г. Казань |
|
28 февраля 2014 г. |
Дело N А12-12228/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Желаевой М.З., Сабирова М.М.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2013 (судья Буланков А.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Антонова О.И., Никитин А.Ю.)
по делу N А12-12228/2013
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русский союз автострахователей" (ОГРН 1123444004606) к Управлению транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН 1023402010697) о взыскании 14 809 руб., при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Мартынова Дениса Викторовича, муниципального бюджетного учреждения "Комбинат благоустройства" городского округа - город Волжский Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русский союз автострахователей" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Управлению транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Управление) о взыскании стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, расходов на оплату услуг эксперта и судебных расходов.
Исковое заявление мотивировано причинением ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП), которое произошло в результате наезда на выбоину, выбоина превышала предельно допустимые нормы, ответственность за содержание дорог несет Управление, размер ущерба определён независимым экспертом, Обществом право требования получено на основании договора цессии.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Арбитражным судом Волгоградской области привлечены: администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области, Мартынов Денис Викторович, муниципальное бюджетное учреждение "Комбинат благоустройства" городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Комбинат).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 исковые требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что Управление является лицом, ответственным за надлежащее содержание участка дороги, размер ущерба подтверждён надлежащими доказательствами, Комбинат является исполнителем муниципального задания, предъявленные ко взысканию услуги представителя являются соразмерными.
В кассационной жалобе Управление просит отменить названные судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель считает оспариваемые судебные акты подлежащими отмене в связи с несоответствием содержащихся в них выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, принятыми с нарушением норм права, полагая, что водителем не была выбрана безопасная скорость для обеспечения контроля за движением транспортного средства, ответственность за содержание и надлежащее состояние автодорог несет Комбинат, и указывает на чрезмерность расходов Общества на услуги представителя.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Судом установлено, 03.03.2013 на ул. Машиностроителей, 1в г. Волжский автомобиль Мерседес-Бенц-Е230 (государственный регистрационной номер С 460 ХХ 34), принадлежащий Мартынову Д.В., совершил наезд на выбоину в улично-дорожной сети, в результате чего произошло ДТП.
В соответствии с представленным в материалы дела административным материалам, составленным сотрудниками органов безопасности дорожного движения, повреждения автомобилем были получены в результате наезда на выбоину (1,0-м*0,8-м*0,12-м) в улично-дорожной сети г. Волжского, которая не была ограждена в установленном порядке.
В соответствии с результатами проведённой независимым оценщиком экспертизы, рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет 12 309 руб. с учетом износа. Стоимость услуг по оценке составила 2500 руб. Оплата расходов по экспертизе подтверждена первичными документами (чек-ордер от 12.03.2013).
Между Обществом и Мартыновым Д.В. 16.04.2013 заключен договор уступки права требования, в соответствии с условиями которого Общество приняло право требования денежных средств в размере 14 809 руб. из которых: 12 309 руб. - стоимость восстановительного ремонта, 2500 руб. - расходы на проведение независимой экспертизы.
Оставление Управлением претензии о возмещении ущерба без удовлетворения послужило основанием для обращения Общества в суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя требования по делу, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии с положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Основанием для удовлетворения требований о возмещении убытков является одновременная совокупность следующих фактов: наличие самого факта причинения вреда, противоправность, виновное поведение (в настоящем деле - бездействие) причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между поведением причинителя вреда и наступившим вредом.
Судебные инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о причинении ущерба в результате наезда автомобиля на дефект дорожного покрытия.
Факт наличия повреждения дорожного покрытия подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 03.03.2013, уполномоченным лицом ДПС ОРДПС ГИБДД Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Волжскому.
В соответствии с данным актом на участке ул. Машиностроителей, 1в выявлен недостаток в содержании дорог - выбоина в асфальто-дорожном покрытии размером 1,0-м*0,8-м*0,12-м.
Допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3.1.1 ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В силу пункта 3.1.2 ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине - 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Превышение размеров выбоины над предусмотренными ГОСТом показателями, наряду с выявленными на автомобиле повреждениями, произошедшими в результате наезда на выбоину, правомерно расценено судебными инстанциями как основание для причинения ущерба.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Судами обоснованно установлено отсутствие доказательств, подтверждающих содержание автомобильной дороги на спорном участке в соответствии с установленными нормами.
Признавая Управление ответственным за причинение ущерба, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий, в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения пункта 6 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривают, что дорожная деятельность - это деятельность, в том числе по содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в пределах компетенции отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Статьей 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как установлено судебными инстанциями, участок дороги, на котором произошло ДТП, является собственностью муниципального образования - городской округ город Волжский Волгоградской области, в связи с чем ответственность за ненадлежащее содержание дороги подлежит возложению на муниципальное образование.
Признавая в качестве надлежащего ответчика Управление, и отклоняя доводы о необходимости возложения ответственности на Комбинат, судебные инстанции обоснованно исходили из нижеследующего.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ Управление в рамках возмещения ущерба по настоящему делу представляет интересы муниципального образования, является распорядителем бюджетных средств муниципального образования. Правовой статус Управления установлен судебными инстанциями исходя из нормативных актов муниципального образования, размещённых в общем доступе в сети Интернет.
Положениями статьи 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Полномочия по содержанию улично-дорожной сети в соответствии с учредительными документами переданы Комбинату.
В то же время, судебные инстанции правомерно указали, что передача полномочий по содержанию улично-дорожной учреждению муниципального образования не освобождает само муниципальное образование как собственника имущества осуществлять полномочия, предусмотренные статьей 210 ГК РФ.
При данных обстоятельствах судебные инстанции правомерно удовлетворили исковые требования за счет Управления, как уполномоченного представителя собственника автомобильных дорог.
Доводы Управления о том, что повреждения причинены в результате не соблюдения скоростного режима водителем автомобиля, не могут служить основанием к отмене судебных актов и освобождению муниципального образования в лице Управления от ответственности.
В материалы дела отсутствуют доказательства превышения водителем автомобиля, наехавшего на выбоину, необходимого скоростного режима. Ограничения скорости на спорном участке автомобильной дороги судебными инстанциями не установлено, как не установлено наличие дорожных знаков, свидетельствующих о наличии неровностей дороги, которые могли бы свидетельствовать о непроявлении водителем автомобиля должной осмотрительности.
Доводам Управления о чрезмерности расходов на оплату услуг представителя дана надлежащая оценка судебными инстанциями.
При этом судами учтены средние расценки в регионе, рекомендации Совета адвокатской палаты Волгоградской области, доказанность понесенных затрат на представителя, доказанность материалами дела участия представителя при рассмотрении дела и разъяснения, содержащиеся в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 81 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Приведенные в жалобе заявителем аргументы свидетельствуют о несогласии с оценкой доказательств, данной судами и установленными этими судам фактическими обстоятельствами дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу N А12-12228/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
...
В соответствии со статьей 125 ГК РФ Управление в рамках возмещения ущерба по настоящему делу представляет интересы муниципального образования, является распорядителем бюджетных средств муниципального образования. Правовой статус Управления установлен судебными инстанциями исходя из нормативных актов муниципального образования, размещённых в общем доступе в сети Интернет.
Положениями статьи 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Полномочия по содержанию улично-дорожной сети в соответствии с учредительными документами переданы Комбинату.
В то же время, судебные инстанции правомерно указали, что передача полномочий по содержанию улично-дорожной учреждению муниципального образования не освобождает само муниципальное образование как собственника имущества осуществлять полномочия, предусмотренные статьей 210 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 февраля 2014 г. N Ф06-3020/13 по делу N А12-12228/2013