г. Казань |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А12-31821/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Сафина Н.Н.,
при участии:
заявителя - Костенко И.А., доверенность от 23.11.2012,
ответчика - Новицкой И.А., доверенность от 20.10.2013 N 76, Резвова Д.А., доверенность от 22.10.2012 N 77,
прокуратуры - Дындова Д.В., удостоверение,
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Волгоградской области и администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2013
по делу N А12-31821/2012
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Камышина "Тепловые сети" (ИНН 3436000357, ОГРН 1023404961018) к администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области (ОГРН 1023404971083, ИНН 3436102623) о признании недействующим нормативного правового акта, с участием заинтересованного лица - Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, с участием в деле - Прокуратуры Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Камышина "Тепловые сети" (далее - МУП "Теплосети", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 10 листы дела 51-54), о признании недействующим постановления Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области от 14.10.2005 N 1882-п "Об установлении норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда в г. Камышине" (далее - постановление Администрации г. Камышин от 14.10.2005 N 1882-п).
В качестве заинтересованного третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в рассмотрении дела участвует министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступил прокурор Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Отказ в удовлетворении заявленного обществом требования суд мотивировал его недоказанностью и неправомерностью.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.06.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области от 14.10.2005 N 1882-п признано недействующим.
В кассационных жалобах прокуратура Волгоградской области и Администрация городского округа - город Камышин Волгоградской области (далее - Администрация г.Камышин, ответчик) просят отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2013, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных МУП "Теплосети" требований.
В отзыве МУП "Теплосети", полагая решение суда первой инстанции обоснованным и законным, просит оставить его без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Отзыв от Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области в суд кассационной инстанции не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области явку своего представителя в суд не обеспечило.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв с 10.12.2013 до 11 час. 00 мин. 17.12.2013.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя, ответчика, прокуратуры Волгоградской области, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, установил следующее.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации г. Камышин от 14.10.2005 N 1882-п установлен для потребителей, не имеющих приборов учета, норматив потребления тепловой энергии на отопление 1 квадратного метра отапливаемой площади в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения по г. Камышину в размере 0,014 Гкал в месяц, данное постановление опубликовано в Камышинской ежедневной общественно-политической газете "Диалог" N 201 (16516) 15.10.2005.
Полагая, что оспариваемый нормативный акт нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не соответствует актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N306), предприятие обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с рассматриваемых заявлением.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что с учетом положений статей 7, 14 и 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действующих на момент принятия постановления от 14.10.2005 N 1882-п, глава муниципального образования являлся уполномоченным органом на установление рассматриваемого норматива.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 13.08.2010) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившего в силу 13.08.2010, часть 1 статьи 157 ЖК РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления до 13.08.2010 (то есть до начала действия Федерального закона от 27.07.2010 N 237 "О внесении изменений в ЖК Российской Федерации"), подлежат применению до внесения в нормативно-правовые акты, которыми утверждены нормативы, соответствующих изменений или признания их утратившими силу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" от 29.05.2006 N 22 и "Российской газете" от 31.05.2006 N 114) определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пунктам 9 и 10 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 Правил N 306).
В силу подпункта "д" пункта 5 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 Правительством Волгоградской области принято постановление от 11.09.2012 N 361-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах", устанавливающее необходимость применения по 31.12.2014 при расчете размера платы за отопление порядка расчета размера платы, установленного Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012. На указанную дату (30.06.2012) в городе Камышине продолжал действовать норматив теплопотребления для отопления жилищного фонда, установленный постановлением Администрации г. Камышина от 14.10.2005 N 1882-п.Суд первой инстанции правильно указал, что правомочиями по установлению, изменению и пересмотру норматива ответчик обладал только до 13.08.2010 (то есть до начала действия Федерального закона от 27.07.2010 N 237 "О внесении изменений в ЖК Российской Федерации").Судом первой инстанции установлено, что расчет норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда в г. Камышине произведен в соответствии с Временной методикой по формированию норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда в городе Камышине, утвержденной постановлением Администрации г.Камышина от 13.10.2005 N 1838-п. Данная методика основана на Методических рекомендациях по формированию норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда муниципальных образований Волгоградской области, утвержденных комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области от 19.11.2003.Согласно представленному Администрацией г. Камышина расчету для определения средневзвешенного норматива потребления тепловой энергии на отопление 1 кв. м площади жилых домов в г. Камышине учитывалась структура площади городских домов (общая площадь жилых и нежилых помещений) в разрезе этажности. Между тем, критерием экономической обоснованности составляющих оспариваемого норматива теплопотребления, в силу введения в действие Правил N 306, могут служить результаты проверки соответствия установленного ранее органом местного самоуправления норматива с учетом (либо без учета) параметров, характеризующих степень благоустройства жилых домов, иных параметров; применения (не применения) показателей, предусмотренных техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.Судом проанализирован расчет Администрации г. Камышина с приложенными к нему документами (т. 1 л.д. 138, т. 10 л.д. 35, 40, 41) применительно к положениям пунктов 5, 10, 11, 44 Правил N 306 (раздел II Правил, формула 6, в редакции, действующей до 13.08.2010), предусматривающих также иные критерии при определении норматива, кроме площади домов, этажности и температурных параметров.Судом первой инстанции на основании приведенного в оспариваемом судебном акте сравнения формул расчета нормативов отопления, установленных Временной методикой по формированию норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда в г. Камышине от 13.10.2005 N 1838-п, и Правилами РФ от 23.05.2006 N 306, установлено, что применяемые Администрацией г. Камышина расчеты фактически не учитывают такие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, как материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, которые должны быть учтены в соответствии с подпунктом "д" пункта 5 Правил N 306.При этом дома, в которые поставлялась предприятием тепловая энергия, имеют различный год постройки, различные технические и конструктивные характеристики, этажность, а установленный оспариваемым постановлением норматив теплопотребления установлен единый для всех многоквартирных домов и жилых домов г. Камышина без дифференциации с учетом конструктивных и технических параметров, без учета степени благоустройства отапливаемых домов.Судом первой инстанции также отмечено, что в нарушение пункта 25 Правил N 306 (в редакции, действовавшей с 08.06.2006 по 08.06.2011 г., относящейся к спорному периоду применения норматива МУП "Теплосети" и возможности его корректировки Администрацией до 13.08.2010) ответчиком в оспариваемом постановлении Администрации г.Камышин от 14.10.2005 N 1882-п не учитывались нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома).
МУП "Теплосети" неоднократно обращалось в Администрацию г.Камышин об изменении норматива с приложением к обращениям документов, содержащих соответствующие расчеты и обоснования (от 26.06.2007 N 1022, от 20.08.2007 исх. N 796, от 23.07.2007 N 42а, от 28.01.2009 N 47а).
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции, придя к выводу, что в нарушение требований пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 установленный ранее и действующий по настоящее время норматив теплопотребления в г. Камышин в размере 0,014 Гкалл/кв.м в месяц не обеспечивал баланс интересов предприятия и потребителей коммунальных услуг, не позволял предприятию производить полное возмещение экономически обоснованных затрат, признал оспариваемое постановление Администрации г. Камышин от 14.10.2005 N 1882-п недействующим. При этом судом обоснованно отмечено, что пункт 13 Правил N 306 предусматривал, в том числе, и возможность изменения норматива органом местного самоуправления самостоятельно, без обращения заинтересованных организаций в их изменении (установлении нового норматива).
В кассационных жалобах прокуратура Волгоградской области и Администрация г. Камышин оспаривают выводы суда первой инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам, полагая, что норматив теплоснабжения, рассчитанный ответчиком в 2005 году, содержал параметры, которые позднее были предусмотрены Правилами N 306, и представленные предприятием расчеты размеров убытков не подтверждают возникновение убытков именно в результате применения норматива теплоснабжения 0.014 Гкал, установленного оспариваемым постановлением Администрации г. Камышин от 14.10.2005 N 1882-п.
Кроме этого, Администрацией г. Камышин в кассационной жалобе указано, что после введения в действие Правил N 306 определение и расчет норматива являлось правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.
Между тем, как видно из мотивировочной части обжалуемого судебного акта, суд первой инстанции дал полную оценку по существу всем доводам, заявленным в кассационных жалобах.
Доводы заявителей кассационных жалоб не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, представленных сторонами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции отмечает, что определением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.12.2012 требования МУП "Теплосети" о взыскании с муниципального образования городской округ город Камышин за счет казны муниципального образования городской округ город Камышин в пользу заявителя убытков за период с 2009 по 30.06.2012 в сумме 168 605 726,88 рублей обоснованно выделены из настоящего дела судом первой инстанции в отдельное производство с присвоением N А12-31892/2012.
По делу N А12-31892/2012 определением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.10.2013 назначена судебно-бухгалтерская экспертиза, в том числе для установления за период с 2009 по 30.06.2012 наличия (отсутствия) убытков предприятия и их размера, а производство по делу приостановлено.
Судебными актами по настоящему делу N А12-31821/2012 лишь констатировано нарушение порядка установления норматива теплопотребления в г. Камышине, введенного постановлением от 14.10.2005 N 188-п, в виде не приведения его в соответствие с утвержденными 23.05.2006 Правительством Российской Федерации Правилами N 306 путем корректировки с учетом параметров, указанных в Правилах N 306.
При этом по настоящему делу судом не исследовалось и судебными актами не устанавливалось фактическое наличие (отсутствие) и размер убытков МУП "Теплосети", это является предметом судебного разбирательства по делу N А12-31892/2012.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2013 по делу N А12-31821/2012 оставить без изменений, а кассационные жалобы прокуратуры Волгоградской области и Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"МУП "Теплосети" неоднократно обращалось в Администрацию г.Камышин об изменении норматива с приложением к обращениям документов, содержащих соответствующие расчеты и обоснования (от 26.06.2007 N 1022, от 20.08.2007 исх. N 796, от 23.07.2007 N 42а, от 28.01.2009 N 47а).
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции, придя к выводу, что в нарушение требований пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 установленный ранее и действующий по настоящее время норматив теплопотребления в г. Камышин в размере 0,014 Гкалл/кв.м в месяц не обеспечивал баланс интересов предприятия и потребителей коммунальных услуг, не позволял предприятию производить полное возмещение экономически обоснованных затрат, признал оспариваемое постановление Администрации г. Камышин от 14.10.2005 N 1882-п недействующим. При этом судом обоснованно отмечено, что пункт 13 Правил N 306 предусматривал, в том числе, и возможность изменения норматива органом местного самоуправления самостоятельно, без обращения заинтересованных организаций в их изменении (установлении нового норматива)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 декабря 2013 г. N Ф06-824/13 по делу N А12-31821/2012
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-824/13
05.11.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-342/13
23.09.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-31821/12
27.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4485/13
16.04.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-31821/12