г. Казань |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А55-5692/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
истца - Берняевой Н.А., доверенность от 02.12.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-5692/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гарант", г. Самара (ОГРН 1076317001815) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий, третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гарант" (далее - заявитель, ООО "Гарант", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду по заявлению от 13.10.2011 N 12-1/2892/11а земельного участка площадью 90 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Ново-Молодежный переулок, напротив дома N 14, под установку временного павильона "Продукты" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией; об обязании устранить нарушения прав заявителя путем принятия в месячный срок с момента вступления в силу решения суда по данному делу решения о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2013 требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013, решение суда первой инстанции отменено.
В удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 03.12.2012 до 10.12.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, 13.10.2011 общество обратилось в Министерство с заявлением N 12-1/2892/11а о представлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0414006:593, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Ново-Молодежный переулок, напротив дома N 14, под установку временного павильона "Продукты" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Министерство письмом от 22.02.2013 N 12-1/2892/11а отказало заявителю в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что согласно информации Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N Д05-01-01/15512-1-1 испрашиваемая цель использования указанного земельного участка не соответствует градостроительному регламенту.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Правительством Самарской области принято постановление от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - порядок).
Согласно пункту 2.1 порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему порядку.
В пункте 2.2 порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Земельный участок площадью 90 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Ново-Молодежный переулок, напротив д. 14, с разрешенным использованием "под установку временного торгового павильона" 10.09.2010 поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 63:01:0414006:593.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара письмом от 24.04.2012 N 05-01-01/15512-11 указал Министерству, в том числе, что вид использования объекта не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в зоне среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (Ж-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции со ссылкой на абзац 6 пункта 3.1 порядка пришел к выводу о том, что ООО "Гарант", являясь обладателем временного объекта, имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды.
Между тем как правомерно указал суд апелляционной инстанции, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно абзацу 6 пункта 3.1 порядка положения пунктов 2.7, 2.9-2.13 настоящего порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты), имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются, в том числе, в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок занят временным объектом, возведенным ООО "Гарант". Ранее обществу данный участок ни на каком праве не предоставлялся.
Кроме того, в силу части 2 статьи 7 ЗК РФ земли, в том числе населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) также предусматривает, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Согласно письму Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 24.04.2012 N 05-01-01/15512-11 в соответствии с Картой градостроительного зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, испрашиваемый земельный участок находится в зоне среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (Ж-3).
Использование земельных участков под киоски, лоточную торговлю, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения соответствует разрешенным видам использования, сопутствующим основным видам использования земельных участков в указанной зоне, и не соответствует основным видам использования земельных участков, разрешенным в данной территориальной зоне.
В соответствии с частью 3 статьи 37 ГрК РФ вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Аналогичные положения содержатся в пункте 9 статьи 3 правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, согласно которому виды разрешенного использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости, по отношению к последним являются вспомогательными; при отсутствии на земельном участке основного вида использования, сопутствующий вид использования не считается разрешенным, если иное специально не оговаривается настоящими Правилами.
Доказательств использования земельного участка в соответствии с основными видами разрешенного использования заявителем не представлено.
Таким образом, исходя из того, что предполагаемая цель использования испрашиваемого земельного участка (установка временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией) не соответствует основным видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны и относится к сопутствующим основным видам разрешенного использования, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Министерство правомерно, на основании пункта 2.4 порядка и в соответствии с положениями статьи 37 ГрК РФ, отказало заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что сам факт постановки испрашиваемого участков на государственный кадастровый учет не свидетельствует о возможности его последующего предоставления в случае наличия законных препятствий.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Гарант" требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 по делу N А55-5692/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 37 ГрК РФ вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
...
Доказательств использования земельного участка в соответствии с основными видами разрешенного использования заявителем не представлено.
Таким образом, исходя из того, что предполагаемая цель использования испрашиваемого земельного участка (установка временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией) не соответствует основным видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны и относится к сопутствующим основным видам разрешенного использования, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Министерство правомерно, на основании пункта 2.4 порядка и в соответствии с положениями статьи 37 ГрК РФ, отказало заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 декабря 2013 г. N Ф06-10866/13 по делу N А55-5692/2013