г. Казань |
|
27 февраля 2014 г. |
Дело N А12-4365/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
от прокуратуры Волгоградской области - Догадин С.В. служебное удостоверение N ТО 189509/1062
от закрытого акционерного общества "Ритуальное предприятие "Память" - Резвяков А.В. доверенность от 01.07.2013
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2013 (председательствующий судья Стрельникова Н.В., судьи Маслова И.И., Смагоринская Е.Б.)
по делу N А12-4365/2012
по заявлению заместителя прокурора Волгоградской области о признании нормативного правового акта администрации Волгограда недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
прокуратура Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующим пункта 1.2 постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 N 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела", Положения о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 N 833, пункта 1.1. Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 N 833 в части слов "определяемыми администрацией Волгограда в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации", а также пункта 4.6 данного Положения в части слов " и провести новый конкурс" как не соответствующих части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 2 статьи 25, статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 производство по апелляционной жалобе прокурора прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.01.2013 определение суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.01.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2012 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная инстанция признала ошибочным вывод суда о том, что оспоренные акты администрации города Волгограда не носят нормативный характер, указала на отсутствие правовых оснований для рассмотрения спора по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
При новом рассмотрении Арбитражный суд Волгоградской области определением от 24.05.2013 производство по делу прекратил.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа определение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.05.2013 отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе прокуратура просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность обжалованного решения суда первой инстанции, правильность применения судом норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва, пояснения представителей, участвующих в деле лиц, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Пунктом 1.1 постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 N 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде" утверждено Положение о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде, пунктом 1.2 данного постановления утверждено Положение о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде.
В силу положения пункта 1.1 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде специализированными службами являются хозяйствующие субъекты, определяемые администрацией Волгограда в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, оказывающие услуги населению Волгограда по погребению умерших (погибших).
Пунктом 4.6 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде предусмотрено, что в случае, если в течение трех месяцев специализированной службой не устраняются выявленные администрацией Волгограда нарушения действующего законодательства Российской Федерации и требования, установленные настоящим Положением, администрация Волгограда вправе лишить хозяйствующий субъект статуса специализированной службы и провести новый конкурс.
Полагая, что пункт 1.2 постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 N 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела", Положение о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденное постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 N 833, пункт 1.1. Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 N 833 в части слов "определяемыми администрацией Волгограда в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации", а также пункта 4.6 данного Положения в части слов " и провести новый конкурс" не соответствуют действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, прокурор в соответствии с частью 1 статьи 52, частью 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд исходил из отсутствия в Федеральном законе от 12.01.1996 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) о погребении и похоронном деле понятия специализированной службы, в связи с чем, по мнению суда, органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельного определения порядка создания таких служб, их организационно-правовой формы и формы собственности.
Данный вывод суда является ошибочным в связи со следующим.
Подпунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Аналогичное положение прописано в статье 25 Закона о погребении, в соответствии с которым организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Данная статья возлагает погребение и оказание услуг по погребению на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
Гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе, установлен статьей 9 Закона о погребении. Данные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В развитие указанных положений пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" предусматривает оказание специализированными службами по вопросам похоронного дела на безвозмездной основе услуг по погребению, гарантированных статьей 9 Закона о погребении, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Пунктом 2 приведенного Указа установлена, в том числе обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа.
Кроме того, названный Указ предписывает Генеральному прокурору Российской Федерации осуществлять строгий контроль за исполнением положений Закона о погребении, касающихся предоставления специализированными службами по вопросам похоронного дела безвозмездных услуг по погребению умерших.
Таким образом, институт специализированных служб, введенный вышеуказанными нормативными актами, установлен в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной в пределах размера социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета.
Анализ приведенных норм права в их системной взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что обязанность по организации муниципальных мест погребения и похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению - на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям и положения Закона о местном самоуправлении не предоставляют органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
Для признания незаконным нормативного правового акта в соответствии со статьей 192 АПК РФ требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушения данным нормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как обоснованно указывает прокуратура в кассационной жалобе, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству, нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, права неопределенного круга хозяйствующих субъектов, а также лиц (родственников умерших) на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, но неправильно применены нормы материального права, поэтому кассационная инстанция считает возможным принять новый судебный акт об удовлетворении требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2013
по делу N А12-4365/2012 отменить.
Кассационную жалобу прокуратуры Волгоградской области удовлетворить.
Признать пункт 1.2 постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 N 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде", Положение о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденное постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 N 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде", не соответствующими части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 2 статьи 25, статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Признать пункт 1.1 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 N 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде", в части слов "определяемыми администрацией Волгограда, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации", а также пункт 4.6 данного Положения, в части слов "и провести новый конкурс", не соответствующими части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 2 статьи 25, статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Органам местного самоуправления не предоставлено право самим определять порядок создания спецслужб по вопросам похоронного дела.
К такому выводу пришел суд округа и пояснил следующее.
По законодательству организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
При этом Закон о местном самоуправлении закрепляет, что подобные вопросы решаются населением и (или) данными органами.
Аналогичные правила содержит и Закон о погребении. Он возлагает погребение и оказание услуг по погребению на спецслужбы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
Институт таких спецслужб установлен в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной в пределах размера соцпособия на погребение за счет соответствующего бюджета.
При этом с учетом анализа приведенных норм можно сделать вывод о том, что обязанность по организации муниципальных мест погребения и похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению - на спецслужбы по вопросам похоронного дела, создаваемые данными органами.
Органы местного самоуправления не наделены правом присваивать статус спецслужбы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или ИП.
Кроме того, Закон о местном самоуправлении не предоставляет таким органам власти право делегировать сторонним юрлицам функции, которые должны выполнять организации, создаваемые органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2014 г. N Ф06-3368/13 по делу N А12-4365/2012
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3368/13
09.12.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4365/12
23.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6982/13
24.05.2013 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4365/12
17.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10744/12
09.01.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10831/12
30.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6192/12
27.06.2012 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5692/12
14.05.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4365/12