г. Казань |
|
07 мая 2014 г. |
Дело N А72-13733/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Сафина Н.Н.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Тагайская" - Качурина В.В., доверенность от 30.08.2013,
администрации города Ульяновска - Трифоновой О.В., доверенность от 01.04.2014 N 27-01-12, Пельд Т.С., доверенность от 23.07.2013 N 93-01-12
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновска
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
А72-13733/2013 по делу N А72-13733/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Тагайская" (ИНН 7309901437, ОГРН 1047300396923), Ульяновская область, с. Тагай, к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, о признании незаконным отказа администрации г. Ульяновска от 14.10.2013 N 9036-01 в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ульяновск, переулок Красноармейский, кадастровый номер земельного участка 73:24:041603:468, об обязании выдать разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по указанному адресу,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ульяновской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Тагайская" (далее - общество) с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - администрация) о признании незаконным отказа администрации от 14.10.2013 N 9036-01 в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ульяновск, переулок Красноармейский, кадастровый номер земельного участка 73:24:041603:468, об обязании выдать разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ульяновск, переулок Красноармейский, кадастровый номер земельного участка 73:24:041603:468.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.12.2013 заявленные обществом требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт. Суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленные обществом требования в полном объеме.
Посчитав выводы суда апелляционной инстанции незаконными и необоснованными, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит названное постановление отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.12.2013. Ссылается на то, что проектная декларация на 16-ти этажный 80-квартирный жилой дом не соответствует требованиям действующего законодательства и выданному градостроительному плану земельного участка, в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное. Ссылается на то, что основание для отказа в выдаче разрешения на строительство, на которое указывает администрация, не предусмотрено ни Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), ни Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на территории муниципального образования "Город Ульяновск", утвержденным постановлением мэрии города Ульяновска от 19.10.2010 N 5553 (далее - административный регламент).
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм права, установила следующее.
Общество приобрело в собственность земельный участок, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пер. Красноармейский, кадастровый номер земельного участка 73:24:041603:468.
19.02.2013 обществу был выдан градостроительный план земельного участка N RU7330400-49.
16.09.2013 общество обратилось с заявлением в администрацию с просьбой выдать разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пер. Красноармейский, кадастровый номер земельного участка 73:24:041603:468.
При этом обществом были представлены в областное государственное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Ульяновской области" для получения муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешения на строительство следующие документы: заявление, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы, содержащиеся в проектной документации, письмо о сдаче материалов инженерных изысканий (топографическая съемка, геология), положительное заключение экспертизы, свидетельства об аккредитации экспертной организации, выписка из протокола заседания Единого градостроительного совета Ульяновской области.
Письмом от 14.10.2013 N 9036-01 со ссылкой на положения частей 7, 13 статьи 51 ГрК РФ администрация отказала обществу в выдаче разрешения на строительство, указав на не соответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка от 19.02.2013 NRU7330400-49, а именно, на схеме планировочной организации земельного участка не предусмотрены стоянки для временного хранения транспорта; а также на то, что в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования г. Ульяновск, утвержденными постановлением администрации г. Ульяновска от 25.05.2012 N 2388 нормативы размера придомовых земельных участков для многоквартирных жилых домов следует принимать не менее 30 кв. м на 1 квартиру.
Посчитав отказ администрации в выдаче разрешения на строительство незаконным, общество обратилось в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных обществом требований, поскольку посчитал, что в соответствии с пунктом 1.3. Постановления Правительства Ульяновской области от 01.10.2009 N 347-П "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ульяновской области" региональные нормативы обязательны для всех субъектов градостроительных отношений, осуществляющих свою деятельность на территории области. Суд указал на то, что при проектировании должны были учитываться нормативы размера придомовых земельных участков, предусмотренные пунктом 2.3 раздела Расчетные показатели в сфере жилищного обеспечения местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от 25.05.2012 N 2388.
Суд апелляционной инстанции, не согласившись с выводами суда первой инстанции, решение отменил, принял новый судебный акт об удовлетворении требований общества. При этом суд апелляционной инстанции указал, что администрация отказала обществу в выдаче разрешения на строительство по основаниям, которые не предусмотрены ГрК РФ, тогда как перечень оснований предусмотренных законом для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о незаконности вынесенного в адрес общества отказа в выдаче разрешения на строительство на основании следующего.
Суды обеих инстанции на основании представленных в материалах дела доказательств пришли к правомерному выводу о необоснованности указанного в пункте 1 отказа в выдаче разрешения основания о не соответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка от 19.02.2013 N RU7330400-49, а именно, на схеме планировочной организации земельного участка не предусмотрены стоянки для временного хранения транспорта.
Судами указано, что в материалах дела представлены разные схемы планировочной организации земельного участка, со стоянками для автомобилей (лист дела 39, лист дела 65) и без автостоянок. При этом схема планировочной организации земельного участка с указанием на количество мест на гостевых автостоянках - 23, была представлена администрацией.
На основании представленных в суд доказательств, суды пришли к выводу, что администрации была известна схема планировочной организации земельного участка со стоянками для транспорта, суды отклонили ссылку администрации на то, что схема не соответствует пунктам 11.19 и 11.20 СП 42.133330.2011 в связи с тем, что они относятся к селитебным территориям и не применимы в данном случае.
Судом апелляционной инстанции правомерно указано, что действующим законодательством не предусмотрено право администрации г. Ульяновска проверять проектную документацию на предмет соответствия строительным нормам и правилам, данные полномочия отнесены к полномочиям юридических лиц, соответствующим требованиям, установленным статьей 50 ГрК РФ, а именно аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.
Обществом в соответствии с действующим законодательством было получено положительное заключение негосударственной экспертизы N 4-1-1-0201-13, выданное обществом с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Промбезопасность-Оренбург", которое подтверждает в соответствии с частью 5 статьи 49 ГрК РФ соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Также суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что пункт 2 основания, изложенный в оспариваемом отказе, не является законным в связи с тем, что не предусмотрен действующим законодательством как основание для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство установлен пунктом 13 статьи 51 ГрК РФ и пунктом 2.9 административного регламента.
В соответствии с пунктом 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Согласно пункту 2.9 административного регламента основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство являются:
- выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства относится к компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти либо исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в соответствии с частями 5 и 6 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ;
- непредставление всех или хотя бы одного из документов, указанных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента;
- документы поданы лицом, не уполномоченным заявителем на осуществление таких действий;
- представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка или, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (после 31.12.2012), а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
- в представленных документах имеются серьезные повреждения, наличие которых не, позволяет однозначно истолковать их содержание;
- тексты документов написаны неразборчиво, в документах имеются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные, неоговоренные исправления.
Указанного администрацией основания, что в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования г. Ульяновск, утвержденными постановлением администрации г. Ульяновска от 25.05.2012 N 2388 нормативы размера придомовых земельных участков для многоквартирных жилых домов следует принимать не менее 30 кв. м на 1 квартиру, вышеуказанные перечни не содержат.
В тоже время, руководствуясь нормами ГрК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", суд апелляционной инстанции правомерно признал необоснованной ссылку администрации на местные нормативы градостроительного проектирования, установленные постановлением администрации г.Ульяновска от 25.05.2012 N2388, ввиду того, что они не затрагивают вопросы технического регулирования и не устанавливают технические регламенты, в связи с чем не могут быть отнесены к обязательным требованиям к проектированию объектов капитального строительства жилого назначения, то есть к актам технического регулирования..
Суд указал, что местные нормативы градостроительного проектирования, установленные постановлением Администрации г. Ульяновска от 25.05.2012 N 2388, не затрагивают вопросы технического регулирования и не устанавливают технические регламенты, в связи с чем не могут быть отнесены к обязательным требованиям к проектированию объектов капитального строительства жилого назначения, т.е. к актам технического регулирования.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о незаконности вынесенного администрацией отказа в связи с тем, что данный отказ не содержит предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. Указанные администрацией основания действующим законодательством для отказа в выдаче разрешения на строительство не предусмотрены.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, направлены на переоценку выводов суда, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Судебной коллегией кассационной инстанции неправильного применения судом норм материального права, а также нарушений в применении норм процессуального права не установлено.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ, оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А72-13733/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2.9 административного регламента основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство являются:
- выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства относится к компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти либо исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в соответствии с частями 5 и 6 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ;
- непредставление всех или хотя бы одного из документов, указанных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента;
- документы поданы лицом, не уполномоченным заявителем на осуществление таких действий;
- представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка или, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (после 31.12.2012), а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
- в представленных документах имеются серьезные повреждения, наличие которых не, позволяет однозначно истолковать их содержание;
- тексты документов написаны неразборчиво, в документах имеются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные, неоговоренные исправления.
Указанного администрацией основания, что в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования г. Ульяновск, утвержденными постановлением администрации г. Ульяновска от 25.05.2012 N 2388 нормативы размера придомовых земельных участков для многоквартирных жилых домов следует принимать не менее 30 кв. м на 1 квартиру, вышеуказанные перечни не содержат.
В тоже время, руководствуясь нормами ГрК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", суд апелляционной инстанции правомерно признал необоснованной ссылку администрации на местные нормативы градостроительного проектирования, установленные постановлением администрации г.Ульяновска от 25.05.2012 N2388, ввиду того, что они не затрагивают вопросы технического регулирования и не устанавливают технические регламенты, в связи с чем не могут быть отнесены к обязательным требованиям к проектированию объектов капитального строительства жилого назначения, то есть к актам технического регулирования.."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 мая 2014 г. N Ф06-5988/13 по делу N А72-13733/2013
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11721/14
07.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5988/13
03.03.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1698/14
27.12.2013 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-13733/13