г. Казань |
|
26 декабря 2013 г. |
Дело N А65-7439/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Халиуллина Р.Н., доверенность от 06.05.2013,
ответчика - Заляловой А.Р., доверенность от 18.03.2013 N 2.4-0-10/003966,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2013 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 (председательствующий судья - Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-7439/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Комбытсервис", г. Казань (ОГРН 1021602825980, ИНН 1653006793) к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани, г. Казань (ОГРН 1041626853806, ИНН 1658001735) при участии третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения от 28.02.2013 N 6125,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Комбытсервис" (далее - ОАО "Комбытсервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - налоговый орган, инспекция) от 28.02.2013 N 6125 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление), Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013, заявленные требования ОАО "Комбытсервис" удовлетворены, решение инспекции от 28.02.2013 N 6125 признано незаконным полностью, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс). На инспекцию возложена обязанность устранить нарушение прав ОАО "Комбытсервис".
Налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Комбытсервис" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:100420:107, общей площадью 2369 кв.м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Волгоградская, д. 8 (далее - спорный земельный участок).
Согласно решению Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.06.2012 по делу N А65-10229/2012 суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:0111411:3, общей площадью 1790 кв.м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 41А, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 13 933 360 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:10, общей площадью 2400 кв.м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Тукая, д. 103, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 21 525 600 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:30, общей площадью 986 кв.м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Тукая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 6 080 662 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:100420:107, общей площадью 2369 кв.м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Волгоградская, д. 8, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 18 144 171 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:100428:3, общей площадью 1980 кв.м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. 2-я Юго-Западная, д. 30, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 12 499 740 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:090313:7, общей площадью 6830 кв.м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. 1 Мая, д. 5, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 36 704 420 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:090431:12, общей площадью 3354 кв.м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Солнечный, д. 1А, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 14 157 234 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310403:5, общей площадью 30 410 кв.м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Химиков, д. 2, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 56 293 544 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:220529:3, общей площадью 3890 кв.м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, Максимова, д. 47/34 указав ее равной его рыночной стоимости в размере 17 250 403 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:220418:1, общей площадью 5300 кв.м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Центрально-Мариупольская, д. 49, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 23 503 120 руб.
Налогоплательщиком 08.10.2012 в налоговый орган в электронном виде представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в соответствии с которой налоговая база в отношении спорного земельного участка определена исходя из его кадастровой стоимости в размере 965 499 руб., что привело к уменьшению суммы земельного налога, подлежащего уплате за 2011 год, на 2 047 848 руб.
Налоговым органом на основании данной уточненной налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка налогоплательщика, по окончании которой составлен акт камеральной от 23.01.2013 N 22050.
Основным выводом налогового органа в акте камеральной проверки является вывод о том, что в решении суда от 06.06.2012 по делу N А65-10229/2012 не указано, с какого периода необходимо применять рыночную стоимость спорного земельного участка, следовательно, по результатам камеральной проверки обществу подлежит доначисление земельного налога за 2011 год в сумме 2 047 848 руб.
Инспекцией в основу доначисления земельного налога за 2011 год положены результаты кадастровой оценки, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Решением от 28.02.2013 N 6125 налоговый орган в привлечении к ответственности ОАО "КОМБЫТСЕРВИС" отказал и доначислил исчисленные в заниженных размерах суммы налога за 2011 год в размере 2 047 848 руб.
Посчитав, что решение налогового органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявленные требования.
Коллегия считает, что судами предыдущих инстанций не полно исследованы обстоятельства дела на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Кодекса).
Постановлением N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
С учетом положений статьи 5 Кодекса, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 4453/10 и от 26.07.2011 N 2647/11.
Следовательно, доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденных вышеназванным постановлением, инспекцией произведено неправильно.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает ошибочным исчисление обществом земельного налога за 2011 год, кадастровой стоимостью земельных участков, установленных решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012.
Как указано выше общество с учетом решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-10229/2012 уменьшило сумму земельного налога, подлежащего уплате за 2011 год, на 2 047 848 руб.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В вышеназванном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
12.11.2012 исх. N 2.10-0-20/020534 инспекцией через Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан в ФГБУ "ФКП Росреестра" был направлен запрос об уточнении даты изменения кадастровой стоимости земельных участков по решению суда.
24.12.2012 исх. N 2.19-0-53/022921 инспекцией получен ответ о дате внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в кадастровую стоимость в соответствии с решением арбитражного суда по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:310403:5, 16:50:100428:3, 16:50:100420:107 - 03.08.2012.
Поэтому возможность применения новой кадастровой стоимости, установленной решением суда от 14.06.2012, для исчисления земельного налога за 2011 год, в силу вышеуказанных норм, основан на ошибочном толковании судами норм налогового законодательства.
Поскольку доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением N 1102, инспекцией произведено неправильно, а изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного Постановления N 1102, а именно, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем обжалованные судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит определить сумму земельного налога, подлежащего уплате обществом в рассматриваемый период, иных налоговых обязательств и принимая во внимание все обстоятельства дела в соответствии с требованиями закона вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу N А65-7439/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В вышеназванном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 декабря 2013 г. N Ф06-721/13 по делу N А65-7439/2013
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-721/13
25.09.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13970/13
26.06.2013 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-7439/13
11.04.2013 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-7439/13