г. Казань |
|
20 февраля 2014 г. |
Дело N А65-14641/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гатауллиной Л.Р., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
ответчика - Колебановой Е.С., доверенность от 19.02.2014 N РБ-02/2248,
третьего лица - Зырянова Г.Е. - Закирова К.М., доверенность от 15.08.2013,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2013 (судья Бредихина Н.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Семушкин В.С.)
по делу N А65-14641/2013
по заявлению Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, г. Менделеевск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, третьи лица: Зырянов Георгий Евдокимович, г. Менделеевск, общество с ограниченной ответственностью "Агропром", г. Менделеевск, о признании недействительным решения, незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Палата имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (далее - заявитель, Палата имущественных и земельных отношений) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, Управление) от 11.06.2013 N Т04-91/2013, незаконным предписания антимонопольного органа от 11.06.2013 N Т04-91/2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Зырянов Георгий Евдокимович, общество с ограниченной ответственностью "Агропром" (далее - ООО "Агропром").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013, заявление Палаты имущественных и земельных отношений удовлетворено частично, пункт 1 решения антимонопольного органа от 11.06.2013 по жалобе N Т04-91/2013, а также пункт 2 указанного решения в части признания организатора торгов - Палаты нарушившей пункт 14 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2002 N 808, признаны недействительными. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление, не согласившись с принятыми судебными актами в части удовлетворения заявленных требований, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления Палаты имущественных и земельных отношений отказать.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в адрес антимонопольного органа поступила жалоба Зырянова Г.Е. на действия организатора торгов - Палаты имущественных и земельных отношений при проведении открытых аукционных торгов по продаже права аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:27:030201:713, 16:27:030201:714, 16:27:030201:715.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом было установлено, что распоряжением главы Менделеевского муниципального района от 18.04.2013 на торги было выставлено право аренды муниципального имущества, а именно: трех земельных участков по сельскохозяйственное производство.
Извещение о проведении торгов было опубликовано в газете "Менделеевские новости" N 30 (7029) от 19.04.2013.
Размер задатка для участия в аукционе - 20% от начальной цены, шаг аукциона - 5% от начальной цены, период приема заявок и задатков - с 9.00 19.04.2013 по 09.00 21.05.2013, дата и время проведения аукциона - 11.00 21.05.2013.
В соответствии с протоколом N 1 заседания аукционной комиссии о допуске участников к торгам на участие в данных торгах поступили заявки от 5 претендентов: Егорова Н.В., Хоруженко Е.В., Махмудова У.А., Зырянова Г.Е., ООО "Агропром". При этом Зырянов Г.Е. не был допущен к участию в торгах ввиду отсутствия подтверждения поступления в установленный срок задатка от него на счет Палаты.
Рассмотрев представленные организатором торгов документы, антимонопольный орган пришел к выводу о неправомерности отказа Зырянову Г.Е. в допуске к участию в торгах, что явилось основанием для признания его жалобы обоснованной.
Кроме того, антимонопольным органом были установлены иные нарушения со стороны организатора торгов, а именно: не соблюден порядок размещения информации о проведении торгов в части отсутствия публикации извещения на официальном сайте Российской Федерации; не соблюден порядок проведения торгов в части, касающейся содержания извещения, требования части 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункта 8 Правил организации и проведения торгов: в извещении о проведении торгов отсутствуют необходимые сведения.
Изложенные обстоятельства отражены в решении антимонопольного органа от 11.06.2013 по жалобе N Т04-91/2013, на основании которого 01.06.2013 организатору торгов было выдано предписание об устранении нарушения.
Согласно предписанию от 11.06.2013 организатору торгов необходимо отменить все протоколы, составленные при проведении открытых аукционных торгов по продаже права аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:27:030201:713, 16:27:030201:714, 16:27:030201:715; повторно провести открытые аукционные торги по продаже права аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:27:030201:713, 16:27:030201:714, 16:27:030201:715 в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 ЗК РФ порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и ЗК РФ.
Порядок проведения торгов по продаже земельного участка определен статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 38, 38.1 ЗК РФ.
Правилами организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, (далее - Правила организации и проведении торгов) предусмотрен порядок проведения торгов (конкурсов, аукционов), в том числе и перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию о предстоящих торгах.
Пунктом 8 Правил организации и проведении торгов установлены требования к объему информации и сведений, обязательных для указания в извещении о проведении торгов.
Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения: форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы; срок принятия решения об отказе в проведении торгов; предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные; наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения; наименование организатора торгов; начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, "шаг аукциона", размер задатка и реквизиты счета для его перечисления; форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах; условия конкурса; место, дата, время и порядок определения участников торгов; место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов; срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка; дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности; проект договора купли-продажи или аренды земельного участка; сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.
Между тем, судами отмечено, что антимонопольным органом правомерно установлено, что в нарушение вышеприведенной нормы не все подлежащие обязательному указанию сведения были размещены заявителем в извещении о проведении спорных торгов, а именно: отсутствовали сведения о сроке принятия решения об отказе в проведении торгов; форма заявки об участии в торгах; месте, дате, времени и порядке определения участников торгов; сроке заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка; дате, времени и порядке осмотра земельного участка на местности; проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Нарушение обязательных для исполнения требований закона свидетельствует о несоблюдении порядка и организации проведения торгов заявителем, в связи с чем решение антимонопольного органа в данной части является законным и обоснованным.
Отступление организатором от порядка проведения торгов свидетельствует о правомерном выводе антимонопольного органа о наличии оснований для выдачи предписания об устранении нарушений.
Обоснованно не приняты доводы заявителя и третьего лица - ООО "Агропром" о том, что на момент выдачи предписаний контракт был уже заключен с победителем торгов, поскольку они не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания, так как в рамках данного дела судом рассматривается вопрос о правомерности ненормативного акта. Нарушение процедуры проведения торгов однозначно свидетельствует о наличии оснований для выдачи предписания уполномоченным органом, в чьи обязанности входит выявление, пресечение и предотвращение нарушений.
Невозможность исполнения предписания заявителем в рамках настоящего дела не является основанием для его отмены, обстоятельства, связанные с исполнением данного предписания и вопросом виновности лиц, его не исполнивших может быть предметом самостоятельных требований в рамках процедуры, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в рамках отдельного иска о признании торгов недействительными.
Также, на момент вынесения антимонопольным органом оспариваемых решения и предписания ни организатор торгов, ни победитель торгов не представили в антимонопольный орган сведений об уже состоявшемся заключении договора по результатам торгов. В отсутствие такой информации антимонопольный орган не вправе исходить из предположения об обязательном заключении договора в течение какого-либо срока со дня проведения торгов, тем более, что срок заключения договора в извещении о проведении торгов организатором указан не был.
Вместе с тем судами правомерно признаны необоснованными выводы антимонопольного органа о наличии в действиях заявителя нарушений требований пункта 14 Правил организации и проведения торгов в части недопуска Зырянова Г.Е. и нарушения порядка публикации извещения.
В соответствии с пунктом 10 Правил организации и проведения торгов для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов.
Согласно пунктам 6, 13 Правил организации и проведения торгов претендент для участия в торгах обязан внести задаток, который определяется в размере не менее 20 % от начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы, на указанный в извещении о проведении торгов счет организатора торгов. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) организатора торгов, является выписка (выписки) со счета (счетов) организатора торгов.
Основания для отказа претенденту в допуске к участию в торгах установлены пунктом 15 Правил: а) заявка подана лицом, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; б) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации; в) заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий; г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов.
В извещении о проведении торгов организатором торгов было указано на то, что поступление задатка должно быть подтверждено выпиской с банковского счета Палаты на дату окончания срока приема заявок и задатков. Заявки и задатки принимаются с 9.00 часов 19 апреля 2013 года по 09.00 часов 21 мая 2013 года по адресу: г. Менделеевск, ул. Фомина, д.19.
Претендент на участие в торгах Зырянов Г.Е. оплатил задаток 20.05.2013, однако на момент окончания приема заявок - 21.05.2013 подтверждающая выписка с банковского счета о поступлении задатка отсутствовала, что и явилось основанием для отказа ему в допуске к участию на торгах.
Из ответа Менделеевского филиала открытого акционерного общества "АК БАРС" Банк следует, что платеж Зырянова Г.Е. был отправлен получателю платежа 21.05.2013 в 10 час 29 мин.
Также установлено, что выписка банка по состоянию на 09 час 00 мин 21.05.2013 в момент проведения торгов у организатора торгов имелась. Из данной выписки банка следует, что денежные средства от Зырянова Г.Е. на счет организатора торгов не поступили.
Следовательно, на момент окончания срока приема задатков и заявок платеж данного претендента на счет организатора торгов не поступил, доказательства поступления платежа претендентом представлены не были.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку претендентом не были выполнены условия, установленные в извещении о проведении торгов в части подтверждения поступления задатка, организатор торгов правомерно не допустил его к участию.
Вопрос о правомерности установления срока приема и подачи заявок и условий подтверждения поступления задатка на счет организатора антимонопольным органом не рассматривался, в качестве нарушения заявителю не вменялся.
Следовательно, судами правильно отмечено, что у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для признания заявителя нарушившим требования пункта 14 Правил организации и проведения торгов и признания жалобы Зырянова Г.Е. обоснованной.
Судами также признана необоснованной позиция антимонопольного органа в части признания заявителя нарушившим требования закона об опубликовании извещения на официальном сайте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил организации и проведения торгов извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.
Организатором торгов в рамках рассматриваемого дела извещение о проведении торгов было опубликовано 19.04.2013 в газете "Менделеевские новости".
Вместе с тем антимонопольный орган пришел к выводу о том, что по аналогии закона необходимо размещение извещения и на официальном сайте Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 5-6 статьи 38 ЗК РФ порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 ЗК РФ; порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства определяется статьей 38.2 ЗК РФ.
Между тем статьи 38.1 и 38.2 ЗК РФ устанавливают особый порядок проведения и организации аукционов и дополнительные требования применительно к земельным участкам, предназначенным для жилищного строительства, с учетом их характера и предназначения.
Применение закона по аналогии к правоотношениям возможно в том случае, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, если это не противоречит их существу.
Однако в данном случае, порядок проведения торгов определен статьей 38 ЗК РФ и Правилами организации и проведения торгов, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, судами сделан правильный вывод, что применяя по аналогии закона положения статью 38.1 и статью 38.2 ЗК РФ к рассматриваемым в рамках настоящего дела правоотношениям и обязывая организатора торгов размещать извещение на официальном сайте Российской Федерации, антимонопольный орган устанавливает дополнительные требования, не предусмотренные законом для данных правоотношений, что является неправомерным.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили требования заявителя частично, признав пункты 1 и 2 решения антимонопольного органа недействительными в части признания организатора торгов - Палаты имущественных и земельных отношений нарушившей пункт 14 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустили при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 по делу N А65-14641/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применение закона по аналогии к правоотношениям возможно в том случае, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, если это не противоречит их существу.
Однако в данном случае, порядок проведения торгов определен статьей 38 ЗК РФ и Правилами организации и проведения торгов, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, судами сделан правильный вывод, что применяя по аналогии закона положения статью 38.1 и статью 38.2 ЗК РФ к рассматриваемым в рамках настоящего дела правоотношениям и обязывая организатора торгов размещать извещение на официальном сайте Российской Федерации, антимонопольный орган устанавливает дополнительные требования, не предусмотренные законом для данных правоотношений, что является неправомерным.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили требования заявителя частично, признав пункты 1 и 2 решения антимонопольного органа недействительными в части признания организатора торгов - Палаты имущественных и земельных отношений нарушившей пункт 14 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 февраля 2014 г. N Ф06-3158/13 по делу N А65-14641/2013