г. Казань |
|
17 февраля 2014 г. |
Дело N А55-13620/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Сиразиевой А.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Объедковой И.В., доверенность от 09.01.2014,
общества с ограниченной ответственностью "Радуга" - Козлова Д.А., доверенность от 03.02.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.09.2013 (судья Мальцев Н.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2013 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Драгоценнова И.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-13620/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Радуга" (ИНН 6311093182, ОГРН 1066311054787), г. Самара, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, об оспаривании решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Радуга" (далее - ООО "Радуга", общество) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство), оформленного извещением от 20.06.2013 N 27-04-01/8378, об отказе в проведении процедуры предоставления ООО "Радуга" в пользование акватории водного объекта в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования", и об обязании Министерства рассмотреть заявление ООО "Радуга" о заключении договора водопользования участком акватории водного объекта площадью 0,002782 кв. км, река Татьянка (подпор Саратовского водохранилища), в 1 км от устья у правого берега, с географическими координатами участка водопользования: т. 1 -53°09'00.17623" с.ш., 50°04'05.98245" в.д.; т. 2 - 53°08'59.99111" с.ш., 50°04'04.39793" в.д.; т. 3 - 53°09'01.83231" с.ш., 50°04'03.005б2" в.д.; т. 4 - 53°09'02.85258" с.ш., 50°04'03.02800" в.д.; т. 5 - 53°09'03.01313" с.ш., 50°04'04.61848" в.д.; т. 6 - 53°09'02.56084" с.ш., 50"04'04.37936" в.д. в порядке и сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.09.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2013, заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. Министерство ссылается, что в данном случае является обязательным проведение аукциона. Полагают, что действия Министерства по изданию извещения о проведении аукциона по заключению договора водопользования для заявленной цели и отказе в проведении процедуры предоставления акватории водного объекта без проведения соответствующего аукциона соответствуют требованиям действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные. Ссылается на то, что довод Министерства о необходимости проведения аукциона в связи с размещением сооружений на испрашиваемом водном объекте не основан на нормах действующего законодательства.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами обеих инстанций норм права, установила следующее.
Как следует из материалов дела, 24.05.2013 ООО "Радуга" обратилось в Министерство с заявлением по форме, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.04.2008 N 102 "Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование", о предоставлении в пользование вышеуказанного участка акватории водного объекта.
Согласно названному заявлению общество просило предоставить в пользование вышеуказанную акваторию с целью отстоя маломерных судов в совместное водопользование, с размещением на водном объекте дебаркадера и понтонов для причаливания и отстоя маломерных судов.
Извещением от 20.06.2013 N 27-04-01/8378 Министерство ответило обществу указав, что в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" право заключения договора водопользования должно быть приобретено на аукционе.
Посчитав, что данными действиями Министерство фактически отказало обществу в проведении процедуры заключения договора водопользования, ООО "Радуга" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 16 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ВК РФ.
Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
Порядок заключения договора водопользования (статья 16 ВК РФ) определен правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользовании" (далее - постановление Правительства РФ N 165).
Регламентом и постановлением Правительства РФ N 165 определено, что основанием для начала действия является поступление заявления о предоставлении водного объекта в пользование с прилагаемыми к заявлению документами.
Форма заявления, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.04.2008 N 102 "Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование", предполагает в качестве приложения документ о наличии права на земельный участок, прилегающий к испрашиваемой акватории (пункт 3.2.1.1. Регламента, пункты 4-6 постановления Правительства РФ N 165).
Согласно пункту 23 постановления Правительства Российской Федерации N 165 после рассмотрения документов о предоставлении в пользование акватории водного объекта при положительной оценке возможности ее использования для заявленной цели документы от иных претендентов на предоставление этой акватории водного объекта для указанной цели могут быть представлены в 30-дневный срок с даты размещения на официальном сайте в сети Интернет или опубликования в официальном печатном издании уполномоченного органа сообщения о приеме документов от иных претендентов.
Поступившие в течение этого срока документы рассматриваются в порядке, установленном настоящими Правилами.
В случае если имеется несколько претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, он подготавливается к заключению в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230.
Если документы от других претендентов не поступили, уполномоченный орган в течение 5 дней с даты окончания срока подачи документов оформляет договор водопользования с заявителем в соответствии с настоящими Правилами.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 договор подготавливается к заключению в случае если имеется несколько претендентов на его заключение.
В соответствии с пунктом 1 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230, настоящие Правила определяют порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.
Согласно пункту 2 названных правил предметом договора водопользования является использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Судами обеих инстанций установлено, что в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих необходимость разметки границ участка акватории водного объекта, о предоставлении в пользовании которого заявило общество.
Судами обеих инстанции сделан правильный вывод, что Министерство должно рассмотреть заявление общества о заключении договора водопользования в отношении заявленного участка акватории водного объекта в порядке и сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования". В случае если при подготовке договора водопользования в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, обнаружатся обстоятельства, свидетельствующие о том, что право на заключение договора водопользования должно быть приобретено на аукционе, соответствующий договор может быть заключен в порядке, предусмотренном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230.
Судебной коллегией апелляционной инстанции в постановлении дана подробная, обоснованная оценка доводам апелляционной жалобы, которые фактически повторяют доводы Министерства, изложенные в кассационной жалобе. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судебной коллегией кассационной инстанции неправильного применения судами норм материального права, а также нарушений в применении норм процессуального права не установлено.
Таким образом, судебная коллегия кассационной инстанции не находит, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2013 по делу N А55-13620/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230, настоящие Правила определяют порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.
...
Судами обеих инстанции сделан правильный вывод, что Министерство должно рассмотреть заявление общества о заключении договора водопользования в отношении заявленного участка акватории водного объекта в порядке и сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования". В случае если при подготовке договора водопользования в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, обнаружатся обстоятельства, свидетельствующие о том, что право на заключение договора водопользования должно быть приобретено на аукционе, соответствующий договор может быть заключен в порядке, предусмотренном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 февраля 2014 г. N Ф06-3301/13 по делу N А55-13620/2013