г. Казань |
|
04 марта 2014 г. |
Дело N А57-3661/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
индивидуального предпринимателя Федотовой Валентины Ивановны - Истомина А.С., доверенность от 17.12.2013 N 2,
администрации муниципального образования "Город Саратов" - Степанова А.А., доверенность от 22.01.2014 N 01-03/20,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Федотовой Валентины Ивановны (ИНН 645400386141), г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2013 (председательствующий судья Лескина Т.А., судьи Огнищева Ю.П., Пузина Е.В.)
по делу N А57-3661/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Федотовой Валентины Ивановны о признании недействующим приложения N 1 (карта градостроительного зонирования) к решению Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 в части, с участием заинтересованных лиц: Саратовской городской Думы, администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по управлению имуществом города Саратова, Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов",
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась индивидуальный предприниматель Федотова Валентина Ивановна (далее - ИП Федотова В.И., предприниматель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействующим Приложения N 1 "Карта градостроительного зонирования" к решению Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:040728:140 и 64:48:040728:27 к зоне ОП - территории общего пользования как несоответствующее статьям 36, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 11, 12 статьи 1, статьям 34, 41, 42, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2013 в удовлетворении требований ИП Федотовой В.И. отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратилась с кассационной жалобой, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом первой инстанции не учтено, что нахождение земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:040728:27 и 64:48:040728:140 в территориальной зоне ОП влечет за собой невозможность заключения нового договора аренды либо выкупа земельного участка в собственность и получения разрешения на строительство, что указывает на существенное нарушение прав ИП Федотовой В.И.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм права, установила следующее.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением мэра города Саратова от 12.04.2000 N 220-143 ИП Федотовой В.И. предоставлен в аренду сроком на десять лет земельный участок площадью 650 кв. м., расположенный по адресу: г. Саратов, ул. 1-я Зеленогорская, 2\1 в Ленинском районе, для проектирования и строительства мини-магазина и склада.
На основании указанного постановления 21.04.2000 заключен договор аренды 1272 на вышеуказанный земельный участок.
Здание магазина и склада, расположенные на земельном участке, принадлежат Федотовой В.И. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.12.2004 серии 64 АА N 908848.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 14.11.2008 N Т-8229-р утвержден акт о выборе земельного участка для строительства и предварительно согласовано Федотовой В.И. место размещения автомойки на земельном участке по адресу: г. Саратов, ул. Зеленогорская, 2\1, площадью 260 кв. м. в границах, указанных в проекте границ земельного участка.
Проект границ земельного участка площадью 260 кв. м. был утвержден Администрацией города Саратова в 2007 году.
01 декабря 2008 года земельный участок был поставлен на кадастровый учет.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 30.12.2008 N Т-10733-р Федотовой В.И. предоставлен в аренду сроком на сорок девять лет земельный участок площадью 260 кв. м. с кадастровым номером 64:48:040728:140, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Зеленогорская, 2\1.
На основании данного распоряжения заключен договор аренды земельного участка от 04.02.2009 N 41, сделка прошла государственную регистрацию.
Решением Саратовской городской думы от 29.04.2008 N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
Оспариваемым Приложением N 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования является "Карта градостроительного зонирования".
Согласно представленным в материалах дела фрагментам карты градостроительного зонирования земельные участки, принадлежащие на праве аренды заявителю, отнесены к зоне ОП - территории общего пользования.
Посчитав, что данный нормативный акт, нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Федотова В.И. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что права и экономические интересы заявителя оспариваемым нормативным актом не нарушаются.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правомерным, основанным на обстоятельствах дела.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Руководствуясь нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе статьями 32-33, регламентирующими проведение публичных слушаний, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" принято в соответствии с компетенцией и полномочиями органов власти, с соблюдением установленных требований в части содержания и состава нормативного акта, с соблюдением требований в части проведения публичных слушаний по проекту.
В тоже время в подтверждении данных выводов суд сослался на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31.07.2012, принятому по делу N А57-8029/2011, которым также не установлено нарушений требований к форме решения Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", порядку его принятия и введения в действие, а также проверены полномочия органа его издавшего.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Судом первой инстанции установлено, что согласно Карте (схеме) городских магистралей и транспорта, являющейся Приложением N 15 к Генеральному плану муниципального образования "Город Саратов", утвержденному решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-240 (в редакции решения от 11.10.2012 г. N 18-216) указанная территория общего пользования является дорогой - магистралью районного значения.
Следовательно, Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" в оспариваемой части приняты в полном соответствии с Генеральным планом муниципального образования "Город Саратов".
В тоже время судом первой инстанции установлено, что распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 30.12.2008 N Т-10733-р о предоставлении ИП Федотовой В.И. в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка с кадастровым номером 64:48:0407286140, для строительства объекта бытового обслуживания (автомойки), издано после вступления в законную силу решения Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", в том числе в части отнесения спорных земельных участков к зоне ОП -территории общего пользования.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, в соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.06.203 N 136/13, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектов.
Следовательно, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии нарушений прав и интересов предпринимателя оспариваемым нормативным актом, в связи с тем, что допускается использование земельного участка и объекта капитального строительства, расположенных в зоне ОП - территории общего пользования, имевшее место до изменения.
Судом также правомерно отмечено, что оспариваемое Приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки является картой градостроительного зонирования, которая не содержит никаких ограничений на выдачу предпринимателю разрешения на строительство или приобретения прав на земельные участки.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы заявления, которым судебной коллегией первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение прав предпринимателя оспариваемым нормативным актом, судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводом судов об отсутствии оснований для признания его недействующим.
Учитывая вышеизложенное, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения судебная коллегия кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2013 по делу N А57-3661/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, в соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.06.203 N 136/13, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 марта 2014 г. N Ф06-3218/13 по делу N А57-3661/2013