Письмо Управления МНС по г. Москве от 11 мая 2001 г. N 03-12/20862
Вопрос: 1. Что включает в себя понятие "соответствующие гарантии" при признании сомнительного долга дебиторской задолженности?
2. Какие документы подтверждают правомерность отнесения задолженности в резерв сомнительных долгов?
Ответ: 1. В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (с учетом изменений и дополнений), организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
В соответствии с п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
При этом следует учитывать, что обеспечение обязательства гарантией еще не означает, что данное обязательство будет исполнено. Условие, содержащееся, например, в договоре купли-продажи, об уплате должником неустойки в случае несвоевременной оплаты товара не гарантирует оплату по договору. Поэтому, оценив при проведении инвентаризации исходя, например, из внешних признаков несостоятельности в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" вероятность погашения задолженности поставщика как нулевую, организация может при формировании резерва сомнительных долгов включить в него сумму задолженности, обеспечение по которой не гарантирует исполнение обязательства, отнеся к разряду такого обеспечения неустойку.
2. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации, в ходе которой инвентаризационная комиссия путем документальной проверки устанавливает правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности, включая те, по которым истекли сроки исковой давности (п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 N 49), причем дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, признается сомнительным долгом.
Величина резерва определяется организацией отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п. 70 вышеназванного Положения по ведению бухгалтерского учета).
Создание резерва с указанием общего его размера, суммы по каждому сомнительному долгу и вероятности погашения долга должно быть закреплено в учетной политике организации на основании норм Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н.
С 1 января 1999 г. резервы по сомнительным долгам могут создаваться не только по результатам инвентаризации, проводимой организацией как в конце отчетного года, так и в течение всего года в соответствии с приказом руководителя организации (п. 26 вышеуказанного Положения по ведению бухгалтерского учета).
Заместитель руководителя Управления |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 11 мая 2001 г. N 03-12/20862
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 14, 2001 г.