Изменения в корпоративной жизни акционерных обществ
Федеральным законом от 07.08.01 N 120-ФЗ (далее - Закон N 120-ФЗ) приняты долгожданные изменения и дополнения в Федеральный закон от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон "Об акционерных обществах").
Необходимость внесения изменений и дополнений в Закон "Об акционерных обществах" возникла еще в 1996 г., после вступления его в силу, когда общества начали сталкиваться с вопросами, возникающими при практическом применении норм Закона. Трудности применения Закона "Об акционерных обществах" появлялись в силу различных причин. Во-первых, некоторые нормы регулировали создание, процесс деятельности и правовое положение акционерных обществ в общих чертах. Во-вторых, отсутствовали нормы, регулирующие вопросы, возникающие в практике обществ. В-третьих, отсутствовали акты органов государственной власти, в чьей компетенции находилось урегулирование соответствующих областей в деятельности акционерных обществ.
В дальнейшем уполномоченными органами принимались акты, отвечающие на вопросы акционерных обществ. Указанные акты, как правило, принимались во исполнение или на основании норм Закона, например акты Министерства финансов РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - ФКЦБ). При этом существовали примеры актов, принятых с превышением полномочий.
Так, неудачной оказалась попытка ФКЦБ урегулировать пробел в законодательстве, связанный с порядком принятия решения при совершении крупных сделок с акциями общества, размещаемыми путем открытой подписки.
ФКЦБ неправомерно распространила действие Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17.09.96 N 19, в редакции от 11.11.98 N 47 (далее - Стандарты N 47), на принятие решения о размещении акций обществом путем открытой подписки по правилам, указанным ст.79 Закона "Об акционерных обществах".
Впоследствии, 4 июля 2000 г., соответствующие пункты определением Верховного Суда РФ N КАС 00-249 были признаны недействительными. Стандартами N 47 установлены правила совершения крупных сделок при размещении акций только по закрытой подписке. К размещению дополнительных акций по открытой подписке или путем их распределения среди акционеров понятие "крупная сделка", связанное с размещением ценных бумаг, не применялось.
Потребность в принятии новых норм в области акционерного права возрастала со временем. В феврале 1999 г. Комитет Государственной Думы по собственности внес на рассмотрение законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об акционерных обществах". С указанного времени началось его обсуждение.
Фактическое начало работы уполномоченных государственных органов, принимающих участие в законодательном процессе, началось 14 апреля 1999 г. с принятием в первом чтении законопроекта Государственной Думой РФ. Работа над ним продолжалась в течение года, и только 2 июня 2000 г. Государственной Думой законопроект был принят в третьем чтении.
Второй этап разработки законопроекта в Совете Федерации продолжался около года. Создавались согласительные комиссии, законопроект возвращался на доработку и вновь отклонялся.
Перед летними каникулами 2001 г. Совет Федерации неожиданно для всех (к моменту одобрения Советом Федерации были согласованы некоторые из статей, поэтому предполагалась более длительная работа перед принятием проекта Закона) принял решение об одобрении законопроекта и направлении его Президенту РФ. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" подписан Президентом РФ 7 августа 2001 г.
Неожиданность столь скорого принятия Закона N 120-ФЗ обусловлена тем, что при рассмотрении законопроекта палата принципиально возражала по многим статьям законопроекта, что указывало на незавершенность процесса согласования.
Все изменения и дополнения, содержащиеся в Законе N 120-ФЗ, вводятся в действие с 1 января 2002 г., за исключением изменений, внесенных в статьи 48 и 49 Закона "Об акционерных обществах", вступивших в силу со дня официального опубликования Закона N 120-ФЗ.
С 9 августа 2001 г. вводятся в действие изменения, касающиеся компетенции и порядка принятия решений общим собранием акционеров. С указанной даты вступают в силу некоторые нововведения.
Компетенция общего собрания акционеров расширена при принятии решений об объявленных акциях (подп.5 п.1 ст.48 Закона "Об акционерных обществах"). К компетенции общего собрания акционеров относятся вопросы об определении количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями.
Закреплено положение о возможности принятия решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций общества одним из двух органов управления - общим собранием акционеров или советом директоров общества (подп.6 п.1 ст.48 Закона "Об акционерных обществах"). Определение органа общества, к чьей компетенции относится указанный вопрос, должно быть определено уставом общества. Конструкция нормы подп.6 п.1 ст.48 указывает на исключительную компетенцию общего собрания акционеров при решении вопроса об увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций общества.
Расширена компетенция общего собрания в части утверждения годовой отчетности (подп.11 п.1 ст.48 Закона "Об акционерных обществах"). Предыдущая редакция предусматривала утверждение общим собранием только части бухгалтерской отчетности: бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков и распределения прибылей и убытков. В соответствии со ст.13 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции от 23.07.98) бухгалтерская отчетность организаций состоит из следующих документов: бухгалтерского баланса с приложениями; отчета о прибылях и убытках с приложениями; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, в случае наличия у общества обязанности осуществлять обязательный аудит; пояснительной записки.
С 9 августа 2001 г. акционерные общества обязаны на общем собрании акционеров утверждать всю годовую бухгалтерскую отчетность общества.
Следует обратить внимание, что отчет и счет о распределении прибыли являются синонимами и в соответствии с изменениями, внесенными в Закон "Об акционерных обществах", включают в себя информацию об объявлении (выплате) дивидендов. Тем самым урегулирована проблема, связанная с возможностью совмещения вопросов об объявлении дивидендов и утверждении счета прибылей и убытков в один вопрос повестки дня на общем собрании акционеров. Отчет о прибылях и убытках общества составляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.07.99 N 43н. Форма отчета о прибылях и убытках организаций, а также инструкция о порядке его заполнения утверждаются Министерством финансов РФ.
Исключена норма о принятии решения о неприменении преимущественного права акционера на приобретение акций или ценных бумаг общества, конвертируемых в акции общества. При отсутствии внесения соответствующих изменений в ст.40 Закона "Об акционерных обществах" исключение указанной нормы представляется преждевременным и безосновательным. После 1 января 2002 г. можно будет говорить о наличии основания для исключения из компетенции общего собрания акционеров указанного вопроса, поскольку причиной исключения является императивное право акционеров на преимущественное участие в открытой подписке на акции, размещаемые обществом. В новой редакции ст.40 Закона "Об акционерных обществах" исключена действующая до 1 января 2002 г. диспозитивность такого права.
Новая редакция ст.48 не содержит пункт о компетенции общего собрания акционеров по вопросу определения формы сообщения обществом информации (материалов) акционерам, в том числе определения органа печати в случае сообщения в форме опубликования. Введение в действие ст.48, не содержащей указанный пункт, до 1 января 2002 г. не повлияет на объем компетенции общего собрания акционеров, так как до вступления в силу Закона N 120-ФЗ ст.52 Закона "Об акционерных обществах" остается неизменной, т.е. содержит указание на отнесение к компетенции общего собрания акционеров вопрос, исключенный из ст.48, о компетенции общего собрания акционеров общества.
Особо следует отметить изменения, указывающие на исключение из компетенции общего собрания акционеров вопроса о выкупе акций. Исключение указанного вопроса из компетенции общего собрания совершено правомерно, оно внесло ясность в само понятие выкупа акций. Согласно статьям 75 и 76 Закона "Об акционерных обществах" выкуп акций - это действие акционерного общества, вытекающее из установленной Законом обязанности общества, возникающей при принятии строго определенных решений.
Акционерное общество, на общем собрании которого принято одно из следующих решений - о реорганизации, о совершении крупной сделки, о внесении изменений и дополнений в устав общества или об утверждении устава общества в новой редакции - обязано выкупить акции общества у акционеров, голосовавших против принятия решения либо не принимавших участия в голосовании. Как известно, любой обязанности корреспондирует право, которое и порождает императив действия противоположной стороны отношений. Право акционеров требовать выкупа обществом закреплено п.1 ст.75 действующей редакции Закона "Об акционерных обществах". Законодатель, включив в перечень вопросов, связанных с компетенцией общего собрания акционеров, вопрос о выкупе акций, объединил два противоположных по смыслу понятия: компетенция общего собрания акционеров общества и право акционеров требовать от общества осуществления определенных действий (выкуп принадлежащих им акций).
Несовместимость указанных понятий заключается в том, что императивно установленное право акционеров требовать выкупа акций не зависит от принятия общим собранием решения о выкупе акций, поскольку право возникает не в силу принятия собранием такого решения, а в связи с принятием положительного решения по одному из вопросов, содержащихся в перечне п.1 ст.75 Закона "Об акционерных обществах". Право акционеров возникает автоматически и не требуется его дополнительного подтверждения высшим органом управления общества. По мнению автора, вопрос о выкупе акций общества попал в компетенцию общего собрания акционеров ошибочно. Исключение из компетенции собрания нормы о выкупе акций исправило имевшееся до 9 августа 2001 г. недоразумение.
Следует обратить внимание на появление в перечне компетенции высшего органа управления акционерным обществом дополнительного вопроса, по которому только общее собрание вправе принимать решение, - утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества. До введения в действие статей 48 и 49 Закона "Об акционерных обществах" утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества, в соответствии с подп.14 ст.65 Закона "Об акционерных обществах" относилось к компетенции совета директоров. О компетенции совета директоров по указанному вопросу нельзя говорить в прошедшем времени, поскольку в действующем перечне компетенции совета директоров рассматриваемый вопрос не исключен (ст.65 Закона "Об акционерных обществах"). Таким образом, в период с 9 августа по 31 декабря 2001 г. решение одного вопроса фактически отнесено к компетенции двух органов - общего собрания акционеров и совета директоров.
Принципиальной новацией является исключение из положений Закона понятия "исключительная компетенция" в целях единообразного применения норм данного Закона и Гражданского кодекса РФ, хотя фактически компетенция подразделяется на исключительную и неисключительную, но вопрос отнесения компетенции к соответствующей категории решается каждым акционерным обществом самостоятельно. Закон "Об акционерных обществах" содержит как императивные нормы, указывающие на единственный орган общества, в чьей компетенции может находиться вопрос, так и диспозитивные, предоставляя право самому обществу воспользоваться альтернативой. При этом перечень вопросов компетенции каждого органа общества должен быть закреплен в уставе и не противоречить нормам Закона "Об акционерных обществах" и ГК РФ. Несмотря на отсутствие понятия "исключительная компетенция" в ГК РФ и отказ законодателя от понятия "исключительная компетенция" в нормах Закона, такое понятие все же остается в практике и определяется как вопросы компетенции, которые не могут быть переданы на решение иных органов.
Статья 49 Закона "Об акционерных обществах" также претерпела существенные изменения, вступившие в силу с 9 августа 2001 г. Ранее право голоса по привилегированным акциям могло быть предоставлено в соответствии с нормами Закона "Об акционерных обществах" и (или) положениями устава общества. Изменения, внесенные в п.1 ст.49, касаются исключения возможности определять условия предоставления права голоса по привилегированным акциям самим обществам, не основываясь на нормах Закона "Об акционерных обществах".
С момента введения в действия изменений в статьи 48, 49 Закона порядок принятия решений общим собранием акционеров претерпел существенные изменения. Так, решения общего собрания акционеров по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании, если для принятия решения Законом "Об акционерных обществах" или уставом общества не установлено иное. Следовательно, общество вправе самостоятельно определить количество голосов, необходимое для принятия решения без минимального ограничения, которое было установлено ранее. Таким образом, общество вправе установить любое количество голосов, необходимое для принятия решения общим собранием акционеров. При этом необходимо обратить внимание, что Закон содержит нормы, указывающие на минимальное количество голосов, которые необходимо для принятия решений по некоторым вопросам (п.3 ст.49 Закона "Об акционерных обществах").
Исключение п.7 ст.49 Закона является подготовкой к моменту вступления в силу всех норм Закона N 120-ФЗ. В соответствии с данными нормами сокращен срок, в течение которого общество обязано довести до сведения лиц, участвовавших в общем собрании акционеров, итоги голосования и принятые решения с 45 до 10 дней. До 1 января 2002 г. ограничение указанного срока исключено.
Особое внимание следует обратить на п.8 ст.49 Закона "Об акционерных обществах" (в новой редакции - п.7 ст.49), увеличивающий срок, в течение которого акционер, не принимавший участия в общем собрании акционеров или голосовавший против принятия решения, вправе обжаловать в суд такое решение, принятое с нарушением требований действующего законодательства, иных правовых актов Российской Федерации, устава. Заявление об обжаловании решения общего собрания акционеров может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении.
Общую оценку изменениям, введенным в действие с 9 августа 2001 г., дать достаточно сложно. С одной стороны, законодателем довольно рано введены некоторые изменения, при этом не затронуты другие нормы Закона и ГК РФ, регулирующие те же вопросы, но содержащиеся в положениях иных статей. С другой стороны, введены новые нормы, ожидаемые акционерными обществами уже не первый год. Ответа на вопрос о причине особого отношения законодателя к нормам статей 48 и 49 автором не найдено, поскольку введение многих изменений в Закон внесло путаницу по многим вопросам, регулируемым, как указано выше, иными статьями Закона "Об акционерных обществах" и ГК РФ. Введение в действие обновленных норм может вызвать споры, основанные на противоречиях, которые будут иметь место до 1 января 2002 г.
А. Тюрина,
АКДИ "Экономика и жизнь"
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 16, октябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".