании образовательных услуг. Все договоры об оказании образовательных услуг, заключенные заявителем со студентами, носят возмездный характер. Допуск студентов к занятиям осуществляется на платной основе и только при исполнении студентами обязанности по оплате обучения.
В соответствии со статьей 423 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.
В силу статьи 39 Кодекса плата, получаемая образовательными организациями за оказание услуг другим лицам на возмездной основе, признается выручкой от реализации образовательных услуг. Перечень операций, которые в целях налогообложения не признаются реализацией товаров, работ или услуг, установленный пунктом 3 статьи 39 Кодекса, не включает операции по оказанию платных образовательных услуг.
Вместе с тем налогоплательщик отразил поступления денежных средств от студентов, как доход, не подлежащий налогообложению согласно статье 251 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В статье 251 Кодекса приведен исчерпывающий перечень средств целевого финансирования и целевых поступлений, которые не учитываются налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль при использовании их получателями по целевому назначению. В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений. Согласно буквальному толкованию положений пункта 2 статьи 251 Кодекса к целевым поступлениям относятся, во-первых, целевые поступления из бюджета и, во-вторых, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Несмотря на то, что расходование средств от обучающихся носит целевой характер на обеспечение образовательного процесса, исходя из заключенных договоров об оказании образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования, которые носят возмездный характер, судебная коллегия признает правильными выводы судов о том, что такие поступления не могут быть признаны тождественными целевому финансированию и целевым поступлениям.
Исключений, касающихся особенностей налогообложения негосударственных образовательных учреждений Кодексом не предусмотрено, о чем свидетельствует тот факт, что Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена статья 284.1, которая предусматривает возможность применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, налоговой ставки 0 процентов при соблюдении предусмотренных данной нормой условий и ограничений. Налогоплательщик с заявлением в установленном законом порядке о применении ставки 0 процентов в налоговый орган не обращался. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Поэтому выводы судов о том, что доход, полученный негосударственным образовательным учреждением от реализации платных образовательных услуг, учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, суд кассационной инстанции признает правильным. Данная позиция также изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 24.06.2010 N 03-03-06/4/63.
Поскольку заявителем неправомерно не включены в состав доходов за 2009-2011 года суммы, полученные от оказания платных образовательных услуг, оспариваемое решение налогового органа судами правильно признано законным и обоснованным. При этом, как установлено судами, при проведении проверки налоговым органом учтены расходы, произведенные налогоплательщиком в проверяемый период на ведение образовательной деятельности.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы были рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 по делу N А55-5909/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу образовательной автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования "Волжский университет им. В.Н. Татищева" - без удовлетворения.
Возвратить образовательной автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования "Волжский университет им. В.Н. Татищева" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 15.10.2013 N 2049.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Г. Абдулвагапов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 251 Кодекса приведен исчерпывающий перечень средств целевого финансирования и целевых поступлений, которые не учитываются налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль при использовании их получателями по целевому назначению. В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений. Согласно буквальному толкованию положений пункта 2 статьи 251 Кодекса к целевым поступлениям относятся, во-первых, целевые поступления из бюджета и, во-вторых, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
...
Исключений, касающихся особенностей налогообложения негосударственных образовательных учреждений Кодексом не предусмотрено, о чем свидетельствует тот факт, что Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена статья 284.1, которая предусматривает возможность применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, налоговой ставки 0 процентов при соблюдении предусмотренных данной нормой условий и ограничений. Налогоплательщик с заявлением в установленном законом порядке о применении ставки 0 процентов в налоговый орган не обращался. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2013 г. N Ф06-274/13 по делу N А55-5909/2013
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-274/13
17.09.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13260/13
27.08.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12779/13
11.06.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5909/13