Письмо Управления МНС по г. Москве от 23 мая 2001 г. N 03-12/22464
Вопрос: В рамках Программы Правительства Москвы по улучшению экологической обстановки в городе основным видом деятельности организации является оказание услуг по сбору и переработке отработанных моторных и индустриальных масел.
Вывезенные отработанные масла принимаются организацией к учету как сырье для последующей переработки и реализации в виде дизельного или печного топлива.
По какой стоимости организация должна принимать к бухгалтерскому учету отработанные масла?
Ответ: В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Статьей 2 вышеназванного Закона установлено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18.11.97 N 807 "О ходе работ по снижению вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения г. Москвы" в целях сокращения объемов загрязнения городской территории отработанными моторными и индустриальными маслами в г. Москве ведется работа по созданию системы по сбору, переработке и утилизации отработанных моторных масел.
Согласно ст. 3 вышеназванного постановления сбор, использование, переработка или уничтожение нефтеотходов осуществляются специализированными предприятиями на основании лицензий Москомприроды на эти виды деятельности.
Специализированные предприятия, осуществляющие прием, сбор, переработку или уничтожение нефтеотходов, помимо прочего обязаны:
- обеспечивать экологически обоснованные сбор, транспортирование и хранение накапливаемых нефтеотходов, не допускающие проливов и протечек;
- осуществлять в соответствии с договорами прием, анализ и сортировку нефтеотходов по категориям их пригодности для переработки и использования.
Исходя из ситуации, изложенной в вопросе, специализированное предприятие получает в собственность от автотранспортных предприятий отработанные моторные масла:
- за символическую плату;
- безвозмездно.
При этом предприятие несет расходы по сбору и транспортировке полученных отработанных моторных масел.
В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98), утвержденного приказом Минфина России от 15.06.98 N 25н, материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими затратами на приобретение материально-производственных запасов могут быть:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
- таможенные пошлины и иные платежи;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
- затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.
Пунктом 9 вышеназванного ПБУ 5/98 установлено, что фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования.
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством и предусмотренных настоящим Положением.
Исходя из вышеизложенного, специализированные предприятия, получающие в собственность от автотранспортных предприятий отработанные моторные масла, могут оприходовать данные отходы в качестве сырья в соответствии с установленными правилами бухгалтерского учета по сумме фактических затрат, связанных с приобретением, а безвозмездно полученные отработанные масла - исходя из рыночной стоимости на дату оприходования.
При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 6 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" по предприятиям, получившим безвозмездно от других предприятий основные фонды, товары и другое имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих фондов и имущества, указанных в акте передачи, но не ниже их балансовой (остаточной) стоимости, отраженной в документах бухгалтерского учета передающих предприятий.
Заместитель руководителя Управления |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 23 мая 2001 г. N 03-12/22464
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 14, 2001 г.