г. Казань |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А57-10971/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.09.2013 (судья Пузина Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу N А57-10971/2013
по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице Саратовского филиала, г. Саратов, к государственному учреждению - Саратовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Саратов, о признании недействительными решений от 29.03.2013 N 24, от 29.03.2013 N 26; об обязании возвратить из бюджета уплаченные денежные средства недоимки, пени, штрафа в сумме 9880 рублей 33 копеек; о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице Саратовского филиала, г. Саратов, (далее - ОАО "Ростелеком", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, Учреждение) от 29.03.2013 N 24 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и от 29.03.2013 N 26 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; об обязании Учреждения возвратить ОАО "Ростелеком" из бюджета уплаченные денежные средства недоимки, пени, штрафа в сумме 9880 рублей 33 копеек; о взыскании с Учреждения в пользу заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.09.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Фонд социального страхования с принятыми по делу судебными актами не согласился, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. При этом Учреждение полагает, что судами при неполном выяснении всех существенных обстоятельств по делу неправильно применены нормы материального права, поскольку ими сделан неверный вывод о том, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда. По мнению Фонда социального страхования, судебные инстанции неправильно применили подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и неверно сделали вывод о том, что выплаты среднего заработка за предоставленные дополнительные дни отдыха по уходу за ребенком-инвалидом относятся к компенсационным выплатам, связанным с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в связи с чем на них не должны начисляться страховые взносы. Как считает Учреждение, не начисление указанных страховых взносов может привести к ущемлению прав работающих граждан, имеющих детей-инвалидов, ухудшению их материального положения при назначении пособий по временной нетрудоспособности.
В возражениях на кассационную жалобу ОАО "Ростелеком" не согласилось с доводами Учреждения по основаниям, отраженным в тексте обжалованных судебных актов.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Учреждением проведена проверка ОАО "Ростелеком" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования.
В ходе проверки выявлены нарушения в части исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2011 и 2012 годах, а именно не начислены страховые взносы на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами на сумму 256 891 рубля 41 копейки.
По результатам проверки Учреждением составлен акт от 22.02.2013 N 36 и вынесено решение от 29.03.2013 N 24 о привлечении общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 1540 рублей 48 копеек и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 7702 рублей 40 копеек.
Фондом социального страхования проведена проверка заявителя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В ходе проверки выявлены нарушения в части исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2011 и 2012 годах, а именно не начислены страховые взносы на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами на сумму 256 891 рубля 41 копейки.
По результатам проверки Учреждением составлен акт от 22.02.2013 N 36н/с и вынесено решение от 29.03.2013 N 26 о привлечении общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в размере 106 рублей 24 копеек и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 531 рубля 21 копейки.
Не согласившись с вышеуказанными решениями Фонда социального страхования, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Судебные инстанции удовлетворили заявленные требования ввиду следующего.
Объектом обложения страховыми взносами в силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Статьей 20.2 Закона N 125-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в том числе все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Суды, разрешая спор, пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, что соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, в той части, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами, что исключает и начисление недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа.
При данных обстоятельствах оспариваемые решения Фонда социального страхования правомерно признаны судами недействительными, как не соответствующие закону и нарушающие права заявителя.
В порядке восстановления нарушенных прав суды правомерно обязали Фонд социального страхования возвратить ОАО "Ростелеком" из бюджета уплаченные денежные средства в сумме 9880 рублей 33 копеек.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 2000 рублей, оплаченной заявителем при подаче заявления в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, также правомерно взысканы судом с Учреждения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.09.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 по делу N А57-10971/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, разрешая спор, пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, что соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, в той части, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами, что исключает и начисление недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 марта 2014 г. N Ф06-4109/13 по делу N А57-10971/2013