г. Казань |
|
08 мая 2014 г. |
Дело N А55-18594/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Петрушкина В.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
заявителя - Андрианова Е.Л. (доверенность от 13.11.2013),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Представитель"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.12.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Холодная С.Т.)
по делу N А55-18594/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК "Представитель", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, с привлечением третьего лица: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК "Представитель" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Министерства об отказе в предоставлении земельного участка, оформленное письмом от 10.07.2013 N 12-1/0589/13, и об обязании Министерства обеспечить проведение оценки земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора/ул. Г.Димитрова, площадью 80 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0217003:45, в тридцатидневный срок с даты вынесения решения, а также обязать Министерство принять решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже указанного земельного участка в недельный срок, начиная с даты получения о рыночной стоимости земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель кассационной жалобы указывает, что судебные инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ Министерства противоречит пункту 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок). Вместе с тем, суды неправомерно отказали в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Министерства от 10.07.2013 N 12-1/0589/13 со ссылкой на пункты 2.1-2.6, 3.1 Порядка, мотивируя тем, что названными нормами не предусматривается возможность предоставления земельного участка под временным (некапитальным) объектом в собственность, а позволяет приобретение земельного участка только в аренду. Между тем Порядок предоставления земельных участков в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, был принят в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и не содержит каких-либо ограничений по предоставлению земельных участков в собственность под временные объекты при проведении торгов в форме аукциона.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Стара Загора/ул. Г.Димитрова для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе.
Сообщением от 10.07.2013 N 12-1/0589/13 Министерство отказало Обществу в предоставлении земельного участка, со ссылкой на ответ Департамента от 17.04.2013, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок находится в зоне Р-2 (зона парков, бульваров, набережных), в связи с чем вид использования испрашиваемого земельного участка не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне.
Полагая, что указанным отказом в предоставлении земельного участка нарушены права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, в разделе 2 которого установлен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
При разрешении спора судебные инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ Министерства противоречит требованиям пункта 2.4 Порядка, в соответствии с которым, Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку. При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Основанием для отказа предоставления земельного участка послужило то обстоятельство, что по запросу Министерства письмом Департамента от 17.04.2013 N САМВ-44304 была предоставлена информация о нахождении испрашиваемого земельного участка в зоне Р-2 по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования, утвержденных постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 N 61 и указано, что вид использования объекта не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне.
Вместе с тем, в судебном заседании суда первой инстанции представитель Департамента пояснил, что вышеназванная информация была предоставлена ошибочно. Фактически заявленный вид использования является основным разрешенным видом использования земельных участков в зоне Р-2. Указанное обстоятельство также усматривается из Правил застройки и землепользования, утвержденных постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 N 61.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ противоречит требованиям действующего законодательства.
Однако, отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, исходя из системного толкования пунктов 2.1-2.6, 3.1 Порядка, пришли к выводу о том, что названными нормами не предусматривается возможность предоставления земельного участка под временным (некапитальным) объектом в собственность, а позволяет приобретение земельного участка только в аренду.
Между тем, судами не принято во внимание, что в соответствии с пунктами 2.11-2.13 Порядка предусмотрена возможность приобретения в собственность земельного участка при проведении оценки испрашиваемого земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, и принятии решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка.
Согласно пункту 2.12. указанного Порядка в недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка, и отчета о рыночной стоимости земельного участка, Министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области, осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
Суд кассационной инстанции также находит несостоятельной ссылку судов на пункт 3.1 Порядка.
Пункт 3.1 Порядка, до внесения в него изменений постановлением Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, предусматривал возможность предоставления земельных участков в собственность под временные объекты без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, действующего с 01.07.2012, Положения пунктов 2.11 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в том числе, в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Таким образом, положения пункта 3.1 в новой редакции предусматривают предоставление земельного участка для использования под временный (некапитальный) объект без проведения торгов только в аренду, что не исключает предоставление земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов (пункты 2.11 - 2.12 Порядка).
Судами остались без исследования заявленные требования Общества, изложенные в ходатайстве об уточнении заявления в порядке статьи 49 АПК РФ, в соответствии с которым Общество указывало на возможность предоставления земельного участка в собственность в соответствии с пунктами 2.11-2.12 Порядка и просило устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания Министерства обеспечить проведение оценки испрашиваемого земельного участка и принять решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка.
Из материалов дела следует, что указанные уточнения приняты судом первой инстанции, что отражено в протоколе судебного заседания от 27.11.2013 (л.д. 118).
Таким образом, в результате признания решения Министерства незаконным, суду необходимо было исследовать вопрос о наличии правовых оснований предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность, в том числе с учетом положений пунктов 2.11-2.12 Порядка.
При таких обстоятельствах судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам и с нарушением норм материального права, в связи с чем решение суда и постановление апелляционного суда подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014 по делу N А55-18594/2013 отменить, данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 мая 2014 г. N Ф06-5952/13 по делу N А55-18594/2013