г. Казань |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А06-2225/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Галяутдиновым М.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области:
заявителя - Чабаровой А.Ш., доверенность от 30.12.2013 N 164,
ответчика - Литвинова М.В., доверенность от 25.06.2013 N 19,
третьих лиц - Теосева В.В. (паспорт), Теосевой Н.Г. (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ТТК"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.08.2013 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Александрова Л.Б., Каплин С.Ю.)
по делу N А06-2225/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ТТК" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании незаконным решения, при участии третьих лиц: Теосева Виктора Васильевича, Теосевой Нины Георгиевны,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ТТК" (далее - общество, общество "ЛУКОЙЛ-ТТК") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 29.12.2012 по делу N 36-К-03-12.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
В соответствии со статьей 153N Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Астраханской области.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Решением антимонопольного органа от 29.12.2012 по делу N 36-К-03-12 действия общества "ЛУКОЙЛ-ТТК" в виде предъявления Теосеву В.В. необоснованного требования об опломбировании прибора учета горячей воды, установленного в жилом помещении по адресу: г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 51, кв. 41, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции).
На основании данного решения заявителю выдано предписание от 29.12.2012 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Полагая, что решение антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе и нарушение порядка ценообразования.
Как следует из материалов дела, общество имеет долю на рынке услуг по теплоснабжению более 50%, то есть занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.01.2006 Теосев В.В. и Теосева Н.Г. имеют право общей совместной собственности на жилое помещение (квартиру) по адресу: г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 51, кв. 41. Собственниками помещений указанного дома выбрано непосредственное управление, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 25.05.2005.
До 01.07.2009 Теосев В.В. приобретал горячую воду у энергоснабжающей организации - открытого акционерного общества "Южная генерирующая компания-ТГК-8" (далее - общество "Южная генерирующая компания-ТГК-8").
С 30.10.2008 расчеты за приобретенную горячую воду между Теосевым В.В. и обществом "Южная генерирующая компания-ТГК-8" производились на основании показаний прибора учета горячей воды СГВ-15 (заводской N 11837518), прошедшего государственную поверку (01.07.2008) и в установленном порядке допущенного в эксплуатацию.
Факт надлежащего ввода указанного прибора учета в эксплуатацию подтверждается подписанным Теосевым В.В. и представителем общества "Южная генерирующая компания-ТГК-8" актом ввода прибора учета в эксплуатацию N 1730.
С 01.07.2009 общество "Южная генерирующая компания-ТГК-8" прекратило осуществлять в г. Астрахани деятельность по снабжению тепловой энергией (горячей водой) в связи с передачей принадлежащих ему тепловых сетей обществу "ЛУКОЙЛ-ТТК".
В связи с тем, что 01.07.2012 истекал срок государственной поверки прибора учета Теосева В.В., последний обратился в Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Астраханской области" (далее - учреждение) для проведения периодической поверки данного прибора учета.
25.06.2012 учреждение провело поверку прибора учета Теосева В.В. по месту нахождения прибора учета без повреждения пломбы, установленной обществом "Южная генерирующая компания-ТГК-8" в месте крепления прибора учета к тепловой сети.
По результатам проведенной поверки прибор учета признан пригодным к применению, в подтверждение чего учреждение выдало Теосеву В.В свидетельство о поверке от 25.06.2012 N Р/037238, действительное до 25.06.2016.
26.06.2012 Теосев В.В. направил обществу "ЛУКОЙЛ-ТТК" заявку о вызове его представителя для распломбирования прибора учета и повторного ввода его в эксплуатацию, а 27.06.2012 обратился к обществу с заявлением об отзыве данной заявки, в котором указал на отсутствие необходимости распломбировать прибор учета и повторно вводить его в эксплуатацию ввиду пригодности прибора учета к применению, подтверждаемой свидетельством о поверке от 25.06.2012 N Р/037238, и наличия неповрежденной пломбы общества "Южная генерирующая компания-ТГК-8".
Письмом от 05.07.2012 N 03-03-1-04/1728 заявитель Теосеву В.В. сообщил о необходимости осуществления процедуры повторного ввода в эксплуатацию прибора учета (после проведения периодической поверки), включающей опломбирование прибора учета представителем общества. Также в данном письме указано на то, что показания прибора учета будут применяться при расчетах за поставленную горячую воду лишь после проведения указанной процедуры.
Письмом от 06.07.2012 Теосев В.В. повторно сообщил обществу "ЛУКОЙЛ-ТТК" о том, что считает прибор учета введенным в эксплуатацию в установленном порядке, и к которому приложил свидетельство о поверке от 25.06.2012 N Р/037238 и акт ввода прибора учета в эксплуатацию N 1730.
28.07.2012 представителем общества проведено обследование прибора учета Теосева В.В., по результатам которого составлен акт N 03-01/3314 о снятии прибора учета с учета, содержащий предписание об опломбировании прибора учета в установленном порядке.
Письмом от 31.07.2012 Теосев В.В. сообщил обществу о своем несогласии с актом от 28.07.2012 N 03-01/3314 о снятии прибора с учета.
Общество в ответ на обращение Теосева В.В. направило ему письмо от 09.08.2012 N 03-03-1-04/2104 с подтверждением прежней позиции.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, в силу пункта 1 статьи 548 Кодекса к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергии через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно частям 1, 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники, в том числе помещений в жилом многоквартирном доме, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (части 1, 4, 6) указано, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования точек учета приборами учета согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не допускаются. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета, заключенному со специализированной организацией. Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: 1) установку приборов учета; 2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.
Согласно пункту 7.1 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя", утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила), допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт составляет в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Судами установлено, что ввод в эксплуатацию приборов учета входит в единый комплекс услуг по теплоснабжению, является технологически необходимым и экономически обязательным элементом услуг по теплоснабжению. При этом данные положения нормативных правовых актов не устанавливают требования по обязательной повторной процедуре вода прибора учета в эксплуатацию в случае, если до истечения срока государственной поверки такой прибор заблаговременно прошел следующую поверку.
В соответствии с пунктами 9.11, 9.12 указанных Правил после истечения срока действия государственной поверки хотя бы одного из приборов узла учета тепловой энергии и теплоносителя, показания приборов этого узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем. Узел учета считается вышедшим из строя по пункту 9.9.
После восстановления работоспособности узла учета тепловой энергии и теплоносителя потребителя допуск его в эксплуатацию осуществляется в соответствии с положениями раздела 7 настоящих Правил, о чем составляется акт по Приложению 5.
Как обоснованно отмечено судами в рассматриваемом случае срок действия государственной поверки прибора учета не истек в связи с заблаговременным прохождением процедуры следующей государственной поверки до истечения срока предшествующей поверки. Следовательно, данный прибор учета не может считаться вышедшим из строя, в связи с чем не имеется оснований и для осуществления повторной процедуры допуска прибора в эксплуатацию.
При этом судом апелляционной инстанции правомерно признан не состоятельным довод заявителя о том, что Теосеву В.В. надлежало обеспечить проведение процедуры повторного допуска прибора учета в эксплуатацию в связи с истечением срока государственной поверки прибора учета.
Как указал суд, периодическая государственная поверка прибора учета Теосева В.В. была осуществлена 25.06.2012, то есть до истечения срока предыдущей поверки (01.07.2012). По результатам периодической поверки прибор учета признан пригодным к эксплуатации. При этом поверка прибора учета осуществлялась по месту нахождения прибора и без его демонтажа. В ходе проведения такой поверки пломбы, установленные обществом "Южная генерирующая компания-ТГК-8" в месте крепления прибора учета к тепловой сети, повреждены не были. Доказательств обратного заявителем представлены не были.
С учетом положений Правил N Вк-4936 суды признали, что прибор нельзя считать вышедшим из строя. Необходимость проведения повторной процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию отсутствовала.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях заявителя нарушений антимонопольного законодательства.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.08.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 по делу N А06-2225/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ТТК" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ТТК" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 19.11.2013 N 4480.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (части 1, 4, 6) указано, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования точек учета приборами учета согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не допускаются. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета, заключенному со специализированной организацией. Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: 1) установку приборов учета; 2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 января 2014 г. N Ф06-1794/13 по делу N А06-2225/2013
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1794/13
12.12.2013 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2225/13
14.10.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8559/13
05.08.2013 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2225/13