г. Казань |
|
15 января 2014 г. |
Дело N А12-3280/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
истца - Семенец А.П. (доверенность от 20.12.2013),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Борисова Т.С., Жаткина С.А.)
по делу N А12-3280/2013
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Каустик" (ИНН: 3448003962, ОГРН: 1023404355666) к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области (ИНН: 3426003655, ОГРН: 1023405960753) о признании недействительным договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Каустик" (далее - ООО "Каустик") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковыми требованиями к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области:
признать недействительным пункт 3.1. договора аренды земельного участка от 30.05.2012 N 118 в части размера арендной платы превышающего сумму 55 804 руб. 49 коп., обязать ответчика произвести расчет размера арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-П, применяя ставку арендной платы в размере, не превышающем 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка, согласно пункту 4.2. данного постановления;
признать недействительным пункт 3.1. договора аренды земельного участка от 30.05.2012 N 119 в части размера арендной платы превышающего сумму 2 175 525 руб. 55 коп., обязать ответчика произвести расчет размера арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области N 469-П от 22.08.2011, применяя ставку арендной платы в размере не превышающем 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка, согласно пункту 4.2. данного постановления;
признании недействительным пункт 3.1. договора аренды земельного участка от 30.05.2012 N 120 в части размера арендной платы превышающего сумму 70 710 руб. 90 коп., обязать ответчика произвести расчет размера арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-П, применяя ставку арендной платы в размере не превышающем 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка, согласно пункту 4.2. данного постановления;
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2013 отменено в части. Суд признал недействительным пункт 3.1. договоров аренды земельных участков от 30.05.2012 N 118, 119, 120 в части размера арендной платы превышающего сумму соответственно 55 804 руб. 49 коп.; 175 525 руб. 55 коп.; 70 710 руб. 90 коп. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области просит постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела администрацией Светлоярского муниципального района Волгоградской области (арендодатель) и ОАО "Каустик" (арендатор) были заключены договора аренды земельных участков от 30.05.2012 N 118, 119, 120 категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения.
В спорных договорах (пункт 3.1) размер арендной платы установлен в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных в аренду.
Обращаясь с иском в суд первой инстанции, ОАО "Каустик" свои требования обосновал тем, что размер арендной платы, установленный в спорных договорах, противоречит пункту 4.2 постановления Правительства Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-П "Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области", предусматривающего, что в случае если годовой размер арендной платы превышает двукратный размер земельного налога, годовой размер арендной платы устанавливается равным двукратному размеру земельного налога.
Кроме того, постановлением от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", действующее с 04.08.2009 (далее - Постановление N 582) установлен принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, который означает, что размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой пришел к выводу, что пункты 3.1 вышеуказанных договоров содержат сведения о годовом размере арендной платы, при этом методика и формула расчета определены в приложении N 2 к договорам, которые являются его неотъемлемой частью, которые истцом не оспорены. По мнению суда первой инстанции, истцом при заявлении требования о признании сделок недействительными, как несоответствующих постановлению Правительства Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-П не учтено, что согласно статье 3 Кодекса под законами, содержащими нормы гражданского права, понимаются сам Кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, а под иными правовыми актами - указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Другие нормативные акты: акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (инструкции, приказы, положения и т.п.), а также акты органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - к законам и иным правовым актам не отнесены (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 20.07.2010 N 2142/10.).
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение в части, и признавая недействительным пункт 3.1. договоров аренды земельных участков от 30.05.2012 N 118, 119, 120 в части размера арендной платы превышающего сумму соответственно 55 804 руб. 49 коп.; 175 525 руб. 55 коп.; 70 710 руб. 90 коп. пришел к выводу, что к рассматриваемым правоотношениям применимы положения Постановления N 582.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу.
Одним из принципов земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, в частности статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582 (действующее с 04.08.2009).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11 сформулирована правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности, подлежит применению с момента опубликования (22.09.2012).
Согласно пунктам 4.1 и 4.2 постановления Правительства Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-П "Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" предусмотрено, что при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды арендная плата за использование указанных земельных участков определяется от кадастровой стоимости земельного участка в размере:
1,5 процента кадастровой стоимости арендуемого земельного участка из категории земель населенных пунктов, расположенного на территории городского округа город-герой Волгоград;
2 процентов кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, расположенного на территории иных муниципальных образований Волгоградской области;
0,3 процента кадастровой стоимости арендуемого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения;
1,5 процента кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, изъятого из оборота или ограниченного в обороте.
В случае если годовой размер арендной платы превышает двукратный размер земельного налога, годовой размер арендной платы устанавливается равным двукратному размеру земельного налога.
Из материалов дела следует, что право аренды на земельные участки, приобретено истцом в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при определении размера арендной платы за земельные участки необходимо руководствоваться пунктом 4.2 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области утв. постановлением Правительства Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-П на основании полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в соответствии с принципом недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, означает, что размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Из представленных истцом в материалы дела налоговых деклараций следует, что ОАО "Каустик" к земельным участкам применяло ставку земельного налога в размере 0,3 % от кадастровой стоимости.
Таким образом, размер арендной платы не может превышать 0,6 % от кадастровой стоимости.
Суд апелляционной инстанции отметил, что предметом настоящего спора является требование о проверке соответствия спорных условий договоров аренды действующему законодательству. При этом, спорные условия договоров аренды о размере арендной платы подлежали проверке на предмет соответствия, в том числе, и нормам законодательства, содержащимся в Постановлении N 582.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение в части отказа в иске о признании недействительным пункта 3.1. договоров аренды земельных участков от 30.05.2012 N 118, 119, 120 в части размера арендной платы превышающего сумму соответственно 55 804 руб. 49 коп.; 2 175 525 руб. 55 коп.; 70 710 руб. 90 коп. При этом суд апелляционной инстанции признал правильным решение в части отказа в удовлетворении требований об обязании ответчика произвести расчет размера арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-П, применяя ставку арендной платы в размере, не превышающем 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка, согласно пункту 4.2. данного постановления, ссылаясь на статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судебной коллегией, поскольку не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в постановлении, а выражают лишь несогласие с ними и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права не установлено, коллегия считает необходимым оставить постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 по делу N А12-3280/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 января 2014 г. N Ф06-1028/13 по делу N А12-3280/2013