г. Казань |
|
28 февраля 2014 г. |
Дело N А55-18581/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
от Департамента - Игнатенко Т.В., доверенность от 27.12.2013,
от "Ярмарки Самары" - Заряев И.Г., доверенность от 14.01.2014,
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального предприятия городского округа Самара "Ярмарки Самары" и Департамента управления имуществом городского округа Самара на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Кузнецов В.В., Засыпкина Т.С.) по делу N А55-18581/2012,
по заявлению муниципального предприятия городского округа Самара "Ярмарки Самары", г. Самара (ОГРН 1036300667259) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третье лицо: Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие городского округа Самара "Ярмарки Самары" (далее - заявитель, МП г.о. Самара "Ярмарки Самары") обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росимущества по Самарской области) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения, выраженного в сообщении от 05.05.2012 г. N 01/025/2012-652.
Решением суда первой инстанции от 22.08.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.11.2012, заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации права хозяйственного ведения, выраженный в сообщении от 05.05.2012 г. N 01/025/2012-652. Суд обязал ответчика по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем проведения государственной регистрации права хозяйственного ведения МП г.о. Самара "Ярмарки Самары" на часть объекта дорожного хозяйства, указанного в заявлении от 22.03.2012.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.04.2013 решение Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2013 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации права хозяйственного ведения, выраженный в сообщении от 05.05.2012 N 01/025/2012-652. Суд обязал Управление Росреестра по Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 решение Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2013 отменено, в удовлетворении требований муниципального предприятия городского округа Самара "Ярмарки Самары" отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом суда апелляционной инстанции, муниципальное предприятие городского округа Самара "Ярмарки Самары" и Департамент управления имуществом городского округа Самара обратились с кассационными жалобами, в которых просят постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 отменить, решение Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2013 оставить в силе.
В судебном заседании представитель муниципального предприятия и Департамента поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в собственности муниципального образования - городской округа Самара находится объект недвижимого имущества - объект дорожного хозяйства - улица Сергея Лазо, протяженностью 1 394 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Управленческий, ул. Сергея Лазо, в границах от улицы Парижской Коммуны до Волжского шоссе, кадастровый номер 63:01:0000000:0:6209, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03.09.2009 сделана запись регистрации N 63-63-01/113/2009-006, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 03.09.2009 серии 63-АД N 198070.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 01.03.2012 N 445 "О закреплении на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием городского округа Самара "Ярмарки Самары" части объекта дорожного хозяйства" за заявителем закреплено на праве хозяйственного ведения часть объекта дорожного хозяйства, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Сергея Лазо, литера I (реестровый номер 00030Н), описание и схематический план которой указан в приложениях N 1, N 2 к настоящему приказу.
На основании указанного приказа 16.03.2012 между Департаментом управления имуществом городского округа Самара и МП г.о. Самара "Ярмарки Самары" было подписано дополнительное соглашение к договору от 23.12.1998 N 000009Х о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, согласно которому указанное выше муниципальное имущество включено в состав муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МП г.о. Самара "Ярмарки Самары". Приложением к данному дополнительному соглашению также являлось описание и схематический план спорной части сооружения.
22.03.2012 МП г.о. Самара "Ярмарки Самары" обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества - часть объекта дорожного хозяйства шириной 3 м, расположенного на расстоянии 13 м от дома N 15 по ул. Сергея Лазо, в 8,5 м от бордюрного камня ул. Сергея Лазо, в 1,5 м от бордюрного камня пер. Банковский, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, ул. Сергея Лазо, литера I.
Управление Росреестра по Самарской области сообщением от 05.05.2012 N 01/025/2012-652 отказало заявителю в государственной регистрации права хозяйственного ведения на указанный объект на основании абзацев 2, 4 и 10 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения муниципального предприятия городского округа Самара "Ярмарки Самары" в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что часть сооружения является самостоятельным объектом, которая может быть передана в хозяйственное ведение; заявителем были представлены документы, необходимые для идентификации спорного объекта; доказательств самостоятельного истребования у органа местного самоуправления документа, подтверждающие полномочия Крючкова А.С. как исполняющего обязанности руководителя Департамента на момент принятия приказа от 01.03.2012 N 445, материалы регистрационного дела не содержат.
При новом рассмотрении судом первой инстанции установлено, что предоставленная в хозяйственное ведение часть сооружения представляет собой часть тротуара, входящего в состав сооружения, которое планировалось использовать для организации объекта дорожной инфраструктуры - временного торгового павильона. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что статья 299 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит ограничения, запрета по передаче в хозяйственное ведение элементов обустройства автомобильных дорог, к которым отнесен тротуар, а потому передача части сооружения (функциональное назначение - части тротуара) в хозяйственное ведение МП г.о. Самара "Ярмарки Самары" для осуществления своих уставных задач не противоречит нормам действующего законодательства и не препятствует неограниченному кругу лиц пользоваться тротуаром на бесплатной основе.
Апелляционный суд, отменяя данное решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 1 ст. 17 Закона о регистрации определено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
Как следует из материалов дела, заявителем в качестве правоустанавливающего документы на государственную регистрацию был представлен приказ Департамента управления имуществом городского округа Самара от 01.03.2012 N 445 "О закреплении на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием городского округа Самара "Ярмарки Самары".
В соответствии с абзацами 2, 4, 10 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
На основании п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ муниципальные унитарные предприятия относятся к коммерческим организациям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Федеральный закон от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определяет в соответствии Гражданским кодексом РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах определяемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 294 ГК РФ).
Таким образом, исходя из определенного законодателем содержания права хозяйственного ведения на передаваемое собственником унитарному предприятию имущество, которое он должен использовать в соответствии с предметом и целями своей деятельности, извлекая из него прибыль, т.е. учитывая правовую природу указанного вещного права, объекты муниципальной собственности, предназначенные для пользования неограниченным кругом лиц на бесплатной основе, не могут быть предметом хозяйственного ведения унитарного предприятия.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно указал, что улица или ее часть, в том числе тротуар, используемые по соответствующему назначению неограниченным кругом лиц на бесплатной основе, не могут быть переданы на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию г.о.Самара "ЯрмаркиСамары".
Следовательно, управление обоснованно отказало в государственной регистрации права.
Положенные в основу кассационных жалоб доводы об обратном не опровергают правильности выводов, изложенных в постановлении суда апелляционной инстанции, им дана правильная оценка. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Ссылка заявителей на судебные акты, принятые арбитражными судами по другим делам как на подтверждение отсутствия единообразия судебной практики, отклоняются, т.к. они принимались по обстоятельствам, не являющимися тождественными по настоящему спору.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 по настоящему делу отсутствуют, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 по делу N А55-18581/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф.Фатхутдинова |
Судьи |
С.Ю.Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах определяемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 294 ГК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 февраля 2014 г. N Ф06-3393/13 по делу N А55-18581/2012
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3393/13
30.10.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17493/13
15.07.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18581/12
10.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1789/13
27.11.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12852/12
22.08.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18581/12
14.06.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-18581/12