Закон об аудите принят: что нового?
Закон "Об аудиторской деятельности" содержит ряд принципиально новых положений, которые существенным образом повлияют на развитие аудита в России.
Так, появились понятия "аудиторская тайна", "заведомо ложное аудиторское заключение" (предусмотрена и ответственность за выдачу такого заключения). Стандарты аудиторской деятельности приобрели силу закона.
Введено страхование аудиторского риска, правда, пока только при проведении обязательного аудита.
Появляется новый орган - федеральный, призванный навести порядок в такой важной сфере, как аудит.
В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе.
Отменяется деление на виды аудита: будет выдаваться одна лицензия на право осуществления аудиторской деятельности.
Безусловным новшеством в Законе является разграничение понятий аудита и сопутствующих аудиту услуг. К аудиту отнесена деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц - организаций или индивидуальных предпринимателей. Под сопутствующие услуги подпали постановка, ведение и восстановление бухучета, составление отчетности, консультирование (бухгалтерское, налоговое, экономическое, финансовое, управленческое, правовое и пр.); анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий; автоматизация бухучета; составление бизнес-планов; маркетинг; обучение аудиту и т.д. Соответственно на осуществление каждого из этих видов деятельности требуется получить лицензию (на сопутствующие услуги - в том случае, когда они подлежат лицензированию в соответствии с законодательством) (ред.).
Повышены требования к аудиторам и аудиторским организациям, в частности, в штате аудиторской организации теперь должно состоять не менее пяти аудиторов (было не менее двух), расширены границы обязательного аудита и т.д. Можно надеяться, что все эти и другие законодательные инициативы приблизят рынок аудиторских услуг к мировым стандартам.
Еще во Временных правилах действовало подразделение аудита на обязательный и инициативный. Закон сохранил эти понятия. Статья 6 гласит, что обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
Организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
Организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
Объем выручки организации (индивидуального предпринимателя) от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ МРОТ.
Однако есть и новшества: под обязательный аудит подпадают организации, являющиеся государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели деятельности соответствуют п.3 ст.6 Закона.
Обязательные ежегодные аудиторские проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении ГУП, основанных на праве хозяйственного ведения, введены постановлением Правительства РФ от 29 января 2000 г. N 81, начиная с отчета за 1999 год. Финансовые показатели идентичны указанным в Законе (ред.).
Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть понижены. Несколько уточнены и некоторые процедуры его проведения. Например, для предприятий, в уставных капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров на проведение аудита должно осуществляться по итогам открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов будет утверждаться Правительством РФ. А вот для предприятий с иностранными инвестициями аудит будет отменен.
Как уже было отмечено, в новом Законе прописано наличие в штате аудиторской организации пяти аттестованных аудиторов. Мы знаем, существует мнение, что рынок не созрел для таких преобразований. При этом прежде всего надо иметь в виду, что это положение вводится в действие только через два года после вступления в силу Закона.
В основном Закон вступает в силу через месяц после официальной публикации ("Российская газета", 9 августа 2001 г., N 151-152). Однако ст.22 устанавливает для отдельных положений иные сроки введения в действие. В частности, указано, что п.6 ст.4 вступает в силу через два года со дня вступления Закона в силу. Однако согласно официальной публикации ст.4 содержит только пять пунктов, последний из которых, 5-й, вводит требование о наличии в штате аудиторской организации не менее пяти аудиторов. Многие СМИ уже сообщили о том, что это требование станет обязательным через два года. Возможно, произошла техническая или редакторская ошибка. Тем не менее поправки к Закону пока нет, следовательно, требование к численности аудиторов вступит в силу одновременно с Законом. Для отдельных положений Закона установлены иные, чем для самого Закона, сроки вступления в силу. Так, через один год начнут применяться стандарты и правила аудиторской деятельности (ред.).
Кроме того, узаконена индивидуальная предпринимательская деятельность аудиторов. В то же время следует понимать, что рынок не созреет до тех пор, пока не будут созданы условия для его цивилизованного развития. Я полагаю, что укрупнение российских фирм пойдет на пользу не только самим аудиторам, но и рынку в целом. Во всем мире идут процессы глобализации, и нам этого не избежать. Понятно, что этот процесс будет довольно болезненным для аудиторов, но его уже не повернуть вспять.
В России сейчас насчитывается 23 тыс. аттестованных аудиторов. Это почти в 2 раза больше, чем в Германии, Франции. Сейчас наступило время, чтобы количество перешло в качество. Поэтому новый Закон ужесточает требования к аудиторам. Теперь, чтобы стать аудитором, надо иметь не среднее, а высшее экономическое или юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, стаж работы по экономической или юридической специальности должен быть не менее 3 лет, необходимо также сдать экзамен по единой программе. Но все это направлено на обеспечение более высокого профессионального уровня аудиторов и в конечном счете, безусловно, способствует повышению качества аудиторских услуг.
Закон вводит понятие "аккредитованные профессиональные аудиторские объединения". Под аккредитацией в федеральном органе понимаются официальное признание и регистрация этим органом профессиональных объединений. Каждая аудиторская организация и индивидуальный аудитор могут являться членами такого объединения. Для российского права негосударственное регулирование аудиторской деятельности является новацией. Однако в большинстве развитых стран такая форма регулирования аудита принесла положительные результаты.
Сейчас в России есть достаточно авторитетные и сильные объединения аудиторов. Процесс их создания продолжается.
Однако аккредитованные профессиональные аудиторские объединения в отличие от действующих до настоящего времени будут участвовать в регулировании аудиторской деятельности, содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности отечественного аудита, осуществлять профессиональную подготовку и участвовать в аттестации аудиторов, проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов и по их результатам применять соответствующие меры воздействия, ходатайствовать о выдаче, приостановлении действия и аннулировании квалификационных аттестатов и лицензий, защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти всех уровней, судах и правоохранительных органах и т. д.
Получить аккредитацию в федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности сможет только профессиональное аудиторское объединение, отвечающее установленным Законом требованиям, в том числе членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций.
Эту высокую планку, кроме Аудиторской палаты России и еще одного-двух объединений аудиторов будет, наверное, проблематично преодолеть другим.
Мы считаем, что в этих условиях консолидация аудиторского сообщества возможна только на базе аккредитованных в дальнейшем профессиональных объединений, а не путем создания новых.
Создание же каких-либо новых профобъединений федерального уровня, как подтверждает практика "сотрудничества" уже множества имеющихся, по нашему мнению, приведет к дальнейшему разобщению аудиторского сообщества. Единение аудиторов и аудиторских фирм явится основой успешного развития отечественного аудита.
В.И.Колбасин,
председатель Московской аудиторской палаты,
заместитель председателя Совета Аудиторской палаты России,
первый заместитель председателя Комиссии
по координации аудиторской деятельности при мэре Москвы,
член ЦАЛАК МФ РФ и ЦАЛАК ЦБ РФ
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 35, август 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.