г. Казань |
|
06 марта 2014 г. |
Дело N А06-2840/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
заявителя - Фадеевой А.В., доверенность от 16.12.2013,
ответчика - Коледихиной Ю.А., доверенность от 09.01.2014 N 17, Адямовой Г.У., доверенность от 17.02.2014 N 27,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.08.2013 (судья Шарипов Ю.Р.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А06-2840/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Земельный гео-информационный центр", г. Астрахань (ИНН 3016044560, ОГРН 1053000601279) к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, г. Астрахань (ИНН 3015067349, ОГРН 1043000718200) о признании незаконным предписания от 15.02.2013 N 01-13,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Земельный гео-информационный центр" (далее - ООО "ЗГИЦ", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просило признать недействительными акт проверки от 15.02.2013 N 1 и предписание об устранении нарушений законодательства в области геодезии и картографии от 15.02.2013 N 01-13, вынесенные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30.08.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 04.03.2014 до 13 часов 50 минут 06.03.2014, о чем сделано публичное извещение, размещенное на сайтах Федерального арбитражного суда Поволжского округа и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет".
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, в соответствии с распоряжением Управления от 01.02.2013 N 1, в период с 11.02.2013 по 15.02.2013 проведена плановая проверка соблюдения ООО "ЗГИЦ" порядка выполнения геодезических и картографических работ в соответствии с нормативно-правовыми актами по вопросам геодезической и картографической деятельности.
По результатам проверки составлен акт проверки от 15.02.2013 N 1, на основании которого в адрес общества внесено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области геодезии и картографии от 15.02.2013 по делу N 01-13.
Предписанием вменено в обязанность общества устранить допущенные нарушения:
1. все геодезические работы выполнять с использованием материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда;
2. при подготовке межевого плана использовать картографические материалы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства;
3. предоставить сведения о состоянии используемых ООО "ЗГИЦ" пунктов государственной геодезической сети;
4. все геодезические работы выполнять в соответствии с техническими требованиями к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (далее - Федеральный закон от 26.12.1995 N 209-ФЗ).
ООО "ЗГИЦ" не согласилось с результатами проверки и с вынесенным предписанием и оспорило акт проверки и предписание в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал оспариваемые акт проверки и предписание незаконными. При этом суд руководствовался Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), Федеральным законом от 26.12.1995 N 209-ФЗ.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решения и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Для признания незаконными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного земельного контроля.
Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Таким образом, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с нарушением установленных данным Законом требований, подлежат отмене судом на основании заявления проверяемого лица. Поскольку результаты проверки в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, оформляются актом по установленной форме, заявленное требование о признании недействительным акта проверки по основаниям нарушения при проведении проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, соответствует закону и подлежит рассмотрению по существу.
При этом, поскольку статья 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ устанавливает правовые последствия грубых нарушений требований закона при проведении проверки в виде отсутствия доказательственной силы результатов такой проверки, данное обстоятельство имеет существенное значение для рассмотрения требования о признании недействительным предписания надзорного органа, вынесенного по результатам проверки.
Аналогичный вывод следует из постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2012 по делу N А12-14969/2011, в передаче в Президиум которого отказано определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2012 N ВАС-10428/12.
Таким образом, суды обоснованно отклонили доводы Управления о том, что акт проверки от 15.02.2013 N 1 не может быть признан недействительным, поскольку в соответствии с главой 24 АПК РФ не является документом подлежащим обжалованию.
Оспаривая результаты проверки, ООО "ЗГИЦ" сослалось на нарушение процедуры проведения проверки, а также на то, что требования управления не соответствуют действующему законодательству, поскольку общество не является субъектом геодезической деятельности.
Арбитражный суд Астраханской области отклонил доводы общества о нарушении Управлением процедуры поведения проверки, поскольку проверка проведена 04.02.2013 на основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год, утвержденного Управлением Росреестра по Астраханской области от 29.10.2012 N П/240, распоряжения от 01.02.2013 N 1 о проведении проверки в отношении ООО "ЗГИЦ".
Задачами проверки являются контроль за соблюдением порядка выполнения геодезических и картографических работ в соответствии с нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами по вопросам геодезической и картографической деятельности, а одним из предметов проверки - соблюдение обществом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
05.02.2013 директор ООО "ЗГИЦ" Устюгова Р.Г. получила уведомление о проведении проверки соблюдения законодательства РФ в области геодезии и картографии с копией распоряжения от 04.02.2013, о чем на уведомлении имеется собственноручная запись Устюговой Р.Г., что свидетельствует об обеспечении ей права на участие в проведении проверки.
Как определено в статье 1 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ, под геодезической и картографической деятельностью следует понимать научную, техническую, производственную и управленческую деятельность в области геодезии и картографии. При этом геодезией и картографией признается область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по определению фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени, а также по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения.
Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ должностные лица федерального государственного надзора в области геодезии и картографии вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений порядка организации и выполнения геодезических и картографических работ субъектам геодезической и картографической деятельности.
Оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды установили, что в материалах дела отсутствуют доказательства выполнения ООО "ЗГИЦ" геодезической деятельности, межевые планы, представленные в материалы дела и явившиеся предметом проверки, относятся к результатам деятельности кадастровых инженеров Бусовой Д.Е., Тлегеновой O.K., Шароновой Н.А., в связи с чем ООО "ЗГИЦ" не является субъектом геодезической деятельности.
Суды отклонили доводы Управления о правомерности вынесенного предписания в отношении ООО "ЗГИЦ" и его ссылку на то, что кадастровые инженеры осуществляют свою деятельность по трудовому договору с коммерческой организацией, а общество обязано контролировать соблюдение норм законодательства Российской Федерации в области геодезии и картографии, в том числе деятельность кадастрового инженера, обоснованно руководствуясь положениями статьи 44 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ согласно которому с 01.01.2011 субъектом кадастровых отношений является только кадастровый инженер.
Суд указал, что согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом, являющимся коммерческой организацией, в качестве работника такого юридического лица. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер - работник такого юридического лица.
Обязанности организации, в составе которой осуществляет кадастровую деятельность кадастровый инженер, предусмотрены частью 2 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, согласно которому юридическое лицо обязано:
иметь в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность;
обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц при выполнении соответствующих кадастровых работ.
Иных обязанностей юридического лица, в котором осуществляет кадастровую деятельность кадастровый инженер, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Суд на основе оценки представленных в материалы дела доказательств, в том числе, схемы взаимодействия кадастрового инженера, работника ООО "ЗГИЦ" с работодателем установил, что деятельность ООО "ЗГИЦ" носит организационный характер.
Контроль за деятельностью кадастровых инженеров в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ осуществляется квалификационной комиссией, выдавшей кадастровому инженеру квалификационный аттестат на право осуществления кадастровой деятельности.
Кроме того, в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях контроль за деятельностью субъектов кадастровых отношений возложен также на органы государственного геодезического надзора и прокуратуры.
Поскольку ООО "ЗГИЦ" не является субъектом геодезической деятельности, суды обоснованно признали акт проверки и вынесенное на его основании предписание недействительными.
Таким образом, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии Управления с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.08.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу N А06-2840/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд указал, что согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом, являющимся коммерческой организацией, в качестве работника такого юридического лица. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер - работник такого юридического лица.
Обязанности организации, в составе которой осуществляет кадастровую деятельность кадастровый инженер, предусмотрены частью 2 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, согласно которому юридическое лицо обязано:
...
Контроль за деятельностью кадастровых инженеров в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ осуществляется квалификационной комиссией, выдавшей кадастровому инженеру квалификационный аттестат на право осуществления кадастровой деятельности.
Кроме того, в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях контроль за деятельностью субъектов кадастровых отношений возложен также на органы государственного геодезического надзора и прокуратуры."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 марта 2014 г. N Ф06-3488/13 по делу N А06-2840/2013
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3488/13
20.11.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9199/13
30.08.2013 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2840/13
27.05.2013 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2840/13