Валютное законодательство: изменения продолжаются
Второй месяц подряд вводятся в действие изменения в валютное законодательство. Мы уже говорили (см. "БП" N 31) о новой редакции Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", действующей с 5 июля 2001 г. Теперь рассмотрим изменения, внесенные в законодательство о валютном регулировании Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования".
Снижен норматив обязательной продажи валютной выручки
Норма продажи валютной выручки ранее составляла 75 процентов и устанавливалась Федеральным законом от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики".
С вступлением в силу Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 130-ФЗ (далее - Закон N 130-ФЗ) норматив обязательной продажи валютной выручки снижен до 50 процентов и действует с 10 августа 2001 г.
Норма обязательной продажи валютной выручки включена в ст.6 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", что в прежних редакциях указанного нормативного акта не предусматривалось.
При этом следует иметь в виду, что продажа экспортной валютной выручки, зачисленной на транзитный валютный счет до вступления Закона в силу и находящейся на транзитном валютном счете резидента в день вступления Закона в силу, осуществляется в соответствии с новым нормативом, то есть в размере 50 процентов (Письмо Центробанка России от 10 августа 2001 г. N 101-Т).
Законом N 130-ФЗ изменена лишь норма обязательной продажи валютной выручки, а порядок продажи остается прежним.
Напомним, что обязательная продажа валютной выручки осуществляется в порядке, установленном Инструкцией ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. N 7 (последние изменения от 18 июня 1999 г. N 580-У), и предусматривает следующие процедуры:
при зачислении валютной выручки на транзитный счет резидента уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня направляет в адрес резидента извещение;
резидент дает поручение уполномоченному банку на обязательную продажу при одновременном зачислении оставшейся части валютной выручки на свой валютный счет;
банк не позднее следующего рабочего дня депонирует подлежащую продаже валюту с транзитного счета клиента на свой отдельный лицевой счет "Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты". В течение трех рабочих дней банк обязан продать ее на межбанковской валютной бирже;
одновременно с депонированием иностранной валюты на своем лицевом счете уполномоченный банк зачисляет оставшуюся часть валютной выручки на текущий валютный счет резидента.
средства от продажи иностранной валюты подлежат обязательному зачислению на расчетный счет резидента;
если резидент в течение семи календарных дней от даты зачисления поступлений в иностранной валюте на его транзитный валютный счет не направляет поручение на обязательную продажу валюты, уполномоченный банк обязан осуществить указанные операции без поручения резидента;
продажа валюты может осуществляться как по договору купли-продажи с уполномоченным банком, так и путем заключения с уполномоченным банком договоров комиссии или поручения, в соответствии с которым комиссионером или поверенным выступает уполномоченный банк.
уполномоченные банки вправе взимать с резидентов комиссионное вознаграждение за осуществление операций, связанных с обязательной продажей части экспортной выручки, но не более 1,3% от суммы продаваемой части валюты, включая расходы по выплате комиссионного вознаграждения межбанковским валютным биржам.
Пример 1
9 августа 2001 г. на транзитный валютный счет организации поступила экспортная выручка в сумме 10 тыс. дол. США, подлежащая обязательной продаже. Поручение на обязательную продажу валютной выручки организация представила в обслуживающий банк 14 августа 2001 г.
В данном случае продажа экспортной валютной выручки должна осуществляться по новому законодательству, то есть в размере 50 процентов.
Валюта продана по курсу 29 руб. за один доллар США. Курсы доллара в период осуществления операции по продаже валюты были следующие: на дату зачисления валютной выручки - 29,3 руб., дату продажи валюты и зачисления средств от продажи валюты на расчетный счет организации - 29,5 руб., на дату зачисления оставшейся от продажи валютной выручки - 29,2 руб. Комиссионное вознаграждение банку - 1% с суммы продажи.
Отражение операций в бухгалтерском учете (по новому Плану счетов):
Д-т сч.52 тр. К-т сч.62 - 10 000 дол./293 000 руб. - поступление экспортной выручки на транзитный валютный счет (10 000 дол. х 29,3 руб.)
Д-т сч.57 К-т сч.52 тр. - 5000 дол./147 500 руб. - списание 50% валютной выручки для обязательной продажи (10 000 дол. х 50% х 29,5 руб.)
Д-т сч.51 К-т сч.57 - 143 550 руб. - зачисление средств от продажи валюты на расчетный счет за минусом суммы комиссионного вознаграждения (5000 дол. х 29 руб. = 145 000 руб., 145 000 х 1% = 1450 руб.)
Д-т сч.26, 91 К-т сч.76 - 1450 руб. - начисление комиссионного вознаграждения банку за проведение операций по продаже валюты
Д-т сч.76 К-т сч.57 - 1450 руб. - зачет уплаты комиссионного вознаграждения
Д-т сч.52 тек. К-т сч.52 тр. - 5000 дол. / 146 000 руб. - поступление оставшейся выручки на текущий валютный счет (5000 дол. х 29,2 руб.)
Д-т сч.91 К-т сч.57 - 2500 руб. - отражение убытка от продажи валюты
Д-т сч.52 тр. К-т сч.91 - 500 руб. - отражение текущей курсовой разницы по транзитному валютному счету.
Убыток, полученный в результате превышения курса, по которому была продана иностранная валюта, над курсом, установленным ЦБ РФ на дату продажи, не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль (в данном примере 2500 руб.). В соответствии с письмами МНС РФ от 2 марта 2000 г. N 02-01-16/27 и от 24 июля 2000 г. N 02-5-11/273 разрешается относить уплаченное банку комиссионное вознаграждение за услуги по обязательной продаже валюты на себестоимость.
Ограничен срок применения льгот по обязательной продаже валюты
С вступлением в силу Закона N 130-ФЗ ранее установленные указами Президента РФ льготы действуют до 1 января 2002 г. Если же установленный указами Президента РФ срок действия указанных льгот и освобождений превышает 1 января 2002 года, такие льготы и освобождения действуют до истечения этого срока.
Как и прежде, льготы для резидентов по обязательной продаже валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также освобождение резидентов от обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) согласно Закону от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" устанавливаются федеральными законами и указами Президента РФ.
Обращаем внимание, что в соответствии с законодательством обязательной продаже подлежит только выручка от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Поскольку данное положение не подлежит расширительному толкованию, нельзя понимать под выручкой все поступления в иностранной валюте. Однако на практике нередко от резидента требуют осуществления продажи валютной выручки, поступившей из других источников, например полученной им безвозмездной финансовой помощи от нерезидента.
Ответственность определяется законом
Ответственность за нарушение порядка зачисления валютной выручки до вступления в силу Закона N 130-ФЗ была предусмотрена Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин".
С включением в Закон о валютном регулировании положения об обязательной продаже валютной выручки применение мер ответственности за его неисполнение будет осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Закона (п.1 ст.14).
Сравним ответственность, предусмотренную этими документами.
Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 |
Закон РФ "О валютном регулирова- нии и валютном контроле" |
Штраф в размере всей сокрытой выручки и обязательная продажа части валют- ной выручки |
Взыскание в доход государства: всего полученного по недействи- тельным сделкам; необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате неза- конных действий |
Итак, согласно Указу организации подвергались штрафу, налагаемому налоговыми или другими органами валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ России. Одновременно предусматривалось, что уплата штрафа не освобождает организацию от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках (п.8 Указа).
Из формулировки п.8 Указа следовало, что предусмотренные в нем санкции подлежали применению лишь в случаях, когда незачисленная выручка являлась сокрытой, то есть умышленно незачисленной должностными лицами организаций на счета в уполномоченных банках на территории РФ в целях уклонения от обязательной продажи части валютной выручки или от налогообложения.
Хотя судебная практика зачастую иначе подходила к этому вопросу, считая, что ответственность юридических лиц установлена за сам факт нарушения и не должна ставится в зависимость от наличия или отсутствия в этом умысла должностных лиц (постановление Президиума ВАС РФ от 30 ноября 1995 г. N 5330/95).
Если говорить о Законе, то изложение ответственности в п.1 ст.14 недостаточно четкое. В частности, Закон не предусматривает дифференцированного подхода к определению размера санкций в зависимости от тяжести нарушения, и любое правонарушение, подпадающее под положения статей 2-8 Закона, наказывается в соответствии с п.1 ст.14. Судебно-арбитражная практика, в свою очередь, рассматривает ответственность, установленную п.1 ст.14 Закона, как административный штраф в размере суммы, в отношении которой было допущено нарушение.
Следовательно, размер санкций за нарушение порядка зачисления валютной выручки фактически не изменится. Порядок продажи валюты на внутреннем рынке не изменен
Рассматривая положение Закона N 130-ФЗ о том, что "порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом РФ", необходимо отметить, что данное положение не является новым и было предусмотрено в ранее действующей редакции Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Соответственно, по мнению автора, нет оснований предполагать, что с принятием Закона N 130-ФЗ вводится положение, на основе которого организацию могут обязать продавать любые валютные поступления, а не только экспортную валютную выручку.
Е. Перминова,
эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 38, август 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.