г. Казань |
|
28 апреля 2014 г. |
Дело N А06-4757/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А06-4757/2013
по заявлению открытого акционерного общества КБ "Восточный" в лице Южного филиала, г. Ростов-на-Дону, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, г. Астрахань, о признании незаконным требования о предоставлении ОАО КБ "Восточный" информации относящейся к банковской тайне, выраженное в письме от 17.06.2013 N 05/5532,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество КБ "Восточный" в лице Южного филиала (далее - общество, Банк, заявитель, ОАО КБ "Восточный") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС по Астраханской области, антимонопольный орган) о предоставлении ОАО КБ "Восточный" информации, относящейся к банковской тайне, выраженного в письме от 17.06.2013 N 05/5532.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 12.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 решение Арбитражного суда Астраханской области от 12.09.2013 отменено, требование УФАС по Астраханской области о предоставлении ОАО КБ "Восточный" информации относящейся к банковской тайне, выраженное в письме от 17.06.2013 г. N 05/5532, признано незаконным.
УФАС по Астраханской области, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанный судебный акт, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия сторон.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, считает, что постановление суда апелляционной инстанции следует отменить, а решение суда первой инстанции оставить в силе.
Как следует из материалов дела, 29.03.2013 в адрес ОАО КБ "Восточный" от УФАС по Астраханской области поступил запрос N 05/2018 о предоставлении информации, в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
17.04.2013 в ответ на данный запрос, Банком была направлена запрашиваемая информация, что подтверждается отметкой о принятии от 17.04.2013.
13.05.2013 в адрес Банка от УФАС по Астраханской области поступил новый запрос о предоставлении информации, согласно которому, антимонопольный орган требует предоставить в срок до 24.05.2013, следующую информацию:
- копию анкеты Григорьевой Галины Юрьевны от 24.09.2012, предоставленной в УФАС по Астраханской области письмом от 17.04.2013 исх. 10/13, без исключения данных, указанных в анкете;
- копию заявления на получение кредита N 12/7336/00000/400558, предоставленного в УФАС по Астраханской области письмом от 17.04.2013 исх. 10/13, без исключения данных, указанных в заявлении, со всеми приложениями, в том числе с графиком гашения кредита;
- копии документов, подтверждающих размер фактически полученных Григорьевой Г.Ю. денежных средств.
22.05.2013 в ответ на данный запрос банком было направлено письмо о том, что данная информация является банковской тайной и ее раскрытие возможно в случае предоставления письменного согласия Григорьевой Г.Ю.
17.06.2013 в адрес Банка направлено повторное требование УФАС по Астраханской области N 05/5532 "О предоставлении информации".
Не согласившись с данным требованием ОАО КБ "Восточный" обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что поскольку Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрена обязанность кредитных организаций по предоставлению охраняемой законом тайны, в том числе банковской тайны, такая информация должна быть предоставлена антимонопольную органу по его запросу.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение первой инстанции, посчитал, что поскольку запрашиваемые антимонопольным органом документы являются банковской тайной в силу закона, то у заявителя отсутствуют законные основания для предоставления по требованию УФАС по Астраханской области запрашиваемых сведений и документов.
Учитывая изложенное, суд апелляционный инстанции пришел к выводу, что требование антимонопольного органа не основано на законе и возлагает на Банк обязанности, не предусмотренные законом, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Между тем, судом апелляционной инстанции не учтено нижеследующее.
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Суды установили, что Григорьва Г.Ю. указывала на навязывание Банком услуг страховой компании при заключении Банком с Григорьевой Г.Ю. кредитного договора, в связи с чем антимонопольный орган запросил у Банка копии документов, оформленных Банком и подписанных заемщиком Григорьевой Г.Ю. при обращении за выдачей кредита и его получении.
Как правомерно указал суд первой инстанции, без предоставления Банком указанных документов антимонопольный орган не имеет возможности установить факт наличия или отсутствия нарушения Банком антимонопольного законодательства и в случае наличия нарушения привлечь виновных лиц к административной ответственности.
При этом такие документы антимонопольный орган может получить только от Банка. Кроме того, суд первой инстанции правомерно учел, что заявителем является Григорьева Г.Ю.. Таким образом, указанное лицо будучи заинтересованным лицом в рассмотрении дела не возражало против истребования антимонопольным органом доказательств.
Пунктом 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции установлено, что коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
В ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у физических или юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах (часть 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
Банковская тайна относится к информации, составляющей охраняемую законом тайну, поскольку в отношении банковской тайны установлен особый режим защиты, определенный Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
В соответствии с пунктом 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку Законом о защите конкуренции предусмотрена обязанность кредитных организаций по предоставлению охраняемой законом тайны, в том числе банковской тайны, такая информация должна быть предоставлена антимонопольную органу по его запросу.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для вывода о том, что поскольку запрашиваемые антимонопольным органом документы являются банковской тайной в силу закона, то у заявителя отсутствуют законные основания для предоставления по требованию УФАС по Астраханской области запрашиваемых сведений и документов.
С учетом изложенного судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права. Решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 по делу N А06-4757/2013 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Астраханской области от 12.09.2013 по этому же делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у физических или юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах (часть 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
Банковская тайна относится к информации, составляющей охраняемую законом тайну, поскольку в отношении банковской тайны установлен особый режим защиты, определенный Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
В соответствии с пунктом 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку Законом о защите конкуренции предусмотрена обязанность кредитных организаций по предоставлению охраняемой законом тайны, в том числе банковской тайны, такая информация должна быть предоставлена антимонопольную органу по его запросу."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2014 г. N Ф06-5447/13 по делу N А06-4757/2013
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10360/14
25.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10360/14
28.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5447/13
31.01.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10906/13
12.09.2013 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4757/13