г. Казань |
|
27 марта 2014 г. |
Дело N А12-12817/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Гариповой Ф.Г.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Нефтетранспроект"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.07.2013 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А, Веряскина С.Г.)
по делу N А12-12817/2013
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596), третьи лица: Чулкова Ирина Павловна, общество с ограниченной ответственностью "Единая служба сервиса", закрытое акционерное общество "Нефтетранспроект", Бондарев Александр Владимирович, о признании решения и предписания недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - заявитель, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными и несоответствующими статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 78 Федерального закона от 25.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных общества", пунктам 24, 25, 121 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67, решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области, антимонопольный орган, ответчик) от 15.05.2013 по делу N 13-01-18.1-03/200.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Чулкова Ирина Павловна, общество с ограниченной ответственностью "Единая служба сервиса", закрытое акционерное общество "Нефтетранспроект" (далее - ЗАО "Нефтетранспроект", общество), Бондарев Александр Владимирович.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.07.2013 заявленные требования Территориального управления удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.07.2013 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные акты, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
До судебного заседания от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя заявителя.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия сторон.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Нефтетранспроект" обратилось в УФАС по Волгоградской области с жалобой на действия Территориального управления при проведении открытого аукциона на право заключения договора о передаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в казне Российской Федерации (извещение N 090413/0045599/01 размещено 09.04.2013 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов).
Решением УФАС по Волгоградской области от 15.05.2013 по делу N 13-01-18.1-03/200 жалоба ЗАО "Нефтетранспроект" признана обоснованной.
Антимонопольный орган признал факт нарушения Территориальным управлением порядка проведения аукциона на право заключения договора о передаче в аренду недвижимого имущества, выразившегося в отклонении заявки ЗАО "Нефтетранспроект" и несоблюдения пункта 25 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила проведения конкурсов от 10.02.2010 N 67).
Территориальному управлению выдано предписание об отмене Протокола от 30.04.2013 N 1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе и Протокола от 06.05.2013 N 1 на право заключения договора аренды недвижимого имущества, находящегося в казне Российской Федерации, в срок до 22.05.2013.
Не согласившись с решением и предписанием УФАС по Волгоградской области, Территориальное управление обратилось в суд первой инстанции с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
Материалами дела установлено, что распоряжением Территориального управления от 08.04.2013 N 255-р утверждена аукционная комиссия для проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества, являющегося государственной казной Российской Федерации - административного здания общей площадью 531,8 кв.м. (с забором общей площадью 23,34 м. и воротами), расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. им. Огарева, 5, для административно-управленческой деятельности. Указанным распоряжением также утверждена аукционная документация для проведения открытого конкурса.
Территориальным управлением принято распоряжение от 08.04.2013 N 256-р "О проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды недвижимого имущества, находящегося в Государственной казне Российской Федерации"; обязательства по проведению открытого аукциона возложены на комиссию по проведению открытого аукциона.
В срок, указанный в извещении о проведении открытого аукциона в Территориальное управление поступило четыре заявки от физических и юридических лиц на участие в открытом аукционе, в том числе, и заявка ЗАО "Нефтетранспроект".
По итогам рассмотрения заявок аукционной комиссией Территориального управления 30.04.2013 составлен Протокол N 1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, согласно которому ЗАО "Нефтетранспроект" не было допущено к участию в открытом аукционе в связи с отсутствием решения об одобрении или о совершении крупной сделки в соответствии с учредительными документами.
Общество в кассационной жалобе указывает, что данная сделка не является крупной.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ) крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к числу объектов гражданских прав среди прочего имущества отнесены и деньги.
Таким образом, учитывая, что во встречное исполнение обязательства по потенциально заключаемому договору аренды ЗАО "Нефтетранспроект" должно передать имущество в виде денежных средств, такая сделка должна рассматриваться в рамках абзаца 1 части 1 статьи 78 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ. Пунктами 6.5.15, 7.2.17 Устава ЗАО "Нефтетранспроект" установлена компетенция общего собрания акционеров и Совета директоров Общества об одобрении крупных сделок.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с имеющимися в деле доказательствами (справкой о стоимости арендной платы за весь период аренды, составленной по данным бухгалтерского баланса) балансовая стоимость активов составляла 5253 рублей. Стоимость арендной платы за весь период аренды (10 лет) по оспариваемой сделке - договору аренды составляет 3 403 930 рублей, что по расчету составило 64,8% стоимости активов.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, о том, что сделка аренды федерального имущества является крупной.
Согласно подпункту "д" пункта 121 Правил проведения конкурсов от 10.02.2010 N 67, с подпунктом "д" пункта 7.2 аукционной документации заявка на участие среди прочих документов должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для заявителя заключение договора, внесение задатка или обеспечение исполнения является крупной сделкой.
В соответствии с пунктом 24 Правил проведения конкурсов от 10.02.2010 N 67 заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе, в том числе, и в случае непредставления документов, определенных пунктом 121 названных Правил.
Требования к оформлению документов были четко определены организатором торгов. Суды правомерно указали, что ЗАО "Нефтетранспроект" не воспользовалось своим правом, предусмотренным Правилами проведения конкурсов от 10.02.2010 N 67, затребовать у организатора аукциона разъяснения положений аукционной документации.
ЗАО "Нефтетранспроект" не проявило необходимую степень заботы и внимательности при подготовке документов для заявки об участии в аукционе, в связи с чем, организатор торгов был лишен возможности сделать вывод о необходимости одобрения предстоящей сделки общим собранием Общества.
Как обоснованно указали суды, принимая решение об отказе ЗАО "Нефтетранспроект" в допуске к участию в аукционе, Территориальное управление действовало в рамках предоставленных полномочий, заключение договора с таким участником могло повлечь неблагоприятные последствия в виде возможного оспаривания сделки, как со стороны иных участников аукциона, так и со стороны акционеров ЗАО "Нефтетранспроект".
С учётом вышеизложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования, признав решение и предписание УФАС по Волгоградской области от 15.05.2013 по делу N 13-01-18.1-03/200 не соответствующими статье 128 ГК РФ, статье 78 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ, пунктам 24, 25, 121 Правил проведения конкурсов от 10.02.2010 N 67.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.07.2013, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 по делу N А12-12817/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к числу объектов гражданских прав среди прочего имущества отнесены и деньги.
Таким образом, учитывая, что во встречное исполнение обязательства по потенциально заключаемому договору аренды ЗАО "Нефтетранспроект" должно передать имущество в виде денежных средств, такая сделка должна рассматриваться в рамках абзаца 1 части 1 статьи 78 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ. Пунктами 6.5.15, 7.2.17 Устава ЗАО "Нефтетранспроект" установлена компетенция общего собрания акционеров и Совета директоров Общества об одобрении крупных сделок.
...
Как обоснованно указали суды, принимая решение об отказе ЗАО "Нефтетранспроект" в допуске к участию в аукционе, Территориальное управление действовало в рамках предоставленных полномочий, заключение договора с таким участником могло повлечь неблагоприятные последствия в виде возможного оспаривания сделки, как со стороны иных участников аукциона, так и со стороны акционеров ЗАО "Нефтетранспроект".
С учётом вышеизложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования, признав решение и предписание УФАС по Волгоградской области от 15.05.2013 по делу N 13-01-18.1-03/200 не соответствующими статье 128 ГК РФ, статье 78 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ, пунктам 24, 25, 121 Правил проведения конкурсов от 10.02.2010 N 67."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 марта 2014 г. N Ф06-4333/13 по делу N А12-12817/2013