г. Казань |
|
03 марта 2014 г. |
Дело N А55-10467/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
при участии представителей:
заявителя - Татаренкова Р.В. (доверенность от 02.12.2013),
заинтересованного лица - Екатеринина И.И. (доверенность от 26.12.2013 N 363),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Светличнова Александра Владимировича
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-10467/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Светличнова Александра Владимировича, г. Самара (ОГРНИП 310631204700072) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Светличнов Александр Владимирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область г. Самара, Промышленный район, пр. Кирова, 302, площадью 78,70 кв. м, кадастровый номер 63:01:0715003:33, содержащегося в сообщении от 27.02.2013 N 12-1/0086/13, и об обязании устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем совершения действий, предусмотренных Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок) по заявлению предпринимателя от 15.01.2013, необходимых для принятия решения о проведении аукциона по продаже вышеназванного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 решение арбитражного суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит постановление апелляционного суда от 05.12.2013 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 10.09.2013, мотивируя неправильным применением апелляционным судом норм материального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании 20.02.2014 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 13 ч. 50 мин. 27.02.2014. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федерального арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции находит постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15.01.2013 предприниматель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, занимаемого принадлежащем ему временным магазином, расположенным по адресу: Самарская область г. Самара, Промышленный район, пр. Кирова, 302, площадью 78,70 кв.м., кадастровый номер 63:01:0715003:33, приложив кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка.
Сообщением от 27.02.2013 N 12-1/0086/13 Министерство отказало предпринимателю в предоставлении в собственность земельного участка, ссылаясь на то, что в случае продажи земельного участка, находящегося в аренде, бюджет Самарской области будет лишен источника формирования в виде арендных платежей и, с учетом статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Министерство не усматривает целесообразность предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность.
Ссылаясь на то, что в соответствии с установленным Порядком при подаче заявления о выкупе земельного участка предприниматель имел право на участие в торгах с аукциона, организованным Министерством, в связи с чем отказ Министерства в предоставлении земельного участка в собственность противоречит закону и нарушает права предпринимателя в сфере экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка проведены, кадастровый паспорт вместе с заявлением был предоставлен предпринимателем в Министерство 15.01.2013, в связи с чем в соответствии с пунктами 2.11-2.12 Порядка Министерство обязано было провести оценку земельного участка, принять решение о проведении торгов в форме аукциона, известить об этом заявителя и передать соответствующие документы в главное управление организации торгов Самарской области для проведения аукциона.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что абзацем 6 пункта 3.1 Порядка в редакции, действующей с 01.07.2012 (то есть на момент обращения и принятия оспариваемого отказа), не предусматривалась возможность предоставления земельных участков под временным (некапитальным) объектом в собственность, а позволяла предпринимателю приобретение земельного участка только в аренду.
Данные выводы суда апелляционной инстанции судебная коллегия находит несоответствующими нормам материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, в разделе 2 которого установлен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2.12. указанного Порядка в недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, Министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области, осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, действующего с 01.07.2012, Положения пунктов 2.11 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Пункт 3.1 Порядка до внесения в него изменений постановлением Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, предусматривал возможность предоставления земельных участков в собственность под временные объекты без проведения торгов.
Таким образом, положения статьи 3.1 в новой редакции предусматривают предоставление земельного участка для использования под временный (некапитальный) объект без проведения торгов в аренду, что не исключает предоставление земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов (пункты 2.11-.2.13 Порядка).
Между тем, предприниматель обратился с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность 15.01.2013, когда уже в пункт 3.1 Порядка были внесены изменения постановлением Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, в связи с чем как на момент подачи заявления, так и на момент принятия оспариваемого отказа, действующий нормативный акт предусматривал возможность предоставления земельных участков под временными объектами на территории городского округа Самара в собственность путем проведения торгов.
Судом первой инстанции при разрешении спора признан неправомерным отказ Министерства со ссылкой на не целесообразность предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего. Ни вышеназванный Порядок предоставления земельных участков, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность и лишение источника формирования бюджета в виде арендных платежей.
Судом первой инстанции также установлено, что Министерством не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и другие обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации Министерством основанием для отказа в его выкупе.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Министерство обязано было по заявлению предпринимателя принять решение по проведению торгов в форме аукциона, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имелось.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 по делу N А55-10467/2013 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2013 по данному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции при разрешении спора признан неправомерным отказ Министерства со ссылкой на не целесообразность предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего. Ни вышеназванный Порядок предоставления земельных участков, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность и лишение источника формирования бюджета в виде арендных платежей.
Судом первой инстанции также установлено, что Министерством не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и другие обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации Министерством основанием для отказа в его выкупе."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 марта 2014 г. N Ф06-2976/13 по делу N А55-10467/2013