Наше предприятие занимается оптовой реализацией товаров. Внутри своего здания мы разместили образцы имеющегося товара для ознакомления постоянных покупателей с имеющимся ассортиментом.
Просим дать разъяснение, должны ли мы уплачивать налог на рекламу в данном случае, и если должны, то есть ли методика расчета уплаты данного налога?
Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц с целью формирования интереса к ним и способствования их реализации (ст.2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе").
В рассматриваемой ситуации, как следует из вопроса, демонстрационный зал, где представлен ассортимент предлагаемых товаров, предназначен не для широкого круга лиц, а лишь для постоянных покупателей. Поэтому если доступ к представленной информации ограничен, то, по нашему мнению, расходы, связанные с оформлением демонстрационного зала, нельзя отнести к рекламным расходам.
Если же в действительности образцы товаров доступны для ознакомления всем потенциальным покупателям, то расходы по оформлению соответствующего помещения будут рассматриваться как рекламные.
Объектом обложения налогом на рекламу является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг) (п.2 Письма ВС РФ от 4 июня 1992 г. N 5.1/693, МФ РФ от 2 июня 1992 г. N 04-05-20, ГНС РФ от 2 июня 1992 г. N ИЛ-6-04/176). Поскольку налог на рекламу относится к числу местных налогов, то Порядок его исчисления и уплаты регулируется законодательством местных органов власти.
По общим правилам расходы на рекламу - это расходы организации по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.
К расходам организации на рекламу относятся в том числе расходы на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, а также расходы на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах (п.2 Письма МФ РФ "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями...", утв. Приказом МФ РФ от 15.03.2000 N 26н).
Таким образом, у предприятия, осуществляющего рекламу своего товара путем размещения его образцов в занимаемом помещении для ознакомления покупателей, возникает объект для начисления налога на рекламу.
На наш взгляд, дата возникновения обязанности по начислению этого налога тесно связана с моментом списания расходов на рекламу (покупной стоимости товаров) на издержки обращения (п.2 "у" Положения о составе затрат, утв. постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552, п.2.11 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, утв. Комитетом РФ по торговле 20 апреля 1995 г. N 1-550/32-2).
Если предприятие списывает стоимость товаров на издержки обращения и производства по мере их передачи для оформления торгового (выставочного) зала, то датой возникновения обязанности по начислению налога на рекламу считается дата признания стоимости товаров затратами на рекламу.
Если предприятие учитывает товары, использованные как образцы, на отдельном субсчете, например как "Товары, переданные для оформления", и в дальнейшем они подвергаются уценке и последующей реализации, то затратами на рекламу будут считаться только расходы на уценку товаров, что соответствует п.2 Письма МФ РФ N 26н.
При любом из допустимых вариантов списания рекламных затрат принятое предприятием решение по формированию рекламных расходов должно быть оформлено организационно-распорядительной документацией организации или отражено в ее учетной политике.
М. Бойкова,
эксперт "АКДИ ЭЖ"
1 августа 2001 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 37, август 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.